Женские образы в лирике Пашкова В. А
"Нет ничего прекраснее на свете женщины". Ф.И.Тютчев.
Навстречу по тротуару двигалось СУЩЕСТВО среднего роста. Спортивные брюки розового цвета плотно охватывали широкие бёдра и полные короткие ноги. Толстовка обтянула выдающийся живот. Короткая стрижка и очки дополняли внешний облик странного, на первый взгляд СУЩЕСТВА, которое короткими перебежками, смешно подпрыгивая , спешило на автобусную остановку.
Мимолётный взгляд не дал возможности определить, кто это – мужчина или женщина? Посмотрела внимательно. Полная, развалившаяся в разные стороны женская грудь, явно говорила в пользу женского пола. Спортивная форма розового цвета ... Не сообразила!
Самые разные мысли зародились в голове.
Почему женщина, воплощение нежности, доброты и ласки, хрупкий цветок, загадка и тайна… не похожа на женщину?
Почему в наше время появляется всё больше «женственных» мужчин и «мужественных» женщин?
Женщина равна в правах с мужчиной – завоевание двадцатого века. Но значит ли это, что она должна превратиться в СУЩЕСТВО непонятного рода и неразличимого на первый взгляд?
Обратилась к Поэзии своего любимого Автора Пашкова Виктора Алексеевича.
Кто, как не Поэт, может сказать о женщине, которая на протяжении веков вдохновляет пишущих людей.
Нам известен образ «тургеневской» женщины, девушки. Она воплощение мечтательности, романтичности.
Прекрасная Дама Александра Блока – загадка и тайна, мечта поэта.
«Булгаковская Маргарита»- муза Мастера, воплощение любви, преданности и женственности.
« Пашковская Женщина», женщина наших дней, какая она?
Я смогу ответить на этот вопрос, погрузившись в стихи Поэта.
В богатой палитре лирики Виктора Алексеевича нет ни одного стихотворения, где я смогла бы сразу найти ответ. Нет ни одного законченного портрета возлюбленной, любимой, где он «нарисовал» бы словами внешний облик и внутренний женский мир.
Собирала по крупицам облик той, которая наполняла его любовью, нежностью, лаской. Штрихами попыталась набросать изображение его музы и вдохновительницы.
На что обращают мужчины внимание, видя женщину? Конечно, прежде всего, на её внешний облик.
Красота притягивает взор. Виктор Алексеевич в своём стихотворении «Я бархат губ твоих запомнил навсегда» превозносит до небес красоту возлюбленной.
« Я бархат губ твоих запомнил навсегда.
И где бы ни был, через день тоскую.
И ты, и поцелуй, как южная звезда,-
Смотрел бы, выбрав, молча на любую,
И свет,
И выделяющийся контур
На тёмном ложе неба как живой.
Звезда моя ,
В полёте распростёртом
Ты упиваешься своею красотой».
http://www.stihi.ru/2013/06/17/2001
Не только, «моя звезда», обращается Поэт к женщине, он сравнивает её с луной.
« Так и вышло:
весной, незаметно,
ты ушла, как уходит луна
с приютившей берёзовой ветки,
на которой всю ночь проспала.»
(« Я забыл твоё имя недавно»)
http://www.stihi.ru/2016/02/07/10240
Описание метели в образе « молодой девы» встречаю в стихотворении «Метель, нет молодая дева»
« Метель,
Нет, молодая дева:
Мягка, упруга и бела, -
в глаза заглядывала смело,
и с остановки прочь звала»
http://www.stihi.ru/2015/11/24/7879
Восторженно – возвышенно называет Поэт девушку - молодая ДЕВА. Обожание, любование прекрасным слышится в его словах.
Чуть ли не обожествление женщины в стихотворении « Мне нравится, что ты без городского лоска»
«Мне нравится, что ты
без городского лоска,
столичной пошлости,
распущенности чувств.
Ты – основание податливому воску,
свеча сакральности,
мелодия искусств»
http://www.stihi.ru/2017/01/30/8929
Завораживают и трогают эти слова. «Мелодия искусств»…Можно ли лучше сказать о своей возлюбленной?
Ответ буду искать, читая другие стихи Поэта – мужчины, тонкого ценителя женской красоты, хорошего психолога, разбирающего в сложных узорах женского характера.
Совсем не «податливым воском» предстаёт слегка надменная красавица из стихотворения «Я видел Вас, не видя». Влюблён, безнадёжно влюблён Поэт в роковую , с французским шармом женщину.
«Я видел Вас, не видя,
только слыша.
Чуть выдержанный, мягкий, ровный тон,
А волосы с причёской из Парижа,
Глазами трогал
с жадностью
потом».
http://www.stihi.ru/2014/08/05/352
Любит Поэт страстно, искренно, нежно. Не жалеет слов для того, чтобы сказать их своим возлюбленным: «Сероглазая, синеокая,
настоящее чувство моё…».http://www.stihi.ru/2015/09/19/1795
« Моя весна» - так обращается он к женщине в стихотворении «Мы растворились у камина в тишине» http://www.stihi.ru/2014/03/16/10
Только одна строка из стихотворения «Ненужная встреча, бокалы пусты» волнует невероятно. Расстаются, когда-то влюблённые,навсегда, но «За гибкое тело , прощаясь, держусь:….http://www.stihi.ru/2018/03/16/7673
Страсть, ещё не угасшая или воспоминание звучат в этой строке.
