Жизнь без морали Фантастика Часть 8 Том 30
Откорректировано 12/23
Жизнь без морали
Часть 8
День прошёл как обычно, я работаю вместе с его
сестрой за столом. Она не только обучает меня,
но и тихо подкармливает то и дело фруктами
или же овощами. Но сегодня она принесла кни-
гу и сказала:
— Вот, Володя раздобыл для тебя и сказал, чтобы ты чи-
тала здесь, ведь под лучиной испортишь глаза.
Я взяла книгу, поблагодарив, и сразу же открыла её.
А там прямо с первой страницы: «Старообрядчество — ма-
териал из Википедии — свободной энциклопедии». Значит,
он и они все хотят, чтобы я познакомилась с теми людьми,
в общество которых попала случайно, а может быть, по
воле Бога. Я как будто бы вцепилась в каждое слово, ведь до
этой встречи мне ничего о них не было известно, и кое-что
перечитывала дважды...
«До 1874 года все дети старообрядцев считались неза-
коннорождёнными.
17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ „Об укре-
плении начал веротерпимости“, который в числе прочего
отменял законодательные ограничения в отношении ста-
роверов и, в частности, гласил: „Присвоить наименование
старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия
раскольников, всем последователям толков и согласий, ко-
торые приемлют основные догматы Церкви Православной,
но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправ-
ляют своё богослужение по старопечатным книгам“».
Потом, всё листая и листая, опять перечитывала: хоте-
лось понять глубину знаний этих людей, сохранивших до
сегодняшнего дня свои обычаи, но на этой странице оста-
навливалась несколько раз: «Так постепенно и появилось
понятие „старая вера“, а людей, исповедующих её, стали на-
зывать „староверы“, „староверцы“. Таким образом, старо-
верами стали называть людей, отказавшихся принять цер-
ковные реформы патриарха Никона и придерживающих-
ся церковных установлений Древней Руси, то есть старой
веры. Принявших же реформу стали называть „нововеры“
или „новолюбцы“. Впрочем, термин „нововеры“ надолго не
прижился, а термин „староверы“ существует и поныне.
Однако во времена правления Екатерины Великой отно-
шение к староверам стало меняться. Императрица посчита-
ла, что староверы могут быть весьма полезны для заселения
необжитых районов расширяющейся Российской империи.
По предложению князя Потёмкина Екатерина подписала
ряд документов, предоставляющих им права и льготы на
проживание в особых районах страны. В этих документах
староверы были поименованы не как „раскольники“, а как
„старообрядцы“, что если и не было знаком благорасполо-
жения, то, несомненно, указывало на ослабление отрица-
тельного отношения государства к староверам.
Старообрядцы — это сторонники старого христианского
обряда, а староверы — это старая дохристианская вера».
Я поняла: не случайно вчера заводила разговор, что всё
сообщество староверов должно построить себе одно боль-
шое поселение, а не жить, как кроты, в подземельях или
же горных ущельях. Тем более: «Кириллические алфавиты:
система письменности и алфавит для какого-либо иного
языка, основанные на этой старославянской кириллице.
Языки, использующие кириллический алфавит. Кирилли-
ческий алфавит был адаптирован для письма более чем 50
языков, преимущественно в России».
Как много на сегодняшний день я узнала! Но ещё так
много вопросов оставалось, столько сторон их жизни для
меня по-прежнему были незнакомыми и неизвестными...
Нужно спросить у Владимира, как я уже поняла, это он стес-
няется мне всё рассказывать, даёт возможность самой про-
честь, а он-то знает всё! И даже подумала, что мне будет
интересно создать с ним семью.
Некоторые вопросы у меня возникли именно после со-
вместного купания у водопада с девушками, у которых
были нательные кресты совсем другой формы. Они были
как будто бы восьмиконечные! Мой же крестик я забыла
у бабушки Ани в шифоньерке, ведь нам в школу запреще-
но было его надевать, и уже не помню отличие, но должна
спросить сегодня же у Владимира. Не успела о нём вспом-
нить, как он здесь и оказался:
— Можно я заберу в деревню Дубраву Любаню на при-
мерку платья? Мой же кафтан почти готов к свадьбе, тю-
телька в тютельку1 хватило ткани сшить его, чтобы был мне
по плечу... Мы там будем два дня, пока ей не закончат шить.
