По конкурсу Марионетка
Голосование не производилось.
На дополнительный конкурс ТМА "Марионетка" было представлено 21 произведение.
Что такое дополнительный конкурс, и что обозначают мои пометки возле текстов произведений участников можно прочитать здесь: http://www.stihi.ru/2019/04/19/3321 Регламент дополнительных конкурсов
Марионетка - это разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. В переносном смысле, марионетка - это человек или общность людей, слепо действующих по чужой воле.
Как мне показалась, раскрыть это понятие, написав новые стихи, в наше беспокойное время можно очень интересно, причем, разными способами.
Можно посвятить стихи непосредственно театральной кукле - одушевив ее и описав ее узкий мирок - игру на театральных подмостках, прикрытых от зрителей ширмой, чтобы не был виден кукловод - человек, управляющий марионеткой. Здесь есть некоторая опасность скатиться в узость содержания: кому интересно описание жизни вещей, если за этой жизнью не подразумевается аналогия с человеческим бытием?
Можно описать стихами судьбу и предназначение актера - воплощающего на сцене замысел режиссера и сценариста и мало способного мыслить самостоятельно - представлять из себя нечто оригинально мыслящее. Очень часто общество преувеличивает значение медийных личностей, отводя им роль рупора, выразителя идей, преувеличивая их место и назначение, интересуясь не столько их талантом изображать, сколько их биографией, не всегда приглядной. Актеры (за редким исключением) - это марионетки по роду своей профессии, почти всегда вводящие нас в заблуждение своими ролями, не ими написанными. Это ли не богатая тема для размышления и написания ярких стихов?
Можно поразмышлять в стихах о себе или о своих взаимоотношениях с партнером, с близкими - как часто один находится в подчинении другого или все время играет какую-то роль, ему не желанную или не свойственную. Получатся интересные психологические стихи или лирическая исповедь о себе.
Марионетками в наше время являются подавляющее число государств и политических лидеров, пусть не по своей воле напрочь лишенные возможности быть независимыми, развиваться на благо себе, а не в интересах того, кто ими управляет. Вот и еще одно огромное поле для написания стихов - стихи в жанре публицистики, здесь можно и пар спустить, и руку набить на написании не просто политических речёвок с грубостями, а умных сюжетов, исполненных выразительным и правильным языком с умелым использованием разных выразительных средств, которые уже когда-то разбирались в учебных конкурсах ТМ!
Иначе говоря, конкурс позволяет нам совместить волнующее нас с полезным - потренироваться в стройном изложении своих мыслей и чувств, в умении по-своему, оригинально, раскрывать тему, заданную организатором всего одним словом - МАРИОНЕТКА.
А в итоге урожай идей и стихов, особенно свеженаписанных, собрался небогатый. Но что прислано, тому и будем рады!
Публикую стихи участников с пометками, которые расшифрованы мною в посте "Регламент Дополнительного конкурса". Дата в скобках - это дата публикации стихотворения на сайте: все новые стихи в дополнительных конкурсах будут награждаться призовыми баллами.
ПЕСЕНКА МАРИОНЕТКИ. ОЛЬГА ПОГОРЕЛОВА (март 2012)
Я кукла. Я марионетка.
Подчинена я тем рукам,
Что любят звонкие монетки
В широкий складывать карман.
Мой зритель! Грустно ль вам? Едва ли!
Вы веселитесь всякий раз,
КОГДА здесь все мои печали
Вам выставляют напоказ.
Смеетесь вы, КОГДА я плачу.
В восторге вы, КОГДА кричу.
Я ничего для вас не значу,
КОГДА, недвижима, молчу.
Но есть счастливые моменты,
КОГДА, волнуя, зазвенят,
Как музыка, аплодисменты,
КОГДА вы любите меня.
И я тогда для вас готова
Смеяться, плакать, петь, шутить
И неустанно СНОВА, СНОВА ("снова и снова")
Для вас на сцену выходить.
Так ВЕСЕЛИТЕСЬ, ВЕСЕЛИТЕСЬ!
