Письмо новокрещенному другу семьи 2002г

Дима!
Хотелось бы написать тебе кое-что, так как при личном общении, может, не будет возможности сказать всего, между тем, если ты действительно хочешь ступить на Путь, тебе было бы очень хорошо услышать какие-то вводные слова, определяющие самые первоначальные ориентиры. Мы с Алесенькой всё собирали по крохам, набивали шишки, ошибались, глупили, и это несмотря на связь с батюшкой, с приходом, жизнь в России и большое желание спасения. Что же говорить – каково придётся тебе.
Мои слова – частью то, чему учит Церковь, частью мой собственный опыт, который может тебе пригодиться. В любом случае, у меня нет никакой власти над тобою, вероучительную власть имеет священник, и его-то надо будет послушаться, если не хочешь для себя духовного вреда. С батюшками спорить не следует. Но ты ещё увидишь, какие это замечательные люди – священники, и ты с радостью будешь слушаться своего духовного отца, которого да подаст тебе Господь.
Крещение – это, действительно, великое событие. Но оно велико не по чувствам, не по впечатлениям, а по смыслу. После крещения ты другой человек – крещённый. Для тебя теперь открыт путь спасения в Церкви. Но само крещение подобно тому, как посеяли семя, маленькое семечко, посеяли тихо и почти незаметно. Теперь за семечком надо ухаживать, поливать, согревать, удобрять почву – это молитвенный труд, таинства церкви, добрые повседневные усилия – чтобы оно проросло, росток набрал силу, разросся и со временем были бы плоды. Всё это процесс очень длительного времени, и сам процесс существует только при наличии ревности, то есть горячего желания с твоей стороны. В духовной жизни спешка категорически запрещена. Наоборот, человек призывается сконцентрироваться на терпении, смирении, кротости, тишине своего внутреннего мира, на многократном терпеливом повторении одного и того же, подчас трудного, нелёгкого. Церковь говорит, что Господь нас уже спас, и от нас зависит только усвоить наше спасение. Усваиваем же мы его через повседневный труд угождения Богу. Если ты действительно, а не только на словах, хочешь спастись, ты потрудишься, если же ты обманываешь себя и Бога, ты отпадёшь, не выдержишь тяжести трудов. Но тогда-то и надо терпеть, когда тяжело и трудно, и тогда ты крепнешь и растёшь духовно. Одним словом, не бойся тягот, трудов и страданий. Всё это помощь нам в нашем спасении. Говорю по опыту: если претерпеваешь – меняешься, становишься сильнее, становишься всё более настоящим, и всё более начинаешь чувствовать духовную реальность. Не надо себя жалеть и не надо ничего бояться, особенно же смерти. Как правило, нас только внутренне пугают, чтобы отвратить и от того малого, что мы могли бы сделать для спасения своей души. Ничего бояться не надо. По своему опыту могу сказать, что я никогда ничего не искал для материального благополучия, я только стремился к Богу, и всё приходило само, хотя и потерпеть кое-что иногда приходилось. И выяснялось, что ничего страшного в этом не было, а что это был очень нужный и полезный опыт.
Считается, что человек в Церкви остаётся новоначальным 10 лет. 10 лет ты навыкаешь жить в Церкви. У нас с Алесей пошёл седьмой год. Когда человек начинает воцерковляться, он сначала чувствует свою беспомощность, непонимание, он смиряется, как бы становится духовным младенцем. И это смирение очень важно сохранить в себе на всю жизнь. Именно смирение и эта детскость, чистота и незлобие, делают нас особенно близкими к Богу. Просто часто люди чуть-чуть осваиваются и уже поднимают голову, учат других, и это бывает очень опасно для них. В Церкви надо всё время смиряться. И это есть путь к Богу.
Внешняя канва жизни православного христианина такова. Суббота вечером, воскресенье утром, вечером перед большими праздниками и утром в праздники (это как позволяет работа) – храм, не реже раза в месяц исповедь и причастие, утренние и вечерние молитвы по молитвослову, ежедневное чтение Евангелия, псалмов и духовной литературы, для новоначальных это жития святых. За всё сразу лучше не браться, а то надорвёшься, привыкать надо потихонечку. Мы сначала в храм ходили только по воскресеньям, но не пропускали: если пропустишь воскресную службу, в душе остаётся пустота и неделя как будто не кончается. Молитвы я сначала читал по одной, привыкал к ним, потом стал читать все (это занимает 30-40 минут), за два года регулярного чтения наизусть выучились все утренние молитвы, потом опять перестал, теперь в основном читаю вечерние только молитвы, но теперь легче, потому что уже появилась потребность молиться и читать именно молитвы из