Азбука Театра

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ. Видны парта и вывеска с надписью: 1 а класс. ВХОДЯТ ученики и учительница с ученицей за руку.
Учительница:
Юным  зрителям привет!
 И кого тут только нет!
Ани, Вани, Саши, Пети -
Словом- маленькие дети.
Проведём для вас урок,
Переменка будет в срок
И прогулку по Театру
Разрешить директор мог.

  1-ый :
Всем бонжур и всем салют.
Есть для вас подарок тут.
Ох, придется мне открыть,
 Что мы будем вам дарить.

Подарить хотим мы вам,
Милые ребятки,
 Театральные слова
 В азбучном порядке,
Чтобы вам на раз-два-три
 Узнать театр изнутри.
2-й:
Слушайте внимательно!
 Это обязательно!
Наш рассказ ,как домик с крыши,
Начинается с А---афиши.
Афиша – объявление 
О нашем представлении.
 Ученица :
Ясно всем, как перемена,
Что зовется А-----авансценой
 Перед занавесом место,
 Там, где спящая невеста
 Пробудилась ото сна.
Очень счастлива она!

И жених отважный парень.
В общем наш спектакль в разгаре!
 2-й:
Продолжаем разговор.
 Наш предмет теперь –А-актер.
Актер в спектакле как король.
Играет он за куклой роль.
Актер нам куклу оживляет
 И душу он в неё вселяет.
Чтоб детвора понять могла
 Где разница добра и зла.
 Ученица:
И вот опять на букву А.
Знакомьтесь: слово-А--амплуа.
Амплуа-характер роли
Объяснить понятней что ли?
Если личико грустно-
Быть в трагедии должно.
Если любишь веселиться.
Можешь в комики сгодиться.
 2-й:
Про «амплуа»–конец рассказа.
А-«амфитеатр» станем сразу
 Мы растолковывать сейчас.
И вот вам про него рассказ:
Коль хочешь ты усесться
 Удобней, например,
Иди в такое место,
Где впереди –партер.
1-й:
Ох как же там удобно
И слышать ты готов
Рукоплесканье публики
 Восторженных хлопков.
Красивое словечко
 Сейчас вам подарю.
А-- аплодисменты значат:
 -Я вас благодарю!
 2-й:
Они сигналом служат,
Что закончен акт…
А значит начинается на букву А-антракт!
Запомнить просто: промежуток.
Названье нескольких минуток,
Когда начнётся новый акт-называется А-антракт!
 Ученица :
Я хочу сказать тебе:
-За антрактом буква Б.
Эта буковка полна, есть ей в удовольствие.
Может многое она знать о продовольствии.
Всем голодным, дети,
Место в Бэ-буфете.
 Учительница:
Для любителей поесть
Наш буфет в театре есть.
Счастлив маленький народ.
Шоколадки он жуёт!
Продают в буфете их…
Про буфет закончен стих.
Жаль торопят нас дела,
А я б ещё там побыла.
 2-й:
Ну а кто в буфете ест?
У кого билетик есть.
Никого в театре нет,
Кто бы взять забыл билет.
Вы билеты покупайте.
И спектакли посещайте!
А теперь идем в подвал,
Бутафор нас очень ждал.
2-й:
Это кто?
1-й:
 Изготовитель,
Кукол делает для нас.
Чтоб смотрел спектакль зритель
С теми куклами сейчас.
А ещё, конечно, маски,
 Декорации, костюм,
Чтобы видели мы сказку
Ту, что нам пришла на ум.
 Учительница:
Ну а после выступленья
Для актёров всех сюрприз:
Все пришли для награжденья.
Раздаётся:
Б-Браво! Б-Бис!
Вот слова какие странные
Неужели иностранные?
Браво значит –молодчина.
Бис же-просьба повторить.
И актёр от счастья плачет.
Это счастье не забыть!
Души детские спасает,
О добре он нам вещает.
Учит верить и любить.
2-й:
 Все в В-восторге!
 Это значит,
Что хорошая игра.
 1-й:
Ну а это вам покажет:
Букву «Г» начать пора.
Знаю, будет интересно
Нам подняться в этот путь,
Отойти от скучных кресел
  И в Г-гримёрку заглянуть.
Учительница:
Грим-актёру маскировка.
Раньше можно было так
Догадаться очень ловко,
Кто злодей и кто добряк:
У того,кто очень злым
Был на сцене, синий грим.
Ну а если грим таков:
Розовый и рыжий,
Ясно – он из добряков,
Будь с такими ближе!
У предателей всегда
Серая раскраска.
В те далёкие года
Нам была подсказка.
Я про грим вам всё сказала.
А теперь пора сказать:
Ярус зрительного зала
Самый верхний как назвать?(Ученикам)
Кто ответит-всем пятёрка!
 2-й :
Ну конечно же, галёрка!
 Учительница:
Хорошо с галёрки этой
Д-декорации видны.
А они нам для сюжета
Обязательно нужны!
Ставят их пред авансценой.
Но давайте, детвора,
Мы дадим вам перемену.
ХОРОМ:
На антракт идти пора. (Уходят)
АНТРАКТ  (В планах автора во время антракта идёт экскурсия по театру.)
Учительница:
-Нет театральных слов на Е
И на сестру её.