Я в вас наивно влюблена
И благодарна нервным нитям,
Которым я подчинена.
Но я прошу вас, догадайтесь
Блаженство это мне продлить:
За занавес не отпускайте:
Я не желаю уходить
От света рампы за кулисы,
Где тьма меня преобразит
Из нежной маленькой актрисы
В холодный мертвый реквизит...
Однозначность темы - перед нами монолог куклы, рассказывающей о себе, который дан почти без подтекста и интересных мыслей. Очень много повтора слов (6 раз - "когда", 10 раз - "я"), то есть, набор слов стихотворения беднее, чем этого хотелось бы.
НА ДУШЕ ПУСТОТА. АЛЕКСАНДР РАБЫКИН (апрель, 2010)
На душе пустота. Мысль снежинкой витает.
За окном и на сердце седая пурга.
Я тебя не люблю. Так ведь тоже бывает.
Я БРОСАЮ БУЛЫЖНИК В МОГИЛЬНЫЙ КУРГАН.
А ведь БЫЛО ВЧЕРА - я сгорал в нетерпенье,
Я страдал и терзался, всем сердцем любя.
Но настало СЕГОДНЯ - и нет вдохновенья, -
Словно кнопку в игрушке нажали шутя.
Кто я - ШУТ ИЛИ НИЩИЙ, актёр на подмостках? -
Позабавится вышел ПОД МАСКОЙ ХРИСТА, ?????
Чтоб собрать свОю паству и бросить им горстку РУ
В ПРАХ СГОРЕВШЕГО НОЧЬЮ ГНИЛОГО КРЕСТА?.. ????
Я тебя не люблю. Всё - обман и притворство.
Я тебя не люблю. Ты - мой внутренний страх.
Я тебя не люблю. Это просто лишь ДЕТСТВО рифма
Позабавилось мной и тобой впопыхах.
Может кто-то меня за обман мой осудит,
Может кто-то навеки меня проклянёт.
Моё сердце теперь никого не полюбит.
Никого не согреет души моей лёд.
Я плохо поняла, о чем эти стихи, есть отрывочность изложения, нет внятной фабулы, много притянутых за уши случайных фраз и образов. Тема марионетки почти не раскрыта. Слабый язык.
КИТ. ВЕРА ДОРДИ (апрель 2019)
На уроках твердили про «ча» и про «ща»,
а потом острова изучали по карте.
Он ужасно стыдился большого прыща
и лицо прикрывал от соседки по парте.
Он «В_Контакте» ИСКАЛ НА ВОПРОСЫ ОТВЕТ, инверсия
почему не влюблён, почему не целован,
и решил не проспать, чтоб увидеть рассвет,
сомневаясь в одном – в написании слова.
И с надеждой спросил: «Через «а» или «я»?»,
обращаясь тихонько к задумчивой маме,
афоризмы искавшей на тему «Семья»
вечерами зачем-то в своём «Инстаграме».
Повторяя избитую фразу о том,
что важнее всего – это внуки и дети,
о семье говоря, как о чём-то святом,
их дедуля по скайпу шумел в кабинете.
В «Одноклассниках» снова прислали письмо,
и бабуля забыла про сдобное тесто,
и отец от игры оторваться не смог,
а у брата экран говорил о протестах.
От отчаянья он написал через «я»,
позабыв про «ча-ща» - это слово «прощайте»,
и добавил ещё: «Я любил вас, семья.
Не забудьте меня хоть теперь, обещайте».
Он готовился долго и выполнил квест,
в интернете таких называли китами.
Он нашёл там к проблемам своим интерес
и готов был порезы скрывать под бинтами.
И, кто знает, шагнул бы он утром в окно,
если б, скажем, отец подарил ему нежность.
А заблудшую душу спасло бы одно –
хоть на вечер один ИНТЕРНЕТА ПОГРЕШНОСТЬ.
Поднят очень важный вопрос - трагичность подчинения нестойкого духом человека интернету - превращения его в марионетку и вовлечение в опасные группы, а еще - инертность близких, которые тоже погружены в виртуальный мир и тоже стали его марионетками. Мне очень нравится замысел и сюжет этих стихов, да и язык их выразительный, за исключением всего нескольких фраз, над которыми я бы еще поработала.
МАРИОНЕТКИ. АНДРИС САЙНИО (апрель, 2019)
Принцессы, арлекины и пажи…
Шёл не спектакль – вовсю кипела жизнь.
Но каждый, тот, кто был на этой сцене,
Был обезличен, снижен, обесценен
упорным осуждением толпы:
«Не может быть на этот счет двух мнений,
Нет стержня в них, нет твёрдых убеждений,
Они НЕ НЕЗАВИСИМЫ НИЧУТЬ».
И в заключенье слышен возглас едкий:
« Они - не мы, они – марионетки,
И в этом их бессмысленная суть.
Не верите? Но, право же, взгляните:
Куда-то вверх ведут тугие нити,
Они других безвольные рабы.
В них правды нет нисколько – капли даже,
Они под чью-то дудку только пляшут
Под НОТЫ РЕЖИССУРЫ И СУДЬБЫ».
Мы – не они, мы сами… мы живые…
. . . . . . . .
Но с пальцев сняты куклы верховые
И вместе с теми сложены в чулан.
Звучит усталый голос кукловода:
«Пора дать отдых кукольному роду,
Что так был жарким спором обуян.
А то еще порвут друг другу глотки…
Пойдём, коллега, выпьем же по водке,
Давай-ка, друг, протягивай стакан…»
Меняющаяся структура строфы ААбССб, которая то там, то здесь теряет строки, но в принципе это не портит звучание и потому допустимо. Стихи с подтекстом, с сюжетом, рассказ шире и глубже, чем только о театральных куклах. Яркий фрагмент: "Мы – не они, мы сами… мы живые… Но с пальцев сняты куклы верховые и вместе с теми сложены в чулан". Интересен и образ кукловода - его фраза: "Пора дать отдых кукольному роду, что так был жарким спором обуян. А то еще порвут друг другу глотки…" - есть элементы политической сатиры! С речью дела хуже, есть места, где стоит подумать над выбором или заменой слов.
КУКЛОВОДЫ. ЕЛЕНА ЗЫКОВА 2 (ноябрь, 2015)
В театре жизни мы - марионетки,
Живём, не ВЫходя СО СЦЕНЫ-клетки. не тот предлог, согласование
Нас дёргают за нити кукловоды,
А мы легко им отдаём свободу.
С сарказмом смотрят кукловоды сверху,
Проводят незаметно С АКТОМ СВЕРКУ.
Они нам расписали роли в пьесе,
Нюансы появляются в процессе.
Расписаны все акты пьесы В ЦВЕТЕ:
Как жить нам, «куклам» всем на белом свете.
Как высоко взлетим, падём ли низко,
Кто будет далеко, кто будет близко.
Кого любить и ненавидеть ТОЖЕ.
А пьесу смотрят кукловоды С ЛОЖИ… не тот предлог
Считаем мы себя судьбы творцами,
Но действовать не можем в пьесе сами…
Слишком прямолинейные и предсказуемые рассуждения, плоское раскрытие темы, бедный язык, где есть грубые лексические ошибки. Ощущение, что были отобраны давно написанные стихи, которые к конкурсу не подготовили. Удивило название - "кукловоды", хотя стихи не о кукловодах, а о бытии кукол - они от их лица написаны!
МАРИОНЕТКИ. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН (апрель 2019)
Быть в руках у кукловода –
суть любой марионетки,
и неважно, что при этом
в голове у куклы той,
и какого кукла рода,
кем у куклы были предки,
в положении конкретном
не дано ей быть собой.
Мир меняется, и страны
беспринципного уклада
отдаются на потребу
кукловодам-мастерам
с целью якобы охраны,
убеждённые, что надо
быть великому соседу,
если что, не по зубам.
И у нас, внутри России,
тоже есть марионетки:
либеральные персоны
из прозападных элит,
непотребные мессии,
их подельники и детки,
ждут давно которых зоны
и "столыпинский" транзит.
