Полька-птичка

В Польше, как у всех. ч. 1. Тубесениада
Гуляй-Василий
Больные исследования крушения лайнера

(Уж простите идиота),
О вожденьи самолёта,
О вожденьи и вождях
(Щас спою, себе на страх)

На большущем ероплане
Раз собрался Главный Пан
(Свита, как толпа цыганок)
В путь. В конце пути туман.
………
И в раздумьях капитан:
«Штурман, слышь, скажи-ка, брат,
Не вернуться ль нам назад?
Иль диспетчера послушать,
Да присесть на запасной,
Как и прошлою весной?»

Тот в ответ, как в горло рогом:
«Лайнер твой, твоя дорога.
Здесь… Ты первый после Бога…
Сам и Царь, и Атаман».

Испугался  капитан:
«Ты башкой подумай: Пан --
Тот кто главный. Пусть решит».
И к Вельможному спешит.

«Страшно, Пан, ни зги не видно!
В небе бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Укажи, что делать нам?»

Продолжение следует.


Рецензии
00:31 10/04/2013 Андрей Сидорчик 10273
Роковое давление. Почему под Смоленском разбился самолет президента Польши

Правда о гибели президента Польши была на поверхности, но не все поляки были готовы её принять. «АиФ» вспоминает причины крушения польского «борта номер один»

Лех Качиньский. 2009 год.
Лех Качиньский. 2009 год. © / www.globallookpress.com
2
1
Выражение «иногда банан — это просто банан» очень точно отражает историю трагической гибели в апреле 2010 года в авиакатастрофе под Смоленском польской делегации во главе с президентом этой страны Лехом Качиньским.

Кто виноват в катастрофе самолета польского президента Качиньского?
Катастрофа на пути в Катынь

Правда о том, что произошло, была найдена довольно быстро. Проблема заключается в том, что для польской стороны, привыкшей частенько искать виноватых в своих проблемах где-то на стороне, эта правда достаточно неприятна.

Утром 10 апреля 2010 года «борт номер один» 36-го специального авиационного полка воздушных сил Польши вылетел из Варшавы в Смоленск. На борту построенного в СССР самолёта Ту-154 М находилась делегация Польши во главе с президентом Лехом Качиньским. Пилотировал лайнер польский экипаж из авиаотряда президента.

Делегация направлялась в Катынь, дабы принять участие в памятных мероприятиях, приуроченных к 70-летию так называемого «катынского расстрела».

Можно до хрипоты спорить о том, кто же и когда расстрелял польских офицеров под Смоленском, однако та давняя история к катастрофе авиалайнера имеет косвенное отношение.

Итак, самолёт президента Качиньского должен был приземлиться на аэродроме «Смоленск-Северный». Изначально этот аэродром предназначался для приёма военной авиатехники, что представляет некоторые сложности для гражданских пилотов. Впрочем, гражданские самолёты приземлялись в «Смоленске-Северном» регулярно и успешно.
Обломки самолета Леха Качиньского. 2010 год
Обломки самолета Леха Качиньского. 2010 год. Фото: РИА Новости/Илья Питалев.
Свидетель по делу о катастрофе Ту-154 под Смоленском найден повешенным Но 10 апреля в районе аэродрома сложились крайне сложные метеоусловия. Облачность и видимость оказались ниже допустимого метеоминимума, необходимого для осуществления посадки.
Диспетчер аэродрома «Смоленск-Северный» сообщил экипажу самолёта о том, что «условий для приёма нет». Согласно существующим правилам, окончательное решение о том, осуществлять ли посадку, принимает командир воздушного судна.

Экипаж Ту-154 М связался с экипажем польского Як-40, который сел на «Смоленске-Северном» незадолго до прибытия президентского борта. Пилоты Як-40 также подтвердили, что условия на аэродроме не соответствуют необходимым для посадки.

Тем не менее командир Ту-154 М предпринял попытку посадить самолёт. При заходе на посадку пилоты отклонились от курса, задели деревья примерно в километре от взлётно-посадочной полосы, после чего самолёт рухнул на землю.

В результате падения погибли все 96 человек, находившиеся на борту.
Сесть во что бы то ни стало

Расследование обстоятельств трагедии началось немедленно, учитывая высокую международную значимость происшедшего.

В Смоленске осудили мародеров, грабивших разбившийся Ту-154 Качиньского
К работе по расследованию была подключена и польская сторона. Российские власти были заинтересованы в том, чтобы развеять подозрения в какой-либо причастности к гибели главы соседнего государства.