Давайте мы поставим Ж
На место Е и Ё.
Мы слово «жанр» можем взять.
Его значение понять
Легко сумеем сами.
Спектакль может рассмешить –
В комедии он должен быть,
А если грустный там конец,
То это будет драма.
А также есть трагедия,
Затем трагикомедия,
Сатира, фарс и прочие
Слова на «Ж» рабочие.
Нам надо двигаться вперёд,
Мы к «З» пойдём, она зовёт!
Вот слово занавес. Оно
 для нас не менее важно.
И тоже вам знакомо.
Но объясню я для ребят:
У вас на окнах же висят
Из ткани шторы дома?
Есть и у нас такие тут,
Но здесь их «занавес» зовут.

Необходимо нам в антракт
завесить эту штору;
Но мы идем, ведь нам пора
к звукорежиссеру.
 Чтоб был спектакль-высший класс,
Весь день он трудится для нас,
Чтоб радость детям подарить.
2-й:
Идём его благодарить!
ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССЁРА
Учительница:
Ребята,снова на урок!
Сейчас рассмотрим мы  З-звонок,
Но только он – особый.
Ты на звоночек посмотри:
В театре их бывает три,
А первый нужен, чтобы
Понять: нам скоро заходить.
Звонку второму позвонить
Пора, когда заходят.
А если вновь звучит сигнал,
Кто не успел – тот опоздал:
Ведь время-то проходит!
Звенит звонок не на урок
И не на классный час.
Зато он может «говорить»,
Во сколько надо заходить,
Чтоб видеть то,на что билет
Приобретён у нас.
....
2-й:
Оставим может мы звонок в покое?
А вот кулисы-это что такое?
Учительница:
Катюши, Димы,Вовы и Алисы!
Запомните, ведь это важно вам!
Стоят всегда пред сценою кулисы
И обрамляют сцену по бокам.
Ученица:
А я не понимаю, что же
Обозначает слово: ложа?
Учительница:
Объясню в один присест
То, что ложа – группа мест.
В зале зрительном она
Обязательно нужна!!!!
(Первому)
Не кривляйся, Иванов,
Мимика плохая!
Ученица:
Что такое мимика?
Жаль, но я не знаю…
Мне про мимику узнать
Очень захотелось!
Учительница:
Ты, Маринка, молодец
За такую смелость!
Словами нам не показать
Любовь, надежду, грусть,
Но выражением лица
Охотно я берусь!
 1 ученик:
Так это мимика и есть?
Не буду я кривляться!
(в испуге)
А… замечание в дневник не будет выставляться?
Учительница:
Нет, шаловливый  ученик.
Но не кривляйся впредь!
Нам слово новое «парик»
Пора уж рассмотреть.
Актёр, к примеру, молодой,
И волосы его копной,
А старика играет.
Для представленья старины
Седые волосы нужны.
Парик он одевает;
Лишь нахлобучил паричок,
И вот уже как старичок.
А может прядь редка,черна,
А надо, чтоб была длинна
И рыжая притом.
Но он накладывает грим,
Парик надел… и стал другим!
Легко прическу изменить
Обычным париком.
2-й ученик:
А кто такой режиссер?
Учительница:
Режиссер –руководитель.
Он спектаклю как родитель.
Он в спектакле знаменит,
Он сценарий сочинит,
Даже роли подобрал,
Чтоб счастливым был финал!
1-й:
О труде режиссера
Даже куклы поют,
Значит это нескорый,
Но отличнейший труд!
Учительница:
Когда сценарий режиссер
к спектаклю сочинит,
То смастерит нам бутафор
отличный реквизит.
Ученица:
Что зовётся реквизитом?
Учительница:
Мы сейчас вам объясним.
Для спектакля реквизит нам
Каждый раз необходим.
Всё, что видите на сцене
Из предметов неживых,
Реквизитом называют.
Бутафор готовит их.
Если есть у вас вопросы,
Всё задайте смело мне.
Я понятно вам отвечу
Ну и правильно вполне.