Стихи написаны в жанре политического обличения - о явлении управляемости стран и персон, превращения их в марионеток внешних сил. Интересная форма строфы: квадратная рифмовка АБСДАБСД, оригинальное звучание и продуманные рифмы. Очень симпатичные стихи!
ВСЁ ДЕЛО В СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ. ФЕДОРОВА ОЛЬГА 2 (январь, 2017)
Все дело просто в скорости вращения,
Мы проживаем день за год иль год за день,
И все мы просто гении общения,
А так - рабы ОБЫЧНЫХ ДАТ, привычных сцен...
И все мы родом из толпы, что серой массой бьется,
На нитях кукловода - серый строй.
А что еще нам в этой жизни остается?
ЮРОДСТВО КАРНАВАЛЬНЫХ МАСОК, что ПОДАРЕНЫ СУДЬБОЙ.
Прямолинейное рассуждение о том, что есть общество, а все люди в этом обществе "родом из толпы" - немного маловато для размышлений об управляемости. Нет стройных и последовательных умозаключений. Хочется большей глубины раскрытия темы. Нет постоянного стихотворного размера, не сформирована строфа.
ИМЯ ЕЁ... ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА (сентябрь, 2017)
Шепот кругом и тени -
В поле пустынный дом.
Тихо скрипят ступени,
Ворон шумит крылом.
Кукла сидит на стуле,
Смотрит во тьму зеркал.
ВЗГЛЯД ЕЁ СЛОВНО ПУЛЯ,
РОТ ИСКРИВЛЕН В ОСКАЛ.
Имя её загадка -
В маске играть легко.
Сети тревожно-сладко
Брошены далеко...
Тема толком не раскрыта - описана то ли кукла, то ли человек в маске. И что дальше? Слабый язык.
ИГРА. МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА (июль, 2017)
Солнца закатного блик
В окнах высоток маячит.
К вечеру дворик притих,
Лишь мальчик играет в мячик.
Мячику много лет:
Кожа потёрта, шрамы-
Всё суета сует.
Зато он любимый самый.
Ловко взлетает ввысь,
Падая, скачет, скачет.
Детский любой каприз
Исполнит послушный мячик.
День угасает земной,
ЭХО ПЛЕТЁТ ИНТРИГИ.
Кто Ты, игравший мной?!
Здесь без Тебя - погибель.
Каюсь, что в жизни былой
Был до тошнот тщеславен.
Где ты, игравший мной,
Теперь Я СМИРЕННЕЙ. АVE...
Звёзды во дворик давно
Робкие взгляды роняют,
А я всё смотрю в окно -
Там мячик и мальчик играют.
Тема стихов не совсем та, поведение марионетки стихами не раскрыто, содержание сумбурное, в нем больше просматривается игра звучания и рифм, чем законченная авторская мысль.
ПОД КАРТОННЫЕ ФАНФАРЫ. НАДЕЖДА НОВИЦКАЯ 2 (апрель, 2019)
Под картонные фанфары
и под войлочные звезды,
на скрипучие подмостки
шествуют, теряя блестки,
эти странники сансары.
Кто из дуба, кто из глины,
темя, проволокой длинной
проткнуто ПОСЕРЕДИНЕ; (по смыслу - в центре)
несгибаемые спины
и пустые СЕРДЦЕВИНЫ.
Разодетые фантоши,
арлекины, буратины -
простаки, князья, святоши;
кто вальяжен, кто ничтожен -
по дукату иль цехину.
Исполняют чьи-то РОЛИ - за тире - не перечисление
ДИАЛОГИ, ДРАМЫ, ФАРСЫ,
свОей ЖИЗНЕННОЙ ГАСТРОЛЬЮ РУ
проповедуя неволю,
возводя порок на царство.
УтвержденЬя кукловодов
повторяют без запинки;
драпри вместо небосвода
тяжелее год от года,
на верёвках - их ботинки.
Марши заменяют трели,
ширма - светлую capella;
от спектакля менестреля
до тарелки минестроне -
капля славы и поклоны.