В распоряжении экспертов оказались записи переговоров пилотов с диспетчером, данные «чёрных ящиков», а также обломки Ту-154 М.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе 2011 года обнародовал выводы своего расследования. Главной причиной катастрофы были названы неправильные действия экипажа, который в сложнейших метеоусловиях принял решение о посадке, при этом допустил ошибки при снижении и проигнорировал сигналы системы предупреждения об опасном сближении с землёй.

Данные телеметрии показывали, что до самого момента катастрофы Ту-154 М был исправен.

Таким образом, главный вопрос звучал так: что заставило польских пилотов пойти на посадку, которая в данных условиях изначально представлялась чрезвычайно опасной?

Черные ящики с самолета польского президента Леха Качиньского, который разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года
«Черные ящики» с самолета польского президента Леха Качиньского, который разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Фото: РИА Новости / Андрей Стенин
Президент Польши Лех Качиньский придавал большое значение участию в траурных мероприятиях в Катыни. Для польских политиков тема Катыни — это один из краеугольных камней, на которых выстраивается их нынешнее отношение к тем или иным современным событиям.

В случае, если бы «президентский борт» ушёл на запасной аэродром в Минск, Качиньский никак не успел бы на мероприятие.

Для эмоционального, резкого в суждениях и поступках Леха Качиньского это было совершенно неприемлемо. А перечить президенту для пилотов было опасно — это хорошо продемонстрировала история, случившаяся в 2008 году.

Облоимки самолета
Облоимки самолета. Фото: РИА Новости/Олег Минаев.
Награждён и уволен

12 августа 2008 года, во время российско-грузинского конфликта президент Качиньский вместе с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом и премьером Латвии Иваром Годманисом вылетели из Варшавы в Грузию с миссией дипломатической поддержки. В Симферополе, где самолёт совершил промежуточную посадку, к ним присоединился президент Украины Виктор Ющенко.

Пилотировал самолёт Ту-154 М польский экипаж, командиром которого был Гжегож Петручук, а вторым пилотом — Аркадиуш Протасюк. Именно Протасюк будет командиром судна во время катастрофы в Смоленске.

«Бешеный рёв двигателей. И тишина». Смоленская авиакатастрофа 5 лет спустя
Изначально предполагалось, что самолёт, по соображениям безопасности, полетит в азербайджанский город Гянджа, где президентов уже ждала автоколонна, готовая доставить их в Тбилиси. Однако в Симферополе Качиньский передумал и через подчинённых потребовал лететь прямо в Тбилиси. Петручук однако отказался. Тогда Качиньский сам вошёл в кабину пилотов и спросил: «Господа, кто является командующим вооружёнными силами?». Петручук ответил: «Вы, господин президент». «Тогда прошу выполнять приказ и лететь в Тбилиси», — и президент вышел, не дожидаясь объяснений. Командир экипажа отказался выполнить этот приказ.

Взбешённый Качиньский в течение полёта звонил руководству польских ВВС, в Генштаб, требуя заставить непокорного пилота лететь в столицу Грузии, но самолёт всё-таки сел в Гяндже.

В Варшаве в отношении Петручука началось расследование, его обвинили в трусости, грозили судом, но в итоге вынуждены были признать, что, согласно Лётному уставу ВВС, «на борту самолёта решениям пилота должны подчиняться все, независимо от их воинского звания и статуса».

После этого Петручука наградили медалью и... уволили со службы.

Аркадиуш Протасюк очень хорошо помнил о судьбе бывшего командира и противостоять желанию Качиньского во что бы то ни стало сесть в Смоленске оказался не готов.

Давило на пилота и то, что во время посадки в кабине находились директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казан и командующий воздушными силами Польши Анджей Бласик. Визит этих лиц, которым в кабине находиться не полагалось, к лётчикам мог быть вызван только одним — настоятельным требованием президента Польши совершить посадку, несмотря на видимость. Эксперты, расшифровывавшие переговоры экипажа, услышали отрывок фразы: «Он взбесится, если ещё...». В данном контексте речь могла идти только о президенте, которого сообщение об уходе на запасной аэродром вывело бы из равновесия.

В итоге Аркадиуш Протасюк, не умевший противостоять начальству так, как это сделал за два года до этого Петручук, пошёл на отчаянный риск, что и привело в итоге к гибели польской делегации.

Гуляй-Василий   19.04.2019 02:52     Заявить о нарушении