Ученица:
Я слышала слово красивое где-то..
Эх, знать бы значенье, но сложно мне это…
Словечки глубоко мне в душу запали:
Идёт РЕПЕТИЦИЯ в актовом зале!
Учительница:
Объясню для ученицы я,
 что же значит репетиция.
Догадаешься ты ловко,
Потому что репетиция –
Означает «подготовка».
Но в подготовке скуки-ноль.
Актёр заучивает роль.
Идет работа споро.
А что же значит слово «роль»?
Образ для актёра.
Повсюду множество ролей:
 И Айболит, и Бармалей,
И Принц, и Нищий, и Король.
Любой актёр играет роль.
Солистом того называет народ,
Кто главные роли в спектакле ведёт.
Зал софиты освещают.
2-ой:
Ну а что это – софит?
Учительница:
Это вид аппаратуры,
Что пред сценою горит
И спектакль украшает.
Что «спектакль» означает,
Пусть Петров нам объяснит.
2-ой:
В общем, это, как его,
Ну и значит, и того…
1-ый (подсказывает второму):
Спектакль – значит представление…
Учительница (прерывая речь 1 ученика):
Иванов, а ты хитёр!
Ничего себе, суфлёр!
(Второму) Ты невежества образчик!
2-ой:
-Ну а кто такой суфлёр?
Учительница:
Объясню тебе- подсказчик!
Роль суфлёра такова:
Он забытые слова
 всем актёрам говорит,
В суфлёрской будке он сидит.
Учительница:
«Даже 3 помножить на 3 я сейчас бы не смогла.
Наконец то я в театре, как я этого ждала!»
Эти строки не забыть!
Как театр не любить?
А театр-род искусства,
Он различным может быть.
Много есть театров кукол
И театров для теней.
А еще миниатюра,
Акты маленькие в ней.
В театре есть актёров группа.
Ученица:
Как она зовётся?
Учительница:
Труппа.
Нет на «У» в театре слов,
А на «Т» я рассказала.
Приближаемся к финалу.
Это слово для концов.
И оно обозначает
И продолжит означать
Всех спектаклей театральных
Завершительную часть.
Но буквы нас вперёд зовут.
Нам надо изучить этюд.
1-й:
Что этюдом называют?
Учительница: 
Упражнения идут,
А на языке театра
Называют их «этюд»
         Скоро кончится урок,
Но забудьте ярость!
А закончим мы его
Красивым словом «ярус».
Он – один из этажей
Зрительного зала.
3ВЕНИТ ЗВОНОК
Я урок для малышей
Подвожу к финалу.
Я прощаюсь не навек
В этот чудный вечер,
Говоря вам не «прощай»,
А всего…
ХОРОМ:
ДО ВСТРЕЧИ!!!!!!!!!!!!!!!!


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →