Опыт осознания сознания Вопрос веры
...Какая старуха не знает, что душа бессмертна?
(Фома Аквинский)
- Какой Аквинский не знает, что душа бесмертна?
- Какая душа не знает, что она бессмертна?
- старуха= Ф.Аквинский = душа.
* * *
- Откуда душа знает, что она душа?
* * *
- “Я мыслю, следовательно я существую.”
(Р.Декарт)
Достаточно: “Я” мыслю.
* * *
В какой клетке человеческого существа живёт это самое “Я”, которое мыслит? В мозгу? В пятке?
Откуда “Я” знает, что оно “Я”? И почему так держится за это знание?
“Ни для какой вещи в мире нет твёрдого и постоянного места, помимо того, