Конкурс 27 Лепестки сакуры Изящество в хайку

         Дорогие друзья, постоянные участники и гости нашего проекта "Лепестки сакуры"! Все приглашаются принять участие в новом конкурсе!

 В прошлых конкурсах мы не раз сравнивали процесс создания хайку с живописью. И в связи с этим, рассматривая готовые пейзажные картины хайку, нам бы не хотелось видеть голову самого художника, загораживающую пейзаж. Это будет нам мешать. А именно, мешает навязывание автором своих чувств и переживаний, а также определённая манерность живописца, который старается нам понравиться, произвести на нас впечатление  или навязать свой опыт восприятия. Одним из средств выразительности таких "дневниковых" трёхстиший, под названием  хайку, являются  всевозможные красивости. Но в то же время, "простота хуже воровства" - прямое указывание на действие и предмета, без намёка и недостроенности, трудно будет отнести к поэзии. И поэтому, перед нами стоит непростая задача найти золотую середину между этими крайностями и обнаружить золотое сечение в соразмерности образов.
 
      Немного из теории хайку от Е.М. Дьяконовой:

  "Люди и предметы, относящиеся к природе, предстают как объекты художественного наблюдения, а не как объекты действия. Мир хайку - это вполне обозримый, конкретный мир, ограниченный жесткими рамками канона. Предметы, названные в хайку, содержат в себе опосредованную соотнесенность человека и природы, то, что связывает "ближний" (конкретный) план стихотворения с "дальним" (всеобщим). Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а, с другой стороны, сама она является связью с рядом неназванных в хайку вещей, создавая дополнительную протяженности стихотворного пространства. Канон предметов, могущих быть названными в хайку, в новое время расширялся от сугубо поэтической лексики до самых широких пределов, к предметам непоэтическим, мелким, грубым и новым. Употребление традиционного круга лексики ставило перед поэтом задачу выбора необходимых слов для максимально точной передачи картины природы. Жажда общения японского поэта с природой совмещается со стремлением находится с ней в ГАРМОНИИ, СОГЛАСИИ, и это сказывалось на подходе к материалу - в данном случае - к СЛОВУ. Цель поэта - наблюдать природу и  интуитивно усматривать ее связи с миром человека; хайкаисты отвергали БЕЗОБРАЗНОСТЬ, беспредметность, утилитарность, абстрагирование."

 Есть такое подходящее слово "ИЗЯЩЕСТВО". Размышление над его значением в лучшем его проявлении поможет нам справиться с нашей задачей по написанию прекрасного творения пейзажной лирики - хайку.

ИЗЯЩЕСТВО -  Изысканная, тонкая красота, грациозность, художественная соразмерность форм.
Слово ИЗЯЩНЫЙ вошло в древнерусский литературно-книжный язык из языка старославянского. По своему происхождению оно обычно связывается с глагольной темой *изьм- и глаголом "изти" (ср. современное изъяти). Его первоначальное значение понимается как `избранный'. В «Этимологическом словаре» А. Преображенского о слове изящный написано: «Изя;щный красивый, со вкусом книжн. заимств. из цсл.: изящество, изящность, др. изящьный, изячьный, изящьство прием, способ (?) (Срезневский, 1, 1086).

Само происхождение этого замечательного слова подсказывает нам некий процесс избранности и взвешенности каждого слова, которые мы используем в нашем утончённом жанре. Именно такой характеристике удостоились произведения Ёса Бусона (1716–1783)
 
  Характерные черты его поэзии:
- живописность, художественность, пейзажность
- визуальность
- выразительность
- возвышенность
- изящность, утончённость
- чувственность, лиричность
- созерцательность
- романтичность

Примеры его стихотворений:

летняя ночь коротка.
засверкали на гусенице
капли рассветной росы.
*
тонкие струйки сбегают
на корни камфарного дерева.
осенний дождь моросящий
*
(просьба не брать за образец сам перевод! Сумейте услышать то, что удалось донести)

Подбор изысканных и изящных слов в это время года, когда проходит наш конкурс, как нельзя кстати. Время цветения сакуры и наших садов косточковых плодов: вишни, черешни, сливы и яблонь - с марта по май! Не пропустите возможность описать это прекрасное и изящное явление в своих хайку, дорогие друзья! Но... не забывайте о многослойности и не достроенности пейзажной картинки. Именно в недосказанности читатель найдёт настоящее изящество и красоту, затрагивающую подлинные чувства!

 ================

  Итак, задание для конкурса «ИЗЯЩЕСТВО В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей также  будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ЗАТРОНУТЬ ЧУВСТВА ЧЕРЕЗ ИЗЯЩЕСТВО И НЕНАВЯЗЧИВОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ КАРТИНКИ В ХАЙКУ. Как всегда, не забываем основную поставленную задачу: всевозможные разночтения и создание дополнительных образов.

 Для настроения рекомендуемая тема «ЦВЕТУЩИЙ САД», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом. Посмотрим, насколько удалось проникновенно передать чувства через создание внутренней энергетики в хайку.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 7 МАЯ 2019 года, ВТОРНИК,  или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!


Принято на данный момент: 27 хайку.


Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём хайку закрыт! Голосование...

Клуб Золотое Сечение   08.05.2019 00:00     Заявить о нарушении
Голосуют участники здесь: http://www.stihi.ru/2019/05/08/600

Всем хорошего настроения!

Клуб Золотое Сечение   08.05.2019 02:14   Заявить о нарушении
Елена, от одной хайку автор отказался, ошибки нет.
Но за внимательность спасибо!

Клуб Золотое Сечение   08.05.2019 13:01   Заявить о нарушении
Всё-таки я просмотрела на почте сообщение... Почта перегружена вот и получилось так... Исправилась! Всем спасибо!

Клуб Золотое Сечение   08.05.2019 14:17   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →