Судейский обзор Юрия Семецкого
Поэтический нарратив должен быть поэтическим. Хорошо, предположим, что задача была рассказать анекдот. Вполне допустимо. Однако вся соль истории была высказана ещё в первой строфе, поэтому весь остальной текст выглядит ненужным довеском. Советую поработать с композицией. И обратите внимание на ударения — квАртал, замЕнен — это не айс.
Стихотворение 2 Недолог королевский век
«Недолог королевский век» - сомнительная максима. Посмотрите на английскую королеву.
«Она была "Мисс элегантность" И у её гламурных век Сжималось гордое пространство» - даже представить не могу, о чём речь, и почему мисс элегантность в кавычках. Как всё это связано?
Надо учиться строить композицию.
Стихотворение 3 Тот, кто царствует сегодня
Автор шёл за звуком и потерял цель похода. Однако нечто поэтическое в этом есть.
Стихотворение 4 Про шута
Для стихотворения-высказывания — слишком длинное. Для рассказа в стихах — отсутствует интересный сюжет.
Стихотворение 5 Эти карты таро
Это стихотворение отмечаю в качестве кандидата в шорт — образно, интересно, есть простор для воображения. Окончательное решение приму, когда прочитаю все стихотворения конкурса.
Стихотворение 6 Вот это бабушка!
Тоже хорошее стихотворение. Особенно финал понравился. Кандидат в шорт.
Стихотворение 7 У камня
Посоветовал бы ещё поработать, уделив больше внимания синтаксису. Особенно царапнуло следующее предложение:
Не грезил о великих битвах И расширении границ, Дни проводя в постах, молитвах И тихом шелесте страниц.
Герой проводил дни в тихом шелесте страниц? Серьёзно? Вы, верно, считаете это высказывание поэтичным? А мне оно кажется просто неграмотным.
Стихотворение 8 Замуж за принца
Есть интересная идея, живо изложено, читается с интересом. Беру кандидатом в шорт.
Стихотворение 9 Королевская ватрушка
Началось так себе, закончилось никак. А середина мне очень понравилась:
Метёт пурга, под утро колкий лёд… Прохожие торопятся, сутулясь, Укрыться от простывших волглых улиц, Дождей, секущих сутки напролёт. Так хочется в квартирное тепло, Где терпкий чай готовит мне подружка,
Пышнеет королевская ватрушка И толстый кот мурлычет о былом…
За исключением фразы «Дождей, секущих сутки напролёт». В ней есть двусмысленность, которая не работает на образ, а уводит в сторону.
Стихотворение 10 Клака
Пафоса много, а повод пустячный. По жанру — данное стихотворение больше всего напоминает высказывание, но для высказывания слишком размытый финал. Я понял, что автор хотел сказать, что клака — это плохо, но автору не удалось убедить меня в этом.
Стихотворение 11 Ничья
Можно было бы поругать автора за недоорганизованный ритм, но я этого делать не буду. Данная шахматная партия меня не увлекла и не заинтересовала. Ну и нечего на ритм пенять, если история скучна.
Стихотворение 12 Коготь льва
Во-первых, это история (рассказ в стихах), а значит, сюжет должен быть понятен читателям. А я так и не понял, почему герой собирался быть королём в королевстве теней. Во-вторых, композиция — слишком затянутое вступление. Когда уже казалось, что герой вот-вот закончит перечислять профессии, и это выведет на какой-то оригинальный финал, выяснилось, что всё это ради любви. Цель достойная. А композиция с перегруженным вступлением и загадочным финалом.
Синтаксис почти хороший, и всё-таки лучше бы ещё поработать с этим стихотворением. Такие фразы, как «Задержала чуть пальцы» и «простившего с ядом укол», лучше привести в более подобающий русскому языку вид.
Стихотворение 13 Что за день!
«Королева вздохнула и сунула руку под щёку» - возникает образ спящей королевы.
«Шут попался дурак» - это не русский синтаксис. Либо «шут попался(, или -) дурак», либо «шут оказался дураком». В разговорной речи допустимо, в авторской — нет.
«нет претендентов других до сих пор» - нам ничего не было известно про поиски палача, значит, и уточнение «до сих пор» здесь лишнее.
И т. п.
Стихотворение 14 Шахматист
своих, все, сразу, вдруг... - слишком много мусора в речи автора.
Да и сама история меня не заинтересовала.
Стихотворение 15 Гадалка знает
«хитрющим» - и дальше читать не хочется. Русский язык богат на синонимы, и можно было подобрать эпитет для орнамента не прибегая к уродованию языка. Например — лукавым. Но дело не только в этом — образ не складывается. Что такое хитрый орнамент? Что за изюминка в этом орнаменте? Надо было об этом рассказать в тексте или не использовать сомнительный эпитет.
«Дальними — тайнами» - это хорошая рифма. И тем обиднее увидеть рядом «стареть — секрет» - это вообще не рифма.
Стихотворение 16 Гадание на короля
«А как цвели там травы прошлым летом!» - ну и как они цвели? Автор не должен перекладывать на читателя детализацию собственного текста.
«рати всей назло» - если это аллюзия на роман Роберта Уоррена, то ладно (хотя при чём здесь коррупция?), но если не аллюзия, то фраза неудачная.
