Имя на поэтической поверке. Надежда Полякова
«Мальчик на дороге».
«В молчанье тягостном и строгом
Мы отступали на восток,
И мальчик шёл по тем дорогам
И отыскать родных не мог.
С неровно стриженою чёлкой,
С припухлой верхнею губой…
А я сама была девчонкой
И не взяла его с собой.
О, если б нынешнюю мне бы
Мою решительность – тогда!
Я только поделилась хлебом,
Спросила: чей? Идёт куда?
А он молчал, вдыхая запах
Ржаного хлеба, и не ел,
И молча, плакал, и на запад,
Залитый пламенем, глядел.
И полз сентябрь лисицей рыжей
И листья в лужах полоскал…
Я верю в то, что мальчик выжил
И отыскал, кого искал.
А мне всё помнить о далёком,
И позабыть его нельзя.
Ведь там – с надеждой и упрёком
Ребячьи светятся глаза».
Надежда Михайловна Полякова, русская, советская поэтесса, прозаик, переводчик, участник войны.
Родилась Надежда Полякова 15 декабря 1923 года, в деревне Босутино Новгородской области, Опеченского района, в трудовой семье, отец – рабочий, мастер по дереву, мать из крестьян.
Родившись на лесном хуторе, Надежда познала и прочувствовала прелесть русской природы, но всю свою дальнейшую жизнь, начиная со школьных лет, после 7-го класса она прожила у родственников, в Ленинграде.
С учёбой в ленинградской школе исключительно повезло, она училась в Доме литературного воспитания школьников, где были первоклассные преподаватели.
Там давали хорошее, многостороннее литературное образование и прививалось серьёзное отношение к литературному труду.
Первое своё стихотворение, под названием «Весеннее», Надежда Полякова, опубликовала ещё до войны, в 1940 году, в журнале «Смена».
10-ый класс, Надежда Полякова окончила в июне 1941 года, с тем поколением, которое почти всё было выбито войной.
С первых дней Великой Отечественной войны Надежда Полякова была направлена на оборонные работы, три месяца рыла окопы и противотанковые рвы под Малой Вишерой.
С марта 1942 года работала зав. избой-читальней, фининспектором.
В феврале 1943 года была призвана в армию. Служила в пехотной части заведующей делопроизводством штаба полка. Награждена орденом Отечественной войны II степени.
Участие женщин в войне особая, непростая тема, для дискуссии. Война, по выражению Льва Толстого, противна самой природе человеческой.
Тем более противоестественно участие в ней женщины – носительницы и продолжательницы рода.
Для Надежды Михайловны, это было выношенное и твёрдое убеждение. Скорее всего, по этой причине у неё немного стихов, написанных о войне впрямую.
Долгое время она вообще о войне не писала, да и потом, решившись, каждый раз подходила к этой теме, как к заминированному полю.
Однако война тех, кто её прошёл, даже если о ней не писать «впрямую», всё равно живёт в сознании – подобно тому, как даёт о себе знать старая рана в теле.
С 1946 года по 1953 год, Надежда Михайловна рифмованных строчек не писала, из-за атмосферы гонений в стране, начатой в августе 1946 года, в отношении творчества незаурядных писателей и поэтов, отличающихся независимостью суждений, отличных от тех, что установила власть.
В августе 1946 года произошло событие, на долгие годы определившее судьбу многих талантливых поэтов и писателей.
Печально знаменитое Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 года, о журналах «Звезда» и «Ленинград».
В котором Михаил Зощенко характеризовался как пошляк и подонок, а Анна Ахматова, представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии, пропитанной духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной литературы.
Можно считать за благо, что время было послевоенное и Михаила Зощенко и Анну Ахматову – пощадили и оставили на свободе, подвергнув только массированной травле.
В 1949 году Надежда Михайловна окончила филологический факультет Ленинградского университета. Работала в газетах «Ленинградская правда», «Крылья Советов».
В 1956 году ушла со штатной работы в газете и стала профессионально заниматься только литературным творчеством. Член Союза писателей СССР.
В «перестроечные годы, когда за стихи перестали платить гонорары, пошла, работать в школу учителем русского языка и литературы.
За свою жизнь Надежда Михайловна издала 22-а сборника стихотворений, 18-ть книг стихотворений для детей и 3-и книги прозы.
Надо сказать, за свой большой талант, Надежда Михайловна – расплатилась одиночеством, и очень страдала от него.
В своих поэтических строках, Надежда Михайловна образно отразила это чувство:
«Всю жизнь хотела я иметь семью,
Теперь об этом вспоминать не смею
И открываю вновь тетрадь свою,
Что стала всем, даже семьёй моею».
У Надежды Михайловны Поляковой совершенно нет стихов, написанных, как говорится, просто так. Нелёгкая биография, участие в кровопролитной войне,приучила поэта мерить жизнь крупными масштабами.
До последних дней Надежда Михайловна продолжала писать и стихи и прозу.
29 сентября 2007 года, на 84-ом году, ушла из жизни, одна из лучших поэтесс Санкт-Петербурга Надежда Михайловна Полякова.
30-го сентября православная церковь отмечает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, итальянки.
Она была христианкой и своих дочерей назвала в честь главных христианских добродетелей – «Пистис», «Эльпис», «Агапэ», что в переводе с греческого означает – «Вера», «Надежда», «Любовь».
Наталья Михайловна ушла за сутки до своего тезоименитства – у Бога случайностей нет.
Похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Русская литература конца ХХ века и начала ХХI открыла одиночество, как самое страшное, но, увы, обыденное состояние.
Переживание одиночества занимало у Надежды Михайловны, в творчестве, много места, но её стихи учат нас тому, что одиночества отступает, нужно лишь движение души навстречу Богу, миру, другому человеку.
Из поэтического наследия Надежды Поляковой.
***
«Не хлебом, не хлебом единым,
Не домом, не ярким тряпьём…
Хотя с аппетитом едим мы,
Охотно по праздникам пьём.
Но всё оттесняют, как тени
В углы разгоняет свеча,
Потребность душевных общений
И чувство родного плеча».
«Молитва».
«Укрепи мой дух,
Исцели мою плоть, -
Я прошу Тебя,
Всемогущий Господь.
Дай мне сил одолеть
Вереницу бед,
Здравый смысл сохранить
До скончания лет,
Чтоб могла отличить
Я добро от зла,
Чтоб к друзьям и врагам
Справедливой была.
При чужой беде
Быть не дай в стороне
От того, кому
Тяжелей, чем мне.
Остальное, Господь,
Ты мне дал сполна:
Проникать в века,
Где седа старина,
И послушны слова,
И прозрачна речь,
Чтоб живой строкой
На бумагу лечь».
«Ночная боль».
«Суставами хрустит во мне война,
Кровавым сном мои кромсает ночи,
И взрывами внезапными грохочет,
И стонами протяжными полна.
Я не хочу писать о ней. Не мне
В трагедиях играть мужские роли
И минами засеянное поле
Переползать в безлунной тишине.
Я мирной жизнью занята всерьёз,
Я не хожу в военные музеи,
Я с ветеранами не пью хмельное зелье
И в рюмку не роняю пьяных слёз.
Ни говорить, ни слушать о войне
Я не хочу. Но что мне делать ночью,
Когда она, врываясь в сны грохочет
И острой болью мечется во мне?».
«Плач поэтов по России».
«Что слова бормотать пустые,
Кулаками стучать о стол?
Не стихами спасать Россию –
Возрожденьем безлюдных сёл.
Только кто из вас в глушь поедет,
В лопуховый простор страны?
Ни родни там, и не соседей,
И ни плуга, ни бороны.
Золотым представляется детство,
Что голодным было, босым.
Сгнило дедовское наследство,
Из трубы не струится дым.
Не пройтись беспечной походкой,
С трав душистых сбивая росу.
И роняете в рюмки с водкой
Ностальгическую слезу».
«Белые ночи».
«Петербургский май – предвестник лета.
С белыми ночами дружит май.
Будто лампочки дневного света
Над землёй включили невзначай.
Бьёт в гранит воды прозрачный гребень.
И, не ожидая темноты,
Словно руки, вскинутые в небо,
над Невой разводятся мосты.
Под мостов раздвинутые своды
С полночи до самого утра
Дымные проходят пароходы,
Мчатся работяги-катера.
Белой ночью спать совсем не хочешь,
Не стихает город за окном,
Потому, что можно белой ночью
Делать всё, как будто это днём».
«Милосердие».
«Давайте помолимся Богу
И станем на праведный путь,
Чтоб шагом за шаг понемногу
Душе милосердье вернуть.
Не мелкое личное счастье,
Чтоб в ступе водицу толочь,
А в каждой судьбе соучастье,
Чтоб каждому в горе помочь.
Чтоб в час, когда встречусь со смертью,
Ни страха не знать, ни тревог,
И верить, что есть милосердье,
Которое дарует Бог».
***
«Зачем во сне моём усталом
Опять за поездом, по шпалам
Бежишь с водою в котелке
В нелепо согнутой руке?
Вагону не остановиться,
Мне со ступеньки не умыться,
Ты не узнаешь никогда,
Как я мила и молода…
Ведь в жизни было всё как надо:
Плескалась ясная прохлада,
Вагон качался и скрипел,
И ты догнал его, успел.
Вода смывала грязи корки,
Текла за ворот гимнастёрки,
Я утиралась рукавом
В том дне давнишнем, но живом.
«Я чисто вымылась?» - спросила.
А ты сказал: «Как ты красива!»
Я отшатнулась от тебя,
Ещё не веря, не любя…
Так для чего во сне тревожишь
Тем, что вагон догнать не можешь
И не узнаешь никогда,
Как я мила и молода?».
«Чёрные вдовы».
«О, чёрные вдовы!
Безумного века чума!
Мужья с сыновьями убиты,
И взорваны бомбой дома.
Отчаянье петлю
Сжимает на вдовьей судьбе.
Взывают к Аллаху,
Чтоб взял их, скорее к себе.
Ни жить, ни дышать,
Черноглазых детей не рожать.
Осталось решиться
На кнопку взрывчатки нажать.
Пусть мир погибает,
Что к ним беспощадно жесток!
На лоб надвигает,
Как символ их веры, платок.
О, чёрные вдовы!
Чумою идут по стране.
Моляся Аллаху,
Делами, служа сатане…
***
«Костёр мой ещё не потушен.
И я призываю: Господь!
Прости мою грешную душу,
Смири мою жадную плоть.
Дай вечно мне слышать отныне
Не взрывы, а звон вдалеке,
И верить, что храмы земные
Построены не на песке,
Что ржавчина съела патроны
И юный в раю командир.
И разум безумьем не тронут,
Хоть близок к безумию мир».
Свидетельство о публикации №119042403165
Алексей Григорьевич Кирдянов 24.06.2020 17:30 Заявить о нарушении