— Ладно, идите. Видно, спешишь со свадьбою?
Я вышла из-за стола, прихватив книгу и подумав: «На све-
ту я её быстро осилю!» Он берёт меня опять за руку и выво-
дит из ущелья, вниз по-над горою идём узкой тропинкой,
а там и полем, где издалека заметила подводу с двумя запря-
жёнными лошадьми. Вскоре я оказалась в ней, лежащая на
соломенной подстилке лицом вверх, глядя на небо. По сто-
ронам скользили высокие деревья, подпиравшие небо и хле-
ставшие меня ветками по щекам, напоминая о действитель-
ности. Почему я всего этого не замечала раньше?.. А всё же
как хорошо жить, любить и наслаждаться природой!
До Дубравы мы добирались долго, заночевали в кукуруз-
ном поле, и только к следующему вечеру показалось посе-
ление и указатель «Дубрава». Красивые хатки, добротные,
и сразу видно: здесь каждая семья живёт своей семьёй, как
подобает — с родителями, а кто-то и с бабушками и дедуш-
ками. У нас же, помню, старались сразу же отделиться от
родительской семьи, как поженятся.
— Вот это хатка Марьи Николаевны, она модистка, му-
жатка1. — Я не поняла, что он сказал, но он добавил: — Жен-
щина замужняя и на дому шьёт платья к свадьбам, потом
у неё собирается молодёжь, и вышивают красиво, тебе по-
нравится.
Мне уже всё нравилось здесь, словно попала к своей ба-
бушке Ане! Всё вышито, чисто, красные полы покрашен-
ные, видно, недавно красили, блестели под лучами солнца,
проникающими сквозь открытые ставни небольших узких
окон. Марья Николаевна вышла навстречу:
— Гарная дивчина, Володя, где ты её нашёл? — улыбаясь,
сказала она. — Время терять не будем; поди, Володя, пошу-
кай, где ты остановишься на ночь, а может, на два дня. Её
же не отдам, буду шить, пока не стемнело. Можешь зайти
к нам на чай — вечерять, коль захочешь.
— Конечно, зайду, немного погуляем с Любаней, устала
она в ущелье-то жить.
— Пускай не переживает, все мы с этого начинали, сей-
час и хата есть, и дети вокруг.
Володя вышел, она же достала белый шёлковый мате-
риал и сантиметр и на удивление ловко, тем более левой
рукой, начала кроить и приговаривать все добрые слова,
которые, наверно, я знала: «На счастье, на счастье, благо-
слови, Господь».
Как стемнело — Володя уж на пороге. Повечеряли и вы-
скочили на свободу, как будто бы птицы, которых держали
взаперти. Я не выдержала и сказала:
— Какие счастливые, живут на земле, я этого не ценила,
пока со мной не случилось такое.
— Любаня, ты поверь, у нас будет ещё лучше!
Я же думала о своём: «Любовь и свадебное платье всегда
так нераздельны! Невеста прекрасна в ожиданиях, и долгих
встречах с любимым, и в страхе с нетерпением ожидаемо-
го дня признания, даренного кольца. И нежные поцелуи
при этом! К месту сказанные слова! Забыться можно на
мгновенья от счастья, от слов, проникших в глубину под-
сознания, — что ты уже невеста. Словно луч направленного
солнца лицо ласкает. И ветром растрёпанные волосы бьют
по твоим щекам... И ты горишь от красивых слов, от тех
мгновений счастья, которые переполняют девичью меч-
ту, от неожиданности стремления пойти под венец, стать
женой, потом матерью. Быть любимой до конца дней, про-
жить с ним вместе, любя, заботясь: о нём, о семье, о детях
и счастье в доме...»
А вслух ответила:
— Я постараюсь быть похожа на них, ведь я понимаю, что
я совсем другая, но ради нас постараюсь! Нашего будущего
будет много! Ты прав, я столько узнала из книги, что ты мне
передал. Но меня мучает вопрос, который стесняюсь тебе
задать.
— Ты ничего не должна скрывать, спрашивай всё, что ты
хотела бы узнать.
