Философ Пьер Гассенди
Или Гассенд (фр. Pierre Gassendi),
22 января 1592 года,
В Шантерсье, близ Диня,
Родился,
И 63-ри года прожил,
Пьер умер, в Париже,
24 октября 1655 года,
Философ, священник,
Математик, астроном,
Исследователем,
Древних текстов был он,
Риторику в Дине, преподавал,
Позднее в Экс-ан-Провансе,
Профессором философии стал,
С юных лет Поль,
Способности к науке проявлял,
Учился в коллеже,
В городе Динь,
Затем в университете,
В Экс-ан-Провансе,
С 1612 года,
Теологию в Дине преподавал,
С 1617 года,
Кафедру философии возглавлял,
В университете, в Экс-ан-Провансе,
Там учение Аристотеля,
Он излагал,
А потом его критиковал,
Поль астрономию,
С учениками изучали,
Про открытия Коперника,
И Джордано Бруно они узнали,
И этим убедили Поля,
В неверности учения,
Философа Аристотеля,
Его физики и его астрономии,
И Гассенди в труде:
«Парадоксальные упражнения,
Против аристотеликов»,
"Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos"
Гренобль, 1627 год,
Аристотеля критиковал,
Хотя это сочинения не дописал,
Нападать на Аристотеля,
И защищать Коперника,
Тогда опасно было,
Как показала участь,
Этьена Долэ,
И Джордано Бруно,
Еще до издания своей книги,
Гассенди кафедру оставил,
И жил то в Дине,
Где был каноником,
Кафедрального собора,
Или в Париже,
Откуда совершал,
Поездки в Бельгию,
Имел он такую привилегию,
Или в Голландию,
Там познакомился с Гоббсом,
И в 1631 году издал,
"Epistolica dissertatio in qua praecipua principia,
Рhilosophiae R. Fluddi deteguntur",
Разбор мистического учения,
Роберта Фладда,
Английского врача,
Философа-мистика,
Члена, «Ордена розы и креста»,
Розенкрейцера,
Теологического и тайного,
Мистического общества,
По легенде основанного,
В период позднего Средневековья,
В Германии неким,
Христианом Розенкрейцем,
Позже критические заметки написал,
«Декартовские размышления»,
"Disquisitio adversus Cartesium",
Приведшие к полемике его,
С Декартом в дальнейшем,
Гассенди выступал с критикой,
Декартовского учения,
Что опыт необходим лишь,
Для помощи разуму,
В тех ситуациях,
Когда прийти к истине,
Исключительно размышлениями,
Невозможно,
Деятельность Поля,
В области точных наук,
Требовала обоснования,
Которое Гассенди нашел,
В учении Эпикура,
Благодаря Эпикуру,
Сложились воззрения Гассенди,
Их он изложил в труде,
«Syntagma philosophicum»,
Вышедшем, уже после,
Смерти Гассенди,
В 1645 году Гассенди,
Кафедру математики возглавил,
В Coll;ge royal de France,
А в последние годы жизни,
Он две работы об Эпикуре издал,
«De vita, moribus et doctrina Epicuri libri octo» (1647),
И «Syntagma philosophiae Epicuri» (1649),
Полемическим даром,
Поль обладал,
Должное противнику,
Поль отдавал,
Тонкие и веские замечания,
Высказывал,
Ясно и точно,
Свою позицию излагал;
Свой главный труд:
«Свод философии»,
Издан в 1658,
После смерти автора,
Он выдвинул ряд положений в нем,
Направленных против скептицизма,
А также против догматизма,
Философия Гассенди состоит:
Из логики,
Устанавливающей,
Признаки истины и пути,
Ведущие к ее познанию,
Физики и этики,
Физика исследует,
Истинное значение вещи,
А этика, это наука быть счастливым,
Для этого необходимо поступать,
Согласно с добродетелью,
А введением к ним служит логика,
Которая представляет искусство,
Правильно представлять - идея,
Правильно судить - предложение,
Правильно умозаключать - силлогизм,
И правильно располагать выводы - метод,
По его учению,
В физике,
Которую он считал,
Самой обширной,
Частью философии,
Гассенди доказывал,
Объективное существование,
Пространства и времени,
При этом ссылался,
На ряд примеров из физики,
Сжатие, расширение тел и другие,
Все существующее состоит,
Из атомов и пустоты,
И находится в пространстве,
Бесконечного наполнения,
И времени,
Время и пространство,
Никем не сотворены,
И не могут быть уничтожены,
В отличие от атомов,
Которые созданы богом,
Но обладают самостоятельным,
Внутренним стремлением,
К движению,
Гассенди считал, что все предметы,
Обладают душой чувствующей,
И хотя бы смутно рассуждающей,
Атомы вечны,
Поскольку вечна вселенная,
Но они, как и вселенная,
Сотворены Богом,
По его же воле,
Они сгруппировались в тело,
Ибо как из простого смешения букв,
Не может возникнуть поэмы,
Так и из случайной группировки атомов,
Не могли при сотворении мира,
Произойти тела,
Без содействия Бога,
В этих положениях,
Отличие Гассенди,
От материалистов,
Произвольное самозарождение,
Даже в царстве минеральном,
Гассенди отрицает:
«Всякое тело,
Не родившееся от себе подобного,
Обязано своим происхождением семени,
Предсуществовавшему с сотворения мира,
