История создания книги. Эпилог
В то время зимы были очень суровые, глубокий снег, метели, морозы 20-30°, иногда пыльные или снежны бури. От этого в доме не всегда было достаточно тепло. На плите всегда стояла большая кастрюля с горячей водой и мне надо было периодически менять воду в резиновой грелке, когда она остывала. Я конечно обрадовался когда мама Даша купила электрическую грелку, всё же какое-то облегчение в уходе. Но эта радость была преждевременной, бабушка отказалась от неё, мотивируя тем, что может ударить током. Рядом с бабушкиной кроватью, у окна, стоял стол, за которым я делал уроки. Чтобы можно было своевременно оказать ей какую-то помощь или выполнить просьбу. Бабушка Поля вязала спицами нам шерстяные носки и варежки. Иногда она сидя засыпала и спицы выскакивали из петель. Так как бабушка была уже почти слепая и вязала на ощупь, то мне приходилось набирать петли на спицы и считать их. Я часто читал ей Библию и мы пели из сборника псалмы.
Кто-то скажет для чего этот огромный перечень бытовых дел, которые каждый может совершать в своей жизни ухаживая за престарелыми родственниками. Здесь мысль о том, что я с бабушкой Полей проводил очень много времени. Рядом на письменном столе лежали тетради и ручки. Но вот ни разу не пришла мысль расспросить её об истории жизни наших предков, об их именах, роде занятий, обстоятельствах смерти, и так далее. Чтобы всё это записать на бумагу с большой долей достоверности, как говорится из первых уст. Поэтому я обращаюсь к последующим поколениям с таким советом. Пока ваши родители, дедушки, бабушки живы, спрашиваете у них, интересуйтесь их жизнью, записывайте даты, события, имена. Потому что спустя десятилетия будет просто не у кого спросить, таков закон и порядок жизни установленный Богом. Вот и нам, работавшим над этой книгой спустя годы, всё давалось многими молитвами, которые приводили к определенному стечению обстоятельств. Плюс к тому многолетний кропотливый труд по поиску архивных документов и сохранившиеся в некоторых семьях личных исторических записей.
Однажды я был в Курганинске на одном из братских региональных общений Чмых Александр Александрович предложил мне написать книгу об истории нашего родства. Предложил потому, что я окончил Краснодарский Народный Университет Культуры имени Крупской и имел общественную профессию журналист. Вот причина по которой мне выпала эта почётная часть. Это было в начале осени 2017 года, а в ноябре я попал в больницу. Мне делали очередную, третью операцию. Некоторые материалы о нашем родстве к этому времени уже были собраны. Медленно, но уверенно вырисовывалась, на одной странице тетрадного листа, генеалогическое древо. (Сейчас оно выглядит как склеенный лист ватмана площадью около двух квадратных метров. На нём плотно начерчены квадратики с фамилиями и именами, а также стрелками указывающими родственные связи. И это только до уровня наших родителей, а будет и продолжение). Я планировал за послеоперационное время, пока буду на больничном, успею многое сделать и к Новому 1918 году собрать весь материал и сдать рукопись в типографию. Но этим планам не суждено было сбыться в такой короткий промежуток времени. Вся причина в том, что у нас огромное родство, и собрать хотя бы какую-то информацию о каждом, довольно длительный и объёмный процесс. Эта работа, как говорится, "захлестнула" меня с головой. Я посвящал этому делу всё своё свободное время которого у меня было не так уж и много. Трудовые, семейные и церковные обязанности в связи с написанием книги никто не отменял. Жизнь продолжалась. Я всегда находился в поиске, размышлениях о вновь поступившей информации, сопоставлении дат и событий. Дети специально для этого дела купили мне планшет, чтобы собирать туда все данные. После того как первые главы книги были выставлены в интернете, начали находиться родственники. Точнее сказать они и не терялись, только жили мы очень далеко друг от друга и не общались. Степень нашего родства с ними - "четвероюродные", наших детей "пятиюродные", а между нашими внуками уже "шестиюродные". Хотя в народе говорят, что четвероюродные - это как бы уже и не родственники из-за обширности территориального региона проживания и смешения с другими, сторонними родами вследствие замужества и женитьбы. Но это не так. Родство оно всегда родство, особенно если двойное, и по плоти и по духу. Всё зависит от желания и возможностей, которые мы сами регулируем в своей жизни. Здесь верна поговорка - "Кто хочет родниться, ищет возможности, а кто не хочет ищет причины". К примеру с библейской точки зрения еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова а семьёй. Слова "Дом Иакова", "Дом Израиля", дают исчерпывающие обозначение еврейского народа и выражают сущность искомой связи как связи между членами одной семьи. Еврей связан со своим народом не только культурными и эмоциональными связями объединяющими между собой представителей одной нации. Это связующее звено не зависит даже от наличия общих географической родины. Принадлежность к семье в отличии от любых других отношений не является произвольной. Человек не выбирает себе семью и не в его воле освободиться от родственных уз. Человек может не любить своих сородичей, даже делать им вред. Тем не менее он не в силах разорвать кровные узы которые связывают его с ними навсегда. И этому яркий пример взаимоотношений библейских братьев Исава и Иакова. Особенный грех Исава заключался в том, что он был не милосерден и неутомим в преследований народа Божьего. И использовал все возможности, чтобы причинить ему зло. Так говорит Господь: за три преступления Едома (прозвище Исава, примечание составителя) и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, ПОДАВИЛ ЧУВСТВО РОДСТВА, свирепствовал постоянно во гневе своём и всегда сохранял ярость свою". Библия, книга Амоса 1:11.