В принципе, синтаксис приемлемый, но штампы портят авторскую речь. На общем фоне стихотворение выделяется, но не настолько, чтобы мне понравилось.
Стихотворение 17
Милое стихотворение, но недоработанное. Текста мне не хватило. Я ещё не успел заинтересоваться судьбой героев, а тут уже конец подоспел.
История винтажная, и именно поэтому надо обязательно постараться вдохнуть в неё хоть что-то оригинальное. Стихотворение перспективное, но не более...
Стихотворение 18 Думы о народе
«На крыльце сидел и думал думу тяжкую король» - лучшая фраза в стихотворении.
А после «Ближе быть хотел к народу, вот и думал на крыльце» вспомнилась фраза из древнего анекдота: «За окном шёл дождь и рота солдат».
Советую серьёзнее относиться к синтаксису.
Стихотворение 19 Лесной король
Потенциально хорошее стихотворение, в котором надо убрать «мой» из первой строфы, совсем выбросить три последние, и написать интересный финал.
Очень понравился нижеследующий образ:
А он глядит на челядь свысока, Увенчан, как короной, пышной кроной, И чешут облака свои бока Её верхушкой бархатно-зелёной.
Хотя и здесь синтаксис далёк от идеального.
Стихотворение 20 Король и капуста
Если бы всё стихотворение было написано, как последняя строфа:
Ползёт к финалу бестолковый день, Стучит в виски костяшкой «пусто-пусто». И что мне трон, когда, тесня плетень, Ядрёным соком полнится капуста.
То оно (стихотворение) стало бы претендентом в мой шорт-лист. Однако всё остальное написано безобразным нарративом. Не такой я себе представляю поэзию.
Стихотворение 21 Сказка про Королеву
Стихотворение вполне живое. И быть бы ему в шорт-листе, да вот незадача, смена фамилии — слишком уж незначительный повод для создания литературного произведения.
Стихотворение 22 Отпусти, я сама отрекаюсь
С одной стороны, я не очень понимаю, почему героине надо нырять в парное молоко, которое обязательно должно находится не в кадушке (а в чём? В реке, в ванной?), почему плакать подобно Ярославне — это унижение (или героиня согласна унизиться до королевы?), и что за дела такие связаны у героини с унижением, почему финальные строки звучат угрожающе, ведь она только что унижалась. То есть композиция не выстроена, и сумбура больше, чем требуется даже для поэтического произведения.
С другой стороны, чувствуется потенциал автора, и у стихотворения есть и загадочная история, и простор для воображения, и настроение.
Ну и поскольку у меня есть ещё места в шорт-листе, беру кандидатом.
Стихотворение 23 Из жизни венценосных особ
Да простит меня автор, но мне не смешно и не интересно. Стихотворение толком и не написано, это черновик.
Стихотворение 24 Королева акро
Ужас. Что это было?
Стихотворение 25 Пост-маргинальное
Три раза перечитал, ничего не понял. Вполне допускаю, что это хорошее стихотворение, но оно просто не для конкурса.
Шорт-лист:
Стихотворение 5 Эти карты таро
Стихотворение 6 Вот это бабушка!
Стихотворение 8 Замуж за принца
Стихотворение 22 Отпусти, я сама отрекаюсь
Свидетельство о публикации №119042206262
http://www.stihi.ru/2019/04/25/2403
Юрий Рехтер 25.04.2019 11:55 Заявить о нарушении
Я только что закончил судить конкурс МПК, там было очень много стихотворений, которые я читал с удовольствием, и я всё ещё нахожусь под впечатлением прочитанного. Поэтому, извините, но я буду критиковать.
Во-первых, рифмы. Шипящие буквы создают сильный звук, из-за чего рифмы типа "печать - стоять" выглядят очень бедно. Грамматические рифмы - это тоже не айс. Проще перечислить удачные рифмы, которых у Вас всего две (лежала - кинжалов и малость - сжималось) и ещё две достаточно интересные (лоций - пропорций, это грамматическая рифма, но из-за сильного шипящего звука она хорошо воспринимается на слух, и неумолим - витрин).
Во-вторых, образы.
Она вела в игре с судьбой,
Неся изящества корону,
И космос чёрною дырой
Пред ней сжимался удивлённо.
В первой части предложения Вы заявляете, что некая красавица играла с судьбой, а во второй сообщаете, что космос перед ней сжимался. Я не вижу связи между этими событиями. Логичнее было бы закончить мысль про игру с судьбой, а в следующей строфе сравнить красавицу со звездой, которой поклоняется космос.
Ваши образы существуют как бы сами по себе, что говорит, что то ли Вы не видите композицию в целом, то ли не те образы использовали, чтобы выразить свою мысль.
Однако главный недостаток стихотворения - это отсутствие интересной идеи. Вам нечего писать на эту тему. Тут надо что-то придумать неожиданное, нестандартное.
Да и определиться надо, чего Вы хотите - выразить сожаление по поводу, что красота увядает или рассказать историю о стареющей королеве красоты? В первом случае, надо убирать нарратив, и насыщать стихотворение образами, сравнениями, параллелями. Во втором случае, надо придумать интересный сюжет, и не перегружать историю непонятными или сомнительными образами.
Юрий Семецкий 29.04.2019 00:06 Заявить о нарушении
Юрий Рехтер 29.04.2019 17:08 Заявить о нарушении