Каждый после представления
на гвозде находит место;
то-то будет удивление,
если главный пупенмейстер
может в завтрашней фиесте
не найти им применения.
Прямолинейность сюжета - описание кукол и обстановки без интересных выводов, размышлений. Много специальных терминов, использованных без особой надобности - мало поэтической речи. Хочется какого-то заключения, морали.
ЧЕХАРДА. СВЕТЛАНА СПИЦИНА (декабрь, 2018г)
А если взять и маску снять,
Стереть с лица ненужный грим?
Ну, сколько можно роль играть,
Кривляться за гроши как мим?
Правдивость нынче не в чести,
Вот и стараюсь "примой" быть
И в разноцветном конфетти
Бегу по жизни вО всю прыть. РУ
В угоду мнениям людей
Меняю маски иногда,
Но чувствую, душе моей
Чужда нелепая игра.
Мы вновь играем чью-то роль,
Театр абсурда, господа!
Возможно, прячем страх и боль,
Но есть <>в притворстве том нужда? нехватка "ли"
Все чувства - в глубину души,
Открытость в мире не в ходу...
А, может быть, без фальши жить,
Оставив в прошлом чехарду?
Философские, исповедальные стихи. Тема раскрыта как протест души против необходимости быть марионеткой - играть в жизни роли: "Открытость в мире не в ходу... А, может быть, без фальши жить?" К сожалению, все утверждения здесь слишком очевидны - ожидаемы.
ГОРЬКИЙ САХАР... ЛЕТО ЛЁЛЯ (апрель, 2019г)
Приходит ночь и пьёт тоску её до дна…
Насытившись, расстёгивает ворот.
Меж чёрных кружев звёзд далёких желтизна
Стремится вниз, расцвечивая город.
Безвременье… Ноль-ноль. Мосты разведены –
Ночь трётся о щетинистые ветки.
Округлый профиль беззастенчивой луны
Глядит в проём чужой бетонной клетки.
ГДЕ мается в плену невыплаканных лет (ТАМ мается)
Его звонков и слов марионетка,
Её безволие танцует менуэт
С тенями на скрипучей табуретке.
Ворвётся утро, и оборванная нить
Замрёт на тонких плечиках рассвета.
И он не сможет больше душеньку водить
На привязи, по ложному сюжету.
Заря плескалась, за волной гнала волну,
И, кутая в халат былые страхи,
Стояла женщина, прижавшись лбом к окну,
Размешивая в чашке жизни сахар...
Красивые лирические стихи о любви, где персонаж называет себя марионеткой того, кого она любит. Несколько другое решение темы, но почему бы и нет? И технически хорошо выполнено, поэтично.
НЕ АС СИММЕТРИЙ. АЛЕКСАНДР КУГАЕВСКИЙ (июль, 2018г)
*"Мивина" -товарный знак, основанный на Украине корпорацией «Техноком», занимающейся производством пищевых полуфабрикатов.
Я рву невидимые нити
Системной степени свобод.
Под маской древней Нефертити (Н. - нераскрытый, случайный образ)
Смеется глухо кукловод.
Непокоренные вершины.
Пыль мной не пройденных дорог.
Жизнь – суррогатный вкус мивины
И душной комнаты порог. много образов, и все случайные
Живу, забыв симметрий оси,
Я – Мань и Кенов бракодел.
Асимметрично голый, босый, -
Свой манекен во фрак одел.
Границы, нормы, грани, рамки-
Непроходимый лабиринт.
Спираль истории – не «в дамки»…
В меня закручивает винт.
Искусственно срифмованные строки, где образы используются для рифмы, а не для раскрытия темы, кроме того, почти нет логики изложения и стройного продуманного содержания. Игра словами и... поток сознания.
КТО НАМИ ИГРАЕТ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ (апрель, 2014)
Нам В ЛЁГКИЕ – ВОЗДУХА, крови – в сосуды, ("нам воздуха - в легкие")
Иллюзий – страдать и любить.