Он преследовал брата своего мечом не только в старые времена, когда царь Едома взял в руки оружие, чтобы не дать сынам Израилевым возвращающимся из Египетского рабства пройти через его земли. (Числа 20:18) Но с того момента и во всех других ситуациях. Более того, он всегда сохранял ярость свою. Злобность Едома была противоестественной, ибо он преследовал брата своего, которого должен был защищать и любить. Эта злобность передавалась ему по наследству словно передавалась в семье по праву того момента как Исав возненавидел Иакова. И само время не смогло истощить её, равно как и братское отношение Израиля к Едому (Втор. 2:4-5). А чёткий закон данный Израилю гласит:"Не гнушайся Идумеянина, ибо он брат твой"(Втор.2:3). Сколько бы ни прошло времени после тех событий Иаков и Исав всегда будут оставаться кровными братьями равно, как и их потомки.
Идея объединения информации о родственниках в одну книгу влилась во многие слова благодарности и слёзы радости от того, что некоторые родственные группы жили вообще обособленно. Они думали, что со смертью их родителей дедушек и бабушек у них никого не осталось и они одни на всём белом свете. Но к счастью это было не так. Собранная к тому времени информация о некоторых линиях родства не то что пополнила семейные историко-биографические архивы но и намного превосходила их. Особым "кладом" для нас явилась информация собранная и скрупулезно зафиксированная Любовью Андреевной Добренко, которая родилась и всю жизнь прожила в Санкт-Петербурге. Её отец Андрей Никитич Добренко служил в Собственном Его Императорского Величества Конвое, при Николае втором. Выставлять для чтения ещё не совсем законченные главы решено было для того, чтобы близкие родственники тех, о ком было написано могли дополнить исправить или опровергнуть какую-то информацию. Так Крукович Ирина Вячеславовна представила архивные записи своей бабушки Добренко Любови Андреевны. В них говорилось о том, что у Никиты Лаврентьевича Добренко жена была осетинка. И что во Втором Ледовом походе участвовал не сам Андрей Никитич Добренко, а его полной тёзка. Уроженец той же станицы Спокойной, Краснодарского края. Хотя исследовательские и изыскательские работы уже далеко зашли по ложному направлению. И очень хорошо, что это был вовремя исправлено. Такая же ситуация была и с определением имени отца Никиты, Лаврентия Добренко. Пока при изучении литературных творений его внука Василия Никитича Добренко не была обнаружена запись полуистлевший копии свидетельства о рождении, где были указаны имя и отчество каждого из родителей. Вот с такими ошибками и неудачами потихоньку корректировалась и продвигалась работа.
Другие наши кровные родственники также не тратили время зря. Они в частном порядке тоже разыскивали своих близких. Стали доступны архивные сведения довоенного времени и периода Великой Отечественной войны. В настоящее время всё сведено до такой простоты, что достаточно не выходя из дома нажать на компьютере, на телефоне или планшете несколько клавиш, набрать Ф.И.О., дату рождения и место жительства человека о котором хочется что-то узнать, и на экране появится вся полная, доступная информация о нём. Таким образом, через интернет многие вышли на книгу, где упоминались имена их близких. Во-первых это была Крукович Ирина Вячеславовна, о которой уже упоминалось в этой главе. Так же прочитала главы из книги о своих близких и Онучина Ирина - внучка Евдокии Пименовны (Жениховой) В своём отзыве она написала такие слова:"Очень интересно было прочитать историю своей семьи. Моя бабушка одна из детей Пимена Ивановича Женихова (Евдокия). Она не делилась воспоминаниями о прошлом. Когда я была маленькая, часто задавала ей вопросы о том, откуда она, кто её предки. Она всегда отмалчивалась или говорила что прошлое не нужно ворошить. Поэтому ещё раз спасибо Вам. Теперь и мои дети узнали откуда род моего папы, сына Евдокии Пименовны, Виктора. Ирина Онучина.
Были письма не только в электронном виде но и на бумажных носителях. Пришло письмо от Корн Ирины Александровны (девичья фамилия Емцова) из Германии, на пяти или шести страницах рукописного текста. Она писала о своих переживаниях и трудностях в поисках информации о своём дедушке. Звали его Емцев Филипп Калинович, он погиб в 1945 году в Великой отечественной войне. Сложность проблемы ещё заключалась в том, что не осталось ни одной фотографии дедушки, всё было с годами утрачено. Ирина пишет, что когда она открыла в интернете главы книги о своём дедушке, то просто не могла читать, заливалась слезами. Она не понимала, как так могло случиться, что о её дедушке кто-то знает больше, чем она сама. Конечно же сразу в душе затеплилась надежда о том, что можно разыскать какие-то данные о Филиппе Калиновиче и его фотографии. Но забегая наперёд скажу, что поиски во всех архивах края не дали положительных результатов. Только были найдены документы о его службе в армии, о месте и времени её прохождения. Конечно Ирина выразила благодарность за то, что собрано столько информации и она систематизирована в хронологическом порядке и отмечена в семейной истории.
