Когда возникла Запорожская Сечь

Казаки сами вели полунабеговый образ жизни и были недавними соратниками татар в набегах на Польшу и Литву.  Чем не мало объяснялась изначальная не любовь поляков  к русским. 
В 1443 году Крымское ханство выделилось из состава Золотой Орды, но уже очень скоро в 1475 году попало в полную зависимость от Османской империи. Отношения казаков и крымчаков стали медленно, но верно портиться. Казаки ещё участвовали в борьбе придворных партий Крыма, выступая на стороне враждебной туркам. Однако, ханы все больше «туречилисъ», забывали традиции веротерпимости. К тому же казаки грабили турецкие берега, и султан требовал от крымских вассалов наказывать запорожцев, это портило отношения. С другой стороны, Литва и Москва манили казаков к себе на службу и тем самым отношения с крымчаками из нейтральных перешли во враждебные.
Историк Дмитрий Яворницкий (1855 — 1940) считал, что основателем Запорожской Сечи был, волынский дворянин Остап Дашкевич Глинский (1470 — 1536) — родственник Ивана Грозного по материнской линии, который, после упорной борьбы с поляками, бежал за днепровские пороги. В 1500 году он соединил отдельные ватаги, и они вместе построили на одном неприступном Днепровском острове свой укрепленный Кош — Запорожскую Сечь. Остап Глинский стал первым предводителем казачества Черкащины. Это уже потом появилось название запорожские казаки, а до того все они звались «черкассами».
Остап Глинский был новатором в вооружении казацких полков. В 1511 году он яко бы вооружил казаков ружьями и саблями. До этого казаки имели на вооружении короткие копья — списы, и луки.
В 1532 году запорожцев насчиталось до 2000, в 1535 до 3000. Ну а первый задокументированный городок был построен в 1552 году на землях подконтрольных крымскому хану, вблизи современного города Запорожье на острове размером 600 на 150 метров называемом Малая Хортица. Там постоянно находилось до 300 запорожцев. Эта Сечь была построена казаками на средства волынского князя Дмитрия Байды Вишневецкого (ум. 1564) и просуществовала до 1557 года, когда её с лодок взяли штурмом турки, татары и молдоване. Вишневецкий  хотел создать кордон в низовьях Днепра, против набегов крымцев на христианские земли.
В последствии Сечь как сердце запорожского казачества часто меняла своё местоположение.
После разрушения первой Сечи Вишневецкий отправился в Москву, где поступил на службу к Ивану Грозному (1530 — 1584), подарившему гетману Белевскую волость, которая ныне относиться к Тульской области. Грозный отправил Байду воевать с крымчаками: «И велел государь князю Дмитрею стояти на Днепре и берегти своего дела над Крымским царем, сколько ему Бог поможет». Так, что с первых документальных упоминаний о запорожских казаках мы видим, что они ищут союза с Москвой. Изначально запорожцы были союзниками Москвы.
Интересно, что первые упоминания о запорожцах приходятся на период после окончания крупнейшей и жесточайшей крестьянской войны в Германии, в которой участвовало до 300 000 крестьян и ремесленников, против владельцев собственностью и церковных иерархов. Правители и духовенство Священной Римской Империи регулярно увеличивали налоги, но главное они  возродили римское право, которое устанавливало частную собственность на землю, то есть разрушало общинное владение землёю. В это время в 1525 году, в городе Меммингене был принят манифест Реформации и Крестьянской войны — 12 статей (ZwolfArtikel). В нём немецкие крестьяне провозглашали: «Христос пролитием Своей драгоценной крови освободил и искупил всех нас, — как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными». Манифест призывает отменить запрет простым людям свободно рыбачить, охотиться и пользоваться лесами, ибо: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею…» (Быт.1:26—28) Манифест однако подчеркивал, что крестьяне не отрицают власть дворян, но хотят жить по закону, а не по с человеческому своеволию. В начале гуситские войны в Чехии, а за тем крестьянская война в Германии стимулировала возникновение запорожского казачества подведя под него идеологическую базу.


Рецензии