К повести Франсуа Вольтера Кандид

 Вольтер, одновременно смешливый и суровый критик,
часто касался философической демагогии и критиковал
её в своих трудах, в частности, в широко известных
"Философских повестях" .
 
Решила обратиться к этим, нашумевшим в своё время,
произведениям.
 Критика педагога Панглоса, метафизика, обучавшего
Кандида(Простодушный) просто блестяща!
 Ведь он считает, что всё как создано, так должно и быть:
ноги созданы, чтобы их обувать, и мы их обуваем,
"свиньи - чтобы их есть, и мы едим свинину круглый год"...
Чтобы стать защитником короля, достаточно выпить за его
здоровье, и, если ты высокого роста, (заметьте, в наше
время это вовсе не обязательно!), то сразу на тебя надевают
наручники и ведут в армию!
    Теперь ты друг, воин и защитник!-А какого короля?-
Да, тарабарского! Армии-то были сплошь наёмные! Да,
воистину, новое это хорошо забытое старое!

  Любимая поговорка Панглоса: "Нет следствия без причины"...
Кто говорит, что всё хорошо, тот просто глуп! Надо говорить:
"Всё к лучшему в этом лучшем из миров!".

Педагогика Панглоса желает много лучшего:
однажды(случайно!)он "преподал урок экспериментальной физики"
своей юной ученице, баронессе Кунигунде, которая видела из-за
кустов парка, как реализуется на деле зов страсти. Панглос
был опьянён прелестями домашней служанки. Эта причина повлекла
неизгладимые "следствия", как в судьбе Кунигунды, так и в судьбе
самого учителя... Но ведь,"всё к лучшему в этом лучшем из миров!".
Кунигунда решила повторить виденное с Кандидом, но его тот час же
лишили родственного приюта и выгнали из замка барона.
             -----------------------

О, этот странный очень метафизик!-
В любом из случаев найдёт надёжных слов
"Всё к лучшему!",- твердит, и панегирик
Готов писать любому из ослов!

" И что такого, если "под зад" дали?!
Пусть выгнали с насиженного места,
Есть позитив! - Теперь узнаешь дали,
А , может быть, в пути найдёшь невесту?!".

"Что суждено, то непременно будет!",
Панглоса пусть не хватит острый шок,
Когда на всю его "прекрасную" фигуру
С балкона выплеснут (нечаянно!) горшок!

Он в мир пришёл познать все тайны?-
Болезни, горе, голод... Всё познай!-
Нам "к лучшему" даруется случайность,
И ты её ценить не уставай!

"К примеру Я... Познавши искус страсти,
Дурной болезнью сразу заболел...
Но опыт жизни это не напасти!-
Откуда бы симптомы знать сумел?

Из опыта познав, я повторяю:
"Всё к лучшему в сём лучшем из миров!",-
"Когда умру, то точно уж узнаю
Из жизни к смерти путь: а он каков?".
       ------------------
Прошли те времена...ЗвездАми светятся!..
Теория так двинулась вперёд!
И опыт жизни - не безделица:
Не внемлет тот, кому ума не достаёт.







 


















 


Рецензии
Надежда, Вольтер остался метафизиком даже если он критиковал Лейбница. Иначе и не могло быть, Вольтер умер когда Гегелю было всего 7 или 8 лет.

Дайте я приведу вкратце эволюцию философских взглядом Лейбница->Вольтера->Гегеля.

Лейбниц: Мир создан Богом, а значит совершенный. Поэтому ничего на надо делать, принимайте все как есть. (Мое примечание: Это "Гипотеза" и ничего больше.)

Вольтер: Мир несовершенный. Есть гипотеза, что мир совершенный, но есть и наш опыт, который не совпадает с гипотезой. Наш опыт по сути отрицает эту гипотезу. Поэтому надо исправить мир, чтобы он совпадал с гипотезой. (Мое примечание: Итак, Вольтер говорит о противоречивой паре ("Гипотеза", "Опыт") и что надо что-то делать.)

Гегель: Мир развивается. Есть "Гипотеза", что мир совершенный, но есть и наш опыт, который является "Отрицанием" гипотезы. Поэтому надо синтетически исправлять старое, то есть делать анализ нашего опыта, а потом сделать "Синтез", чтобы построить новую "Гипотезу". Итак, Гегель говорит о триаде ("Гипотеза", "Отрицание", "Синтез") - основа диалектики. Часто триаду Гегеля пишут еще так ("Тезис", "Антитезис", "Синтез").

Анатолий Урсу   14.05.2019 12:58     Заявить о нарушении
Анатолий! Спасибо , конечно, но я знаю о том, что термин "метафизика" вообще многозначен. См. Википедию. Моя задача была обратиться к повести, а не читать курс лекции по философии. Благодарю, но Ваши труды излишни. С уважением-

Надежда Ансеева   02.05.2019 21:13   Заявить о нарушении
Если конкретизировать, то по взглядам на мир Вольтер был ограниченным материалистом: признавал материю, и верил во "флюиды" души, которые на материю воздействуют.В социальном плане- сторонник абсолютистской просвещённой монархии. На полях трактата Руссо "О происхождении неравенства среди людей", где говорилось о необходимости собрать все богатства мира и потом поровну поделить их между всеми людьми, написал: "Это философия оборванца, который хотел бы, чтобы бедные ограбили богатых". Французское Просвещение было противоречивым. Две его школы были едины в одном: в критике агонизирующего феодального строя. (В широком плане все, кто касался в те времена вопросов происхождения мира и законов его развития объединялись термином "метафизики").Рекомендую:Артамонов и Самарин; История зарубежной литературы 18века"; учебник для педвузов.И ещё:Повесть Франсуа Вольтера "Задиг или судьба".Всех благ.

Надежда Ансеева   02.05.2019 21:31   Заявить о нарушении
Вашу лекцию по анализу повести я понял))).

Может быть я не совсем точно использовал термин "метафизика". Я использовал его больше как "фатализм" как противоположность "диалектики". Ведь именно это критиковал Вольтер в этой повести, фатализм Лейбница.

Анатолий Урсу   02.05.2019 21:33   Заявить о нарушении
Есть и "оборванцы", никто не спорит, но им надо помогать стать людьми, а не использовать их социальный статус как аргумент против "Свободы, Равенства и Братства".

Анатолий Урсу   02.05.2019 21:41   Заявить о нарушении