Как уже раньше упоминалось, что некоторая информация находилась просто. Достаточно было позвонить родственникам и задать необходимые вопросы. Но были и особые случаи, которые давались усиленными молитвами и кропотливым трудом. Позвонил я Чмых Александру Александровичу, чтобы он как главный редактор книги посодействовал в некоторых вопросах. Он ответил:"Я молюсь об этом". Вообще работа главного редактора заключается в структурировании, анализе и выдаче конкретного материала необходимого читателю. Потому что терабайты информации из СМИ, из интернет-ресурсов и печатных изданий меняются практически ежесекундно, не давая возможности подумать, вникнуть и осознать.
Ещё в конце октября 2024 года Я начал поиски родственников Арбузовых. Жена Ивана Григорьевича Арбузова доводилось моему отцу родной сестрой, и была на 9 лет старше него. В тридцать первой главе данной книги можно проследить как разошлись пути-дороги близких родственников. Ещё наша мама Дарья общалась с семьёй Арбузовых, и мы в детстве слышали о них. Но нам молодым, ищущим перспектив в личной жизни, было не до того, чтобы искать родственников и общаться с ними, хотя они как бы и не терялись. Да и во многих родословных линиях была похожая ситуация. Когда человек приходит возраст, он только тогда начинает о многом сожалеть - мало любил, мало делал добра, мало общался с родственниками, Я очень люблю рассматривать старые фотографии, из них можно получить очень много информации. Можно заметить, что на них изображены вместе, даже очень далёкие родственники. А сейчас в наш быстрый век, почему-то не хватает времени. Хотя оно как и раньше отбивает свой чёткий ритмический шаг, минута в минуту, секунда в секунду. С вышеупомянутой даты - октября 2024 года не прошло и месяца, и Бог уже ответил на молитву Александра Александровича. Находясь на празднике Жатвы в Курганинске 17.11.2024 года, я как обычно прошёл в передние ряды, чтобы лучше видеть и слышать. Разместился на лавочке где уже сидели трое, две незнакомые сестры и брат. Я с ними поприветствовался и начал доставать ручку и тетрадь, чтобы записывать интересные и важные мысли во время служения. Затем в дом молитвы вошёл Чмых А.А., подошёл к брату, который сидел на с другой стороны лавочки и спросил:"Как у вас дела в Нижнем Тагиле?" Брат ответил:"Слава Богу". Этот вопрос меня озадачил и я решил спросить, не знают ли они случайно Арбузовых Так как моя тётя по отцу Таисия Пименовна уехала в этот город, на постоянное место жительства ещё 1936 году, после раскулачивания их родителей. Он ответил:"Да, это наши друзья". Вот так Господь оказал помощь в поиске родственников. Раньше я не до конца понимал текст Писания, Еккл.9:11, где мудрый Соломон говорит, что ...не у разумных - богатство и не искусным - благорасположение, но ВРЕМЯ и СЛУЧАЙ для всех их. Просто я знал, что у Бога нет случайностей, но не о случайностях здесь оказывается говорится. Но о том, что придёт время и произойдёт определённый случай(событие). Вот это событие и произошло. Я познакомился с братом и его женой из Нижнего Тагила, взял их номер телефона и номер Арбузова Александра Ивановича, моего двоюродного брата. И уже в этот же день мы через WhatsApp с ним пообщались. Слава Богу! Апостол Павел пишет в Рим.11:33(б) ...как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любил их. Если человек не любит старые улицы, старые дома пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры. Академик АН СССР.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитывать самого себя.
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления её постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух которым мы живём.
Н.А.Острогорский 1840-1917 год. Русский писатель, педагог.
Хранить память о своих предках, не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности.
А.С. Пушкин.
Главный редактор - Чмых А. А.
Литературный редактор - Попов В. Х
Перевод - Кудряшовой Т. С.
Консультант - Главчева О. И.
Вёрстка - Есланов М.М.
Свидетельство о публикации №119041905013
Спасибо Вам, напомнили... И это полезно перечитывать и обсуждать с потомками - нашими детьми и внуками. То же читала и в Библии - источнике истинной Мудрости.
Всего Вам Светлого в жизни! = Валентина
Валентина Устяхина 19.04.2019 18:24 Заявить о нарушении
Андрей Женихов 19.04.2019 18:47 Заявить о нарушении
Мой дедушка тоже стал жертвой 1937 года... На прозу зайду, у меня
там тоже есть скромное начало.
Валентина Устяхина 19.04.2019 19:20 Заявить о нарушении