молитвослова. Это очень хорошие молитвы, умилительные, они составлены святыми, они учат нас правильно молиться, молитва по ним сильная. Всё это потихонечку приходит, надо только не ослабевать в стремлении. Иоанн Златоуст говорит, что Бог никакую жертву без любви не принимает. И ещё сказано в Библии: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Общение с Богом может быть только искренним. Я часто плачу на молитве и не могу не плакать. Потом и сердце пробуждается, становится всё более живым, бьётся, тает, трепещет… Молитва – это наша жизнь на земле, это подготовка к духовному миру, к посмертию. Всё не сразу начинаешь чувствовать. И мы с Алесей сначала (где-то через полгода) с удивлением обнаружили, что службы, столь утомительные для нас, тяжёлые, ощущаются нами как самое главное в нашей жизни. У Святых отцов есть такое изречение: «Даждь кровь, прими дух». То есть часто в ответ на твои чисто физические усилия происходит внутреннее изменение в тебе самом. Ещё мы с самого начала строго относились к постам: всё соблюдали, это довольно легко. И именно посты научили меня ценить животную пищу, а раньше я к пище был совершенно равнодушен. Есть однодневные посты (в среду и пятницу, 18 января, 11 сентября, 27 сентября), есть 4 многодневных поста – это всё можно посмотреть в православном календарике. В посты следует воздерживаться от супружеской жизни. Также и в ночь на среду, пятницу и воскресение, в Святки (8-19 января) и в Светлую седмицу после Пасхи, на праздники (красные дни в календарике).
Из чтения – сначала всё самое простое, начальное: Закон Божий, правила поведения в храме, основы вероучения и главное – жития и жизнеописания святых. Я начинал с древних подвижников, потом Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, новомученики. Книги Господь пошлёт. Кое-что и мы можем дать.
Основные жизненные вопросы надо решать с батюшкой – где жить, благословение на работу, на женитьбу, на отдание ребёнка в школу, вопросы интимной жизни и т.д. То есть мы как бы снова детками становимся, а батюшки – это отцы. Тут тоже глубокий смысл: внешняя земная жизнь отдаётся Церкви, строится ею, ты о ней не волнуешься и заботишься по большому счёту только о Царствии Небесном. И нигде такой любви и такой тайны, как в Церкви, на земле нет. Церковь – это небо на земле. И душа чувствует это. Когда человек приходит в Церковь, он уже как бы входит в потусторонний мир, у него уже особое положение в этой жизни. И он ещё здесь проходит те мытарства, которые ждут людей после смерти. Верующий на суд не приходит, у него суд ещё в этой жизни, так я слышал. Господь за Своими следит особо и наказывает, в случае чего, быстро, и это большая милость, ибо наказуя Господь милует. Самые несчастные те, кто живёт в довольстве и в беззаконии – эти Богом оставлены. В Церкви начинаются, тоже потихонечку, испытания и страдания, и это есть путь, и душу посещает радость. Не надо бояться страданий, крест всегда даётся по силам, Бога надо за всё благодарить. Особенно будем благодарить Его там. «Он пел о блаженстве бессмертных дух;в || Под кущами райских садов, || О Боге великом он пел и хвала || Его непритворна была».
Неся свой крест, мы несём его вместе с Богом, со Христом, мы сораспинаемся Ему. Я, грешный, думаю, что здесь, на земле, у каждого свой крест и каждый несёт его сам, хотя мы и должны помогать друг другу, и Бог таинственно помогает нам в несении креста, помогает нести Его легко, с радостью. А за крест сплетаются нам на небесах венцы, и там мы уже не будем по отдельности друг от друга, и блаженство наше будет также и друг в друге, ибо в мире Божией правды душа другого – великая радость для тебя. Наши души таинственно переплетены друг с другом, и наши молитвы друг за друга здесь – залог грядущей встречи там. Всё имеет очень глубокий смысл и ничто не случайно. Чем дальше вы будете жить в Церкви, тем сильнее вы это будете чувствовать.
В России каждый вечер с 20-00 до 23-00 на частоте FM 72,92 МГц можно слушать православную радиостанцию «Радонеж», новоначальным она очень помогает – так сказать, «вводит в курс дела».
Мы рассчитываем на ваши молитвы о нас. Чем глубже вы будете погружаться в Церковь, тем сердечнее вы за нас будете молиться. И вы сами увидите и почувствуете, какие возвышенные, чистые и бескорыстные отношения возможны между людьми, и какая неправда всё то, что происходит сейчас с людьми вне Церкви.
Да благословит вас Господь и да покроет Матерь Божия от всякого зла.

фото с крещения сына 2002г в храме Святителя Николая в Старом Ваганькове, прихожанами которого мы были в 1995-2004гг


Рецензии