Автор последнего штриха

       Человек прячется в листве леса как все другие, но он по своему определению, по своей главной сути эсхатолог, автор последнего штриха. А так — в нём ничего такого, что не было бы у других.

       В. В. Бибихин."Материя" и "эйдос" у Аристотеля и Жака Деррида.


       Автор последнего штриха тот, кто завершает "начатое", но начатое кем? - и эволюцией в том числе. Человек завершает всё начатое эволюцией. И всё начатое им самим он тоже завершает, в противном случае - ничего как не было, так и нет. Ведь завершать означает ни больше и не меньше, как придавать новую свободную форму - проводить последний штрих, прочерчивать последнее "чуть", меняющее всю суть дела.
       В принципе этим же занимается и эволюция - строительством форм, но делает это слепо, в раскидку, через бесконечный потенциал, как бы случайно. Человек подхватывает от неё прежде всего не её многообразие, хотя и последнее он подхватывает, но принцип - принцип рождения нового. Поэтому человек всегда в своей незаменимой сути находится в самом конце - там он на своём единственном, неповторимом месте.
       Бибихин вот придумал для этого термин "последнего штриха", а я обычно говорю - человек это край, это крайний. Очевидно, мы говорим об одном и том же, но только разными терминами.
       Человек должен приносить и привносить с собой последний недостающий элемент, чтобы свершилось, чтобы можно было сказать "есть". И то чего стоит человек, любой человек можно определить как раз по этому его последнему "есть" - кто дотягивает до границы и переходит через неё, а кому постоянно не хватает самой малости.
       Всё многообразие человеческих форм, всё, что создал человек в общем-то можно найти при желании и в природе - как аналог, но чего нельзя найти в природе в чистом виде, так это сам принцип саморазвития и самодвижения. То "орудие", которым человек превращает одно в другое, пользуясь принципом уничтожения и рождения - пользуясь сознательно и направлено.
       И природа, и человек - творцы. Но природа - творец потенциальной бесконечности в силу того, что за счёт этой "бесконечной бесконечности" природа жаждет перепрыгнуть каждый раз, поставленный ею же самой предел - так она и движется, порождая всё новые и новые формы. Однако человек так не растекается, он следует иному пути - он собирает произвольные действия природы в дух, и духом этим начинает формировать саму природу.
      Природа - потенциально безмерна.
      Человек - актуально безмерен, а затем и уже после этого, и благодаря этому безмерен и потенциально.
      Но актуальная безмерность означает способность дойти до границы и пересечь её. Природа никогда так не делает - она набухает долгое время в одних и тех же своих формах, бесконечно видоизменяя их и варьируя, для того чтобы среди этих бесчисленных движений вдруг, спонтанным образом "мигнуло" то, что выскакивает из положенных границ. И тогда природа подхватывает это "выскочившее" и проталкивает его дальше - природа "рожает" и рожает в неизвестность. Но человек, как говорил Сократ - "повивальная бабка", и хотя Сократ так говорил лишь о себе, это справедливо для всякого человека, который стал человеком.
      Да здравствуют бесконечные роды! на основе принципа нового, на основе принципа свободы! "Человек - пастух Бытия" ( Хайдеггер), он направляет Бытие, вечно рассеивающееся в своё многообразие, текущее сразу же во все стороны, направляет в единое русло, в нечто одно. А если требуется, направляет всю мощь природы на что-то другое. Человек стоит у последнего переключателя энергии, так что призвание его ответственное, да. Недаром ведь мы сегодня ощущаем себя ответственными за природу, за климат, за планету, даже за Космос в каком-то смысле. Это и есть наше призвание - ощущать себя за них ответственными. Казалось бы, и без нас всё это было и существовало, и как-то обходилось без нашей помощи, так что не логично принимать на себя всё, так что можно якобы быть и "наряду" со всем остальным. Но нет, человек не может быть лишь "наряду" со всем остальным, он прав в том, что взваливает на себя это всё остальное.

       Мы - последние, за нами, после нас ничего нет, - всё и все находятся "перед нами"....


 


Рецензии