— Когда мы купались, заметила восьмиконечные на-
тельные кресты у ваших девчат, а у нас, кажется, четырёх-
конечный?
— Ты права и внимательна, и в этом основное различие
староверов и православных христиан. Но я об этом хочу
подробнее рассказать, ведь и венчать нас будут здесь, в Ду-
браве, по нашим обычаям, и... — он замолчал и подошёл
поближе. Я понимала, что он нервничает и всё до конца не
скажет сегодня. Но он всё же добавил: — Они смогли в са-
мых сложных природных и политических условиях сохра-
нить свою религиозную и культурную идентичность.
* Мужатка (мужатица) — замужняя женщина.
* Тютелька в тютельку — точь-в-точь, совершенно точно.
Жизнь без морали
Фантастика
Часть 8
День прошёл как обычно, я работаю вместе за столом с его сестрой, она не только обучает меня, но и тихо подкармливает то и дело фруктами или же овощами. Но сегодня она принесла книгу и сказала:
– Вот, Володя раздобыл для тебя и сказал, чтобы ты читала здесь, ведь под лучиной испортишь глаза.
Я взяла книгу, поблагодарив, и сразу же открыла её. А там прямо с первой страницы: «Старообрядчество – материал из Википедии – свободной энциклопедии». Значит, он и они все хотят, чтобы я ознакомилась с теми людьми, в общество которых попала случайно, а может быть, по воле Бога. Я как будто бы вцепилась в каждое слово, ведь до этой встречи мне ничего о них не было известно, и кое-что перечитывала дважды...
«До 1874 года все дети старообрядцев считались незаконнорождёнными.
17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: "Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам"».
Потом, всё листая и листая, опять перечитывала: хотелось понять глубину знаний этих людей, сохранивших до сегодняшнего дня свои обычаи, но на этой странице останавливалась несколько раз: «Так постепенно и появилось понятие "старая вера", а людей, исповедующих её, стали называть "староверы", "староверцы". Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть "нововеры" или "новолюбцы". Впрочем, термин "нововеры" надолго не прижился, а термин "староверы" существует и поныне.
Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи. По предложению князя Потёмкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как "раскольники", а как "старообрядцы", что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам.
Старообрядцы – это сторонники старого христианского обряда, а староверы – это старая дохристианская вера».
Я поняла: не случайно вчера заводила разговор, что всё сообщество староверов должно построить себе одно большое поселение, а не жить как кроты в подземельях или же в горных ущельях. Тем более: «Кириллические алфавиты: система письменности и алфавит для какого-либо иного языка, основанные на этой старославянской кириллице. Языки, использующие кириллический алфавит. Кириллический алфавит был адаптирован для письма более чем 50 языков, преимущественно в России».
Как много на сегодняшний день я узнала! – но ещё так много вопросов оставалось, столько сторон их жизни для меня по-прежнему были незнакомыми и неизвестными... Нужно спросить у Владимира, как я уже поняла, это он стесняется мне всё рассказывать, даёт возможность самой прочесть, а он-то знает всё! И даже подумала, что мне будет интересно создать с ним семью.
Некоторые вопросы у меня возникли именно после совместного купания у водопада с девушками, у которых были нательные кресты совсем другой формы. Они были как будто бы восьмиконечные! Мой же крестик я забыла у бабушки Ани в шифоньерке, ведь нам в школу запрещено было его надевать, и уже не помню отличие, но должна спросить сегодня же у Владимира. Не успела о нём вспомнить, как он здесь и оказался:
– Можно я заберу в деревню Дубрава Любаню на примерку платья? Мой же кафтан почти готов к свадьбе, тютелька в тютельку* хватило ткани сшить его, чтобы был мне по плечу... Мы там будем два дня, пока ей не закончат шить.
– Ладно, идите. Видно, спешишь со свадьбою?
Я вышла из-за стола, прихватив книгу и подумав: «На свету я её быстро осилю!» Он берёт меня опять за руку и выводит из ущелья, вниз по-над горою идём узкой тропинкой, а там и полем, где издалека заметила подводу с двумя запряжёнными лошадьми. Вскоре я оказалась в ней, лежащая на соломенной подстилке лицом вверх, глядя на небо, по сторонам скользили высокие деревья, подпиравшие небо и хлеставшие меня ветками по щекам, напоминая о действительности. Почему я всего этого не замечала раньше?.. А всё же как хорошо жить, любить и наслаждаться природой!