И кто-то невидимый нами отсюда
С усмешкою дёргает нить.
По плану-сценарию розданы роли,
События, страны, чины…
Высокие чувства, душевные боли
Меж нами распределены.
И кто-то безумный в неведомой блажи
Наводит, сжигает мосты.
С сарказмом глядит на намеренья наши:
Как мы примитивно просты!
Сегодня на сцене воланы и фраки –
Мечтам велика ли цена?
Назавтра по плану декор цвета хаки,
Кокарды, шевроны – война.
Кто нами играет, кто дёргает нити?
Прикинувшись магом, шутом,
Вне наших желаний, надежд и событий
Решает, что будет потом?
Стройное содержание - гражданская поэзия с размышлениями об устройства общества, нашего бытия. Поставлен важный вопрос: "Кто нами играет, кто дёргает нити?", на который, к сожалению, не дается ответа.
У КУКЛОВОДА НИТЬ... ЛЮДМИЛА РЕВЕНКО (апрель, 2019г)
У кукловода нить, как сети паутины,
Над ширмой вознесут, словнО рыбацкий трал, РУ
И каждый выход мой – аврал в разгар путины,
Солёный пот рекой, аплодисментов вал.
Движения мои подвластны кукловоду,
И он же говорит для публики слова,
А я послушен вновь, не зная В МОРЕ БРОДУ,
Не лезу никуда, на то есть голова.
Но я не отстранён ОТ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАГАДКИ
И потому мирюсь, что в чьих-то я руках.
Над ширмою опять показываю сказки рифма
Для взрослых и детей, ХРАНЯЩИХСЯ В ВЕКАХ.
Тема раскрыта невнятно, больше игры с образами и единственное утверждение - "Движения мои подвластны кукловоду", с чем персонаж стихов "мирится" и продолжает "Показывать сказки". Хочется каких-то авторских выводов, интересных умозаключений. Слабая речь.
МАССОВКА ДЕШЁВОЙ ПЬЕСЫ. РЫЖАЯ ЛЯЛЯ (апрель, 2019)
Ничего уже не требуем взамен;
Главные герои – травест'и * –
Поиграв по нотам внешних перемен,
Не пытаются стране сказать: «Прости».
Мерседесы и блатные номера,
Как не надоело сёмгу жрать?
День сурка: сегодня тоже, что вчера,
И по кругу. Нам спирали не видать.
Каждый день людей насилует эфир,
Слышится интимный перезвон:
Вместе входят в дом война и пир,
Остальное мы додумаем потом.
И окажется: пошлют тебя… гулять,
Не поймёшь – покажут путь туда.
Голодали ведь отец и мать,
Когда ваши деды брали города?
Им и нам – полуголодная война,
Пир достался лишь полубогам,
А они уже НАЖРАЛИСЬ ДОХРЕНА
И объедки отгружают ночью нам.
Что-то вдруг дадут тебе потом,
Но поймёшь, когда придёшь домой,
Что остался ты НА МИЗЕРЕ С ТУЗОМ,
Нет, с двумя. Стране ты больше не родной.
Но на кассе ты расплатишься сполна,
И на сдачу «пир» тебе дадут,
А в корзинке дожидается «чума»,
Да и ту потом указом отберут.
Тема раскрыта достаточно глубоко - гражданская публицистика, размышления о современной политике, но, к сожалению, используется не литературный язык - далекий не только от поэтической, но и от правильной речи: слишком много жаргонных и грубых фраз. Неровная ритмика.
ЕЩЁ ПРО КРЫС. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА (март, 2017)
(рассказ деревенского жителя)
Беда, коли крысы в дому завелись, дело ясное:
К запасам пристроились, ночью в сарае шумят,
Проводку погрызли... Но самое, знаешь, ужасное -
Что взрослые крысы толкают вперёд крысенят!
Ничё не боятся! Следили нахальными рожами,
Как в погребе я расставлял им ловушки и яд,
Но сами не лезли: следили из нор, осторожные -
И рылами прямо пихали вперёд крысенят!