Семени,
В котором оно заключалось потенциально,
Окружающие же условия,
Способствовали его появлению»;
Число атомов ограничено,
Хотя и огромно,
Число атомов и их форм,
Конечно и постоянно,
Поэтому количество материи постоянно,
Но число форм меньше числа атомов,
Гассенди не признает за атомами,
Вторичных свойств:
Запаха, вкуса и других,
Различие атомов,
Кроме формы,
Заключается в различии,
Их главного свойства,
Веса или прирожденного,
Их стремления к движению,
Группируясь,
Они образуют все тела вселенной,
И являются, следовательно,
Причиной не только качеств тел,
Но и их движения,
Ими обусловливаются,
Все силы природы,
Так как атомы не рождаются,
И не исчезают,
То и количество живой силы в природе,
Остается неизменным,
Когда тело в покое,
Сила не исчезает,
А только пребывает связанной,
А когда оно приходит в движение,
Сила не рождается,
А только освобождается,
Действия на расстоянии не существует,
И если одно тело притягивает другое,
Не соприкасаясь с ним,
То это можно объяснить так,
Что от первого исходят потоки атомов,
Которые соприкасаются с атомами второго,
Это одинаково применимо,
К одушевленным и неодушевленным телам;
Душа состоит из особых атомов,
Рассредоточенных по всему телу,
Основой познания служат,
Логика и показания,
Органов чувств,
Ощущения,
Относительно возможности,
Познать истину,
Он держится середины,
Между скептиками и догматиками,
«Посредством разума мы можем познать,
Не только видимость,
Но и саму сущность вещей,
Нельзя отрицать, что есть тайны,
Недоступные человеческому уму»,
В отношении знания и веры,
Излагая учение о материи,
Гассенди повторял,
Основные положения,
Эпикура и Лукреция,
Признавал существование,
Особых атомов тепла и холода,
Вызывающих соответствующие,
Чувственные ощущения,
А также существования,
Атомов души,
Материалистически,
Объясняя явления,
Бытия и сознания,
Чисто механической,
Движущей силой атомов,
«Животной» души,
Гассенди приписывал человеку,
Наряду с «животной», «чувственной»,
Материальной душой,
И «разумную»,
Нематериальную душу,
Отдавая этим самым дань,
Религии и идеализму,
Но в анализе деятельности,
«Чувственной»,
И «разумной» души,
Он не мог внятно показать,
Ни одной из функций «разумной души»,
Которая была бы независима,
От функции «чувственной»,
Тело, душа «чувствующая»,
И душа «разумная»,
Составляют единое,
Не вследствие физического единства,
Но потому что они предназначены,
Для взаимного дополнения,
«Чувствующая» душа,
Область которой есть все тело,
Воспринимает образы,
Внешних предметов,
С помощью органов чувств,
И познает их посредством:
Памяти,
Сравнения, или суждения,
И выводов, или рассуждения,
Эти последние три деятельности,
Гассенди считает функциями воображения,
Душа «разумная»,
Присуща только человеку,
В противоположность,
Души «чувствующей»,
Она пребывает только в мозгу,
Посредством разума,
Человек познает вещи,
Недоступные чувственному восприятию,
И воображению, это:
Понятие о Боге, самосознание и другие,
Душа «разумная» нематериальна,
Следовательно, вечна,
Это ее отличие,
От души «чувствующей»,
Но проявляться она может,
Только по поводу данных,
Этой последней;
В этике Гассенди,
Аскетическую,
Церковную мораль отрицал,
В согласии с Эпикуром,
Он утверждал,
Что всякое удовольствие,
Есть благо само по себе,
А всякая добродетель,
Есть благо,
Постольку, поскольку,
Она доставляет «безмятежность»,
В общественно-политических,
Взглядах Гассенди,
Отражается компромисс,
Буржуазии с монархией,
На которую она опиралась,
В борьбе против,
Феодальной знати,
Гассенди был сторонником,
Твердой центральной власти,
В абсолютном монархе он видел,
«Разумного хозяина государства»;
Гассенди принадлежит,
Множество наблюдений и открытий,
В области астрономии:
О прохождении Меркурия,
Через солнечный диск,
Открытие пяти спутников Юпитера,
Помимо четырех, открытых ранее,
В исторических условиях XVII века,
Гассенди сыграл,
Несомненно прогрессивную роль,
Как философ и ученый;
Гассенди оказал влияние,
На английского философа,
Основателя либерализма,
Джона Локка,
Французского публициста и философа,
Пьера Бейля,
И английского математика,
Механика, астронома и физика,
Создателя классической механики,
Исаака Ньютона,
По политическим воззрениям,
Поль примыкал,
К французскому мыслителю,
Теоретику естественного права,
Юристу, Жану Бодену,
За неограниченную монархию стоял,
Если она не вырождается в тиранию;
Гассенди скончался в Париже,
24 октября 1655 года,
И был похоронен в парижской церкви,
Saint-Nicolas-des-Champs.
Свидетельство о публикации №119042402209