Расставание…
А вот о нетерпении в ожидании встречи в следующем
произведении Виктора Алексеевича, где и восторг, и радость.
«Тишина, уходи.
Сумрак, занавес вверх.
Я сегодня с любимой встречаюсь!»
http://www.stihi.ru/2014/01/18/29
Стихов с грустью немало. Это одно из тех, где безграничное счастье переполнило любящего Поэта.
Само сердце говорит словами влюблённого. Любовь не знает границ в проявлении чувств.
« Не зови позабытое, зыбкое». http://www.stihi.ru/2013/06/12/2351
«Не зови позабытое, зыбкое
к себе в гости вечерней порой:
ты была и останешься скрипкою
ценной, преданной и дорогой.
Ты сама приходила с мелодией
еле слышной в шумящем миру,
и казалась мне маленькой родиной,
где я рос, где я жил и умру».
Возвышенность, романтичность, трепетное отношение…
Разве можно пройти мимо этого стихотворения? Разве можно не откликнуться всеми самыми чувствительными струнами своей души на песню, пропетую Поэтом в честь самого прекрасного чувства на земле – всепоглощающей Любви!
В этом стихотворении привлекает слово « преданной».
Эту черту характера ценит Поэт, говоря о любимой.
Преданность- черта «булгаковской Маргариты». Мы находим её и у «пашковской Женщины».
Внутренний мир любимой, важен для Поэта. Тогда и он откликается всем сердцем:
« …согласен я на вечный труд: не засыпать в постели с милой».
http://www.stihi.ru/2018/07/30/5328
(«Глаза на женщин не глядят»).
Жертвенность, вера и надежа в характере Поэта. Он любит, а значит: «…прихожу каждый вечер по – прежнему, не встречать, но с охапкою роз».
http://www.stihi.ru/2013/06/20/1497
(« Ты уехала на Петербургском»).
Тревога и беспокойство за самую дорогую женщину: «Где ты? С кем ты? Что с тобой? Как тебе помочь?...».
http://www.stihi.ru/2013/07/12/151
(«Нет тебя на перекрёстке»).
В своём эссе затронула пока только положительные женские образы. Но, всегда есть «но».
Немало отрицательных героинь в стихах Виктора Алексеевича. Недаром, в одном из своих стихотворений он пишет: «…но встречались мне … женщины не те».
Исходя из вышеизложенного, эта строка может удивить.
Но, жизнь длинна. Встреч немало, а нужна одна, единственная, «земная любовь». О такой любви стихотворение, которое ошеломило меня своей исповедальностью при первом прочтении "Ты шла по лезвию предела".
Считаю его лучшим стихотворением Виктора Алексеевича о любви.
Он создал образ « вечной земной любви», очень трогательно признался в своём чувстве своей Любимой.
Это стихотворение поможет завершить создание образа "пашковской Женщины".
В ней есть своя неповторимая загадочность «блоковской Прекрасной Дамы», нежность «тургеневских героинь» и, что больше всего импонирует мне - преданность и желание жертвовать собой ради Любимого.
Заключаю своё эссе этим стихотворением.
Ты шла по лезвию предела,
скрывала боль и седину
Стесняясь, сердцем встречи грела,
Не полагаясь на весну.
Несла на казнь любовь простую,
а верность прятала от глаз.
родившись в пятницу страстную,
крест не носила напоказ.
Любил и верил, точно зная,
Подобных не было и нет:
ты – жизнь и смерть моя земная
в возможной вечности планет.
http://www.stihi.ru/2018/08/28/1180
Свидетельство о публикации №119042108728
Интересное эссе!
Женщина не похожа на женщину из-за недостатка денежных средств
хотя бы на нормальное пальто и сапоги!
Одевается так непонятно, чтобы её не заметили больную, усталую от бессонных ночей или замученную неурядицами на работе или дома.
Поэтому ей не до красоты, "быть бы живу".
Может, городские
и наводят лоск (всё зависит от доходов),
но в провинции - честно!- не "до жиру"!
С уважением Аниса.
Аниса Ганфаритова 28.11.2024 09:12 Заявить о нарушении
В том, что касается одежды- можно продумать скромно, но женственно. НИЧЕМ не оправдаю нецензурную брань из уст женских, не оправдаю вечно дымящих сигаретами, бутылка пива в руках...
Много чего появилось отрицательного в манерах, в общении между собой. Нежные , милые, кем они стали?
Девочки берут пример с мам.
Не принимаю образ бабы, разъевшейся , грудастой, бедрастой, с тремя подбородками. В общем, простите, обожравшейся, переставшей следить за собой. А сколько таких девочек, девушек и это " не до жиру".))))
Аниса, благодарю за прочтение. Уважаю Ваше мнение.
Всё же буду ждать того времени, когда женщина будет оставаться женщиной .
Всегда с Вами.
Светлана Климашова Дерягина 28.11.2024 09:38 Заявить о нарушении