Гуру Нанак
Как Бога земная обитель.
Здесь чтим прихожанами Нанак святой,
Гуру - Изначальный Учитель.
Строителя гений - хвала Небесам,
В нем всё бесподобно красиво!
Кому интересно, приедет тот сам,
Увидит пусть дивное диво.
Но это туристам, что всюду бегом,
Не в отпуске думать о вечном.
Мне вдруг захотелось сказать о другом,
Об этом никак с первым встречным.
Вопросы о равенстве разных людей
Стоят очень остро и ныне.
Индус, мусульманин, буддист, иудей -
Весь мир поделён на общины.
Народы и расы, различия каст,
Традиции, секты и классы.
Бессмысленый груз, устаревший балласт,
Раздор добавляющий в массы.
Мир соткан из множества разных кусков,
Начало берущий с Омкары*.
Об этом на всём протяженьи веков
Всегда говорят Пайгамбары*.
***
В Пенджабе он жил пять столетий назад,
Из высших сословий был родом.
В искательстве Бога не зная преград,
С иным генетическим кодом
Порой то в восторг он родных приводил
Своим восприятием мира,
То к ужасу близких порядки губил
В пустых ритуалах мандира*.
Однажды для Нанака "важный" обряд
Родители в храм заказали.
Для мальчика сшили красивый наряд,
"Священную" нить повязали.
Однако спросил их безусый юнец:
"От этого лучше я стану?"
И вместе с той нитью порушил мудрец,
Семьи благочинные планы.
Характером - кремень, Божественый дар!
Невинность, присущая Риши*.
Настроенный в нём абсолютный радар,
Чувствительность, данная свыше.
Служебные после учёбы труды,
Потом повышение в ранге.
Однако духовные зрели плоды -
Во время купания в Ганге
Как делают это индусы всегда,
Туда приходя спозаранок.
Укрыла его с головою вода,
И больше не вынырнул Нанак.
Пытались его всей округой искать,
На несколько миль по теченью.
Убитая горем несчастная мать,
Никто ей не даст облегченья.
Но все-таки сила волшебная есть,
Как место на свете есть чуду.
И вскоре летела счастливая весть
Среди удивленного люда.
Его окружили в тугое кольцо
На все получить обьясненья.
Исполнено силы духовной лицо,
Во взгляде печать просветленья.
Понятны всем Нанака вроде слова:
"Кто хинду, и кто мусульманин? -
Такое не может принять голова,
Различия нет, каждый равен! -
Неважно, какими путями идём,
Коль к Истине наша дорога.
В итоге мы общий Источник найдем,
Мы - дети единого Бога!"
***
Описывать Нанака путь не возьмусь,
На это не хватит поэмы.
Искатель о нём информацию пусть
Найдёт по изученной схеме.
Обычно я тех для примера беру,
Кто светлых был полон стремлений.
Особенность этого Ади Гуру,
Который не создал учений,
В призыве единство религий искать,
Духовную, общую силу.
Внимание попусту не отвлекать
В иллюзиях жизненной Лилы*.
Любви, состраданию учит Ислам,
Души глубине и размаху.
Пускай вас узнают по добрым делам
В покорности воле Аллаха.
Индусы стремятся веков испокон,
К слиянию с Атманом* вечным.
Для этого важен не столько канон,
Насколько Гуру безупречный.
И тех, и других он всегда призывал,
На поиск златой середины.
В шестнадцатом веке открыто сказал
Что надо поднять кундалини*.
Из жизни его небольшой эпизод
Святую натуру опишет.
Случившийся в тот незапамятный год,
Где всё переменами дышит.
На стыке эпох оказалась страна,
На севере правят моголы.
Людей разделяет глухая стена
Традиций, религий и школы.
В условиях жизнь непривычных течёт,
В которых есть минусы, плюсы.
Заслуженный Нанак имеет почет
Среди мусульман и индусов.
Живёт абсолютно ко всем справедлив,
Приветлив не только при встрече.
Заботлив без корысти, к месту шутлив,
Открыт и в делах безупречен.
Людей трансформировать прежде всего
Пророки стремятся активно.
Поэтому тонкие трюки его
Бывали весьма эффективны.
Однажды ему довелось ночевать
На ярмарке после торговли.
Сама Мать-Земля заменила кровать
Под звездной небесною кровлей.
Тут принялись двое его тормошить,
Взволнованно пальцами тычат:
"Нельзя, уважаемый, этак грешить,
Имеется строгий обычай!
Не должен никто, никогда направлять
Ступни в направлении Мекки!" -
Открыл Гуру Нанак, собравшийся спать
Налитые тяжестью веки.
С поборником веры он спорить не стал,
Улёгся иначе. Как надо!
Денёк был нелёгкий, он очень устал,
И сон был желанной наградой.
Зеваки расходятся спать по местам,
Послышался сдержанный шёпот:
"Смотри, правоверные, Мекка вон там "! -
Тревожный усилился ропот.
Глаза потерев мусульмане глядят,
Не зная, что думать в тревоге.
Куда их направлен молитвенный взгляд,
Опять Нанак вытянул ноги!
Давай за плечо его снова трясти, -
Канонов важно соблюденье! -
"Могли бы вы ступни свои поместить
От Мекки в другом направленьи?"
И так продолжается несколько раз,
С неведомым им постоянством.
Следят и не могут понять сотни глаз
Чего происходит с пространством?
На север и запад, на юг и восток
Ложился без лишнего спора,
А сам улыбался тихонько Пророк -
Божественной дхармы* опора.
Задача его - людям путь указать
На собственной жизни примере.
Игрою своею желая сказать,
Что форма - не главное в вере.
Таким Ади Гуру* приходит всегда
В различных своих Аватарах.
Об этом расскажет туристам звезда
Над крышей златой Амритсара*.
Омкара* - первый звук, начало Творения.
Пайгамбары* - инкарнации божественных принципов в человеческой форме.
мандир* - индуистский храм.
Риши* - мудрец
Лила* - игра Творения
Атман* - изначальный Дух, Шива
кундалини* - остаточная энергия Святого Духа, находящаяся в крестцовой кости каждого человека.
дхарма* - встроенный внутренний кодекс поведения, для поддержания и корректировки которого приходят Инкарнации
Ади Гуру* - первозданный, изначальный Учитель
Амритсар* - золотой дворец, построенный последователями Гуру Нанака.
Свидетельство о публикации №119042000100