До Дубравы мы добирались долго, заночевали в кукурузном поле, и только к следующему вечеру показалось поселение и указатель «Дубрава». Красивые хатки, добротные, и сразу видно: здесь каждая семья живёт своей семьёй, как подобает – с родителями, а кто-то и с бабушками и дедушками. У нас же, помню, старались сразу же отделиться от родительской семьи, как поженятся.
– Вот это хатка Марьи Николаевны, она модистка, мужатка**. – Я не поняла, что он сказал, но он добавил: – Женщина замужняя и на дому шьёт платья к свадьбам, потом у неё собирается молодёжь и вышивают красиво, тебе понравится.
Мне уже всё нравилось здесь, словно попала к своей бабушке Ане! Всё вышито, чисто, красные полы покрашенные, видно – недавно красили, блестели под лучами солнца, проникающими сквозь открытые ставни небольших узких окон. Марья Николаевна вышла навстречу:
– Гарная дивчина, Володя, где ты её нашёл? – улыбаясь, сказала она. – Время терять не будем; поди, Володя, пошукай, где ты остановишься на ночь, а может, на два дня, её же не отдам, буду шить, пока не стемнело. Можешь зайти к нам на чай – вечерять, коль захочешь.
– Конечно, зайду, немного погуляем с Любаней, устала она в ущелье-то жить.
– Пускай не переживает, все мы с этого начинали, сейчас и хата есть, и дети вокруг.
Володя вышел, она же достала белый шёлковый материал и сантиметр и на удивление ловко, тем более левой рукой, начала кроить и приговаривать все добрые слова, которые, наверно, я знала: «На счастье, на счастье, благослови Господь».
Как стемнело – Володя уж на пороге. Повечеряли и выскочили на свободу, как будто бы птицы, которых держали взаперти. Я не выдержала и сказала:
– Какие счастливые, живут на земле, я этого не ценила, пока со мной не случилось такое.
– Любаня, ты поверь, у нас будет ещё лучше!
Я же думала о своём: «Любовь и свадебное платье всегда так нераздельны! Невеста прекрасна в ожиданиях и долгих встречах с любимым, и в страхе с нетерпением ожидаемого дня признания, даренного кольца. И нежные поцелуи при этом! К месту сказанные слова! Забыться можно на мгновенья от счастья, от слов, проникших в глубину подсознания, – что ты уже невеста. Словно луч направленного солнца лицо ласкает. И ветром растрёпанные волосы бьют по твоим щекам... И ты горишь от красивых слов, от тех мгновений счастья, которые переполняют девичью мечту, от неожиданности стремления пойти под венец, стать женой, потом матерью. Быть любимой до конца дней, прожить с ним вместе, любя, заботясь: о нём, о семье, о детях и счастье в доме...»
А вслух ответила:
– Я постараюсь быть похожа на них, ведь я понимаю, что я совсем другая, но ради нас постараюсь! Нашего будущего будет много!
– Ты прав, я столько узнала из книги, что ты мне передал. Но меня мучает вопрос, который стесняюсь тебе задать.
– Ты ничего не должна скрывать, спрашивай всё, что ты хотела бы узнать.
– Когда мы купались, заметила восьмиконечные нательные кресты у ваших девчат, а у нас, кажется, четырёхконечный?
– Ты права и внимательна, и в этом основное различие староверов и православных христиан. Но я об этом хочу подробнее рассказать, ведь и венчать нас будут здесь, в Дубраве, по нашим обычаям, и... – он замолчал и подошёл поближе. Я понимала, что он нервничает и всё до конца не скажет сегодня. Но он всё же добавил:
– Они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность.
_______
* Тютелька в тютельку – точь-в-точь, совершенно точно.
** Мужатка (мужатица) – замужняя женщина.
Откорректировано 12/23
http://proza.ru/2019/04/19/1335
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2019
Свидетельство о публикации №219041901335
Свидетельство о публикации №119041906195
Разина Галина 12.07.2019 07:49 Заявить о нарушении
Нина Филипповна Каменцева 12.07.2019 16:15 Заявить о нарушении