А эти, подростки - смешные, худые, ушастые,
Голодные вечно, хоть ржавые гвозди съедят!
Да что ж это деется, если и крысы без жалости
На лютую смерть посылают своих крысенят?!
Я их шуганул! Взял в сарае двустволку охотничью.
Стрелять в них не стал - разбудить побоялся внучат.
... А в доме - поверишь? - теперь тишина. Может, ночью той
Все твари ушли и забрали с собой крысенят?
Стихи аллегория, политическая сатира на явления современного мира. Здесь нигде не употребляется слово "марионетка", но наглядно - на жизни крыс - показано управление одних над другими: "Следили нахальными рожами, как в погребе я расставлял им ловушки и яд, но сами не лезли: следили из нор, осторожные -и рылами прямо пихали вперёд крысенят!" И как вывод: "Да что ж это деется, если и крысы без жалости на лютую смерть посылают своих крысенят?" Вам ничего это не напоминает в мире людей? Талантливо написано!
ПАУТИНА. АЛЛА РОМ (ноябрь, 2018)
Ты стоял у порога -
Прототип паука -
И отчитывал строго,
Как всегда свысока.
Говорил, что я стерва
(Так, наверно и есть),
Что ходила налево
(Ошибаешься здесь),
Что характер паскуден
(Разве важно уже?),
Что таких бы на лЮди (? ударение)
Выводить в парандже...
Ты другим-то и не был
Ни минуты, ни дня,
Но, как гром среди неба:
"Не любила меня?"
Разве это не мило,
Не цинично слегка,
Чтобы жертва любила
Своего паука?
Тишина-провокатор
Притаилась у ног,
Нашей повести автор
Дописал эпилог.
В сосны спрячется солнце
Где-то после шести,
Ну, а мне остаётся
Паутину смести -
В ней, проклятой, наверно,
Суть неравенства сил:
Я любила. Безмерно.
Ты меня не любил...
Стихи в жанре любовной лирики - рассказ о том, как персонаж перестает быть марионеткой другого. По исполнению - неплохо, а вот по художественному впечатлению - не стоит того выбранная тема: сколько похожих женских историй отношений и обид уже было зарифмовано другими поэтессами - стоило ли множить их число?
ОДЕРЖИМОСТЬ. ОЛЬГА ЗАМОТИНА ЯКОВЛЕВА (декабрь,2014)
Ты здравого рассудка не имеешь.
Влюбился так, что потерял себя.
Перечить ей ни в чём уже не смеешь,
Мужскую гордость прочно СХОРОНЯ. (правильнее - схоронив)
Уверовав в свою неотразимость,
Ведёт тебя как рыбу на крючке. (не хватает подлежащего ОНА)
Здесь даже не любовь, а одержимость,
Как будто жизнь висит на волоске!
Брильянтик маловат, не в моде шуба,
АВТО, что подарил, не в цвет ногтей
Ей всё не так, и вечно дует губы.
С ума сойдёшь от этаких страстей.
С ней в разговоре - как на минном поле:
Твоё любое слово извратит.
У своенравной дамочки в неволе
Ни жив, ни мёртв, ни ранен, ни убит.
Довольно голове лежать на плахе
Под топором, что над тобой висит!
Очнись, мужик! Пошли её ты на ...,
Опомнившись, как пить дать, прибежит.
Не поэзия, конечно, а просто рифмовка женской то ли обиды, то ли зависти - не стоит того тема, чтобы из нее пытались сделать поэзию! А здесь даже не пытались - просто рифмовка страстей. При этом тема раскрыта - персонаж пытается доказать читателю, что его ЛГ стал марионеткой. Никто и не спорит - стал. Вот только лексика последней строфы не красит поэта- женщину и не годится для подачи стихов НА КОНКУРС. Во всяком случае, я конкурсов такого жанра в ТМ не провожу.
ВОТ ОПЯТЬ, КАК ВСТАРЬ, ИГРАЕМ ДРАМУ. Татьяна Баракина Роксана Ланд (июль, 2016)
Вот опять, как встарь, играем драму
На подмостках под названьем "жизнь",
А когда настанет самый-самый
Жуткий миг, шепнём себе: "Держись!"
Все мы - и актёры, и статисты -
День за днём свою играем роль.
Дон Жуан, Отелло, Монте-Кристо,
Ты на сцене? Так играть изволь!
И играем. Ах, как мы играем!
Зло, самозабвенно, на разрыв!
На Земле, меж адом или раем,
Боль свою от глаз чужих укрыв.
Мы на лица надеваем маски -
Воин, шут, поэт, свирепый барс...
Замечая лишь перед развязкой
То, что драма превратилась в фарс.
Вот здесь тема раскрыта полностью. Жанр философской, а точнее психологической лирики, размышление о природе человека (жаль, только, что написано от МЫ, а не от Я!). Засвидетельствован известный всем факт, что мы в жизни все время вынужденно или сознательно играем заданные обстоятельствами роли и, как видно из этих стихов, это печалит персонажа (драма превращается в фарс!). Чего мне не хватило? Развития мысли - каких-то выводов, авторских, небанальных...
УКРАИНЦАМ. НАДЕЖДА КАРАЕНЕВА (март, 2014)
Если вы прислушаетесь к Тане,
То как раз придёт стране конец.
Эти "тани" были на Майдане
И они, наверно, без сердец.
Брали в руки страшные коктейли,
Жгли бойцов, что защищали вас.
А потом держали на прицеле
И стреляли в спину каждый раз.
Уходили, прячась под личиной,
Подставляя тех, кто не при чём.
Им не важно, что летит в пучину
Вся страна, и жертв потерян счёт.
Им бы только кровь лилась рекою,
Им от горя хочется "твАрить".
Смуту предпочтут они покою,
Но другим оставят страх и риск.
Не поддайтесь, украинцы-братья,
Лишь враги так могут подстрекать!
Вот такой воинствующей рати
Дать давно пора уже пинка.
Чтобы ни одна такая гнида
Не смогла ввести в страну войну,
НУ, а тот заокеанский идол ("Если тот...")
Пряник обещает – ждите кнут.
Не хотите больше этой власти? -
Референдум – и её долой.
Докричится тот, кто погорластей,
Различайте, где добро, где зло.
Гражданская поэзия на злобу случившегося во времени события. Стихи написаны хорошо, хотя и "не для вечности" - они понятны читателю по горячему следу, а по прошествии лет уже встают вопросы, что это за Таня (в начале стихотворения) и почему сделан акцент на "твАрить"? Конечно, так писать стихи можно, но не полезно: всегда лучше писать как будто"для вечности"!))) Хорошие стихи никогда не должны нуждаться в пояснениях!!!
Раскрыта ли здесь тема марионетки? И да, и нет. Скажем так: она присутствует в содержании, но отчасти притянута за уши (как, впрочем, во многих трудах наших участников конкурса, которые не захотели потренироваться в написании на заданную тему, а просто порылись в своих архивах. Именно поэтому я и решила не продлевать более период приема заявок: новых стихов все равно не поступает, а оценивать все ранее написанное и наспех отобранное мне не хочется.
Участникам, написавшим новые стихи специально к этому конкурсу, я перечислила на их авторские страницы небольшой подарок от ТМ:
ВЕРА ДОРДИ, ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН, ЛЕТО ЛЁЛЯ и ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ - по 300 баллов Стихи.РУ,
ЛЮДМИЛА РЕВЕНКО, РЫЖАЯ ЛЯЛЯ, АНДРИС САЙНИО и НАДЕЖДА НОВИЦКАЯ 2 - по 200 баллов СТИХИ.Ру
Всем приславшим стихи на конкурс - огромное спасибо за неравнодушие и проявленный интерес! С уважением, Ваша АлКора, 20.04.19
Свидетельство о публикации №119042002293
Внесу исправления.
С сердечной признательностью, Светлана.
Светлана Спицина 30.04.2019 12:05 Заявить о нарушении
Алкора 01.05.2019 16:14 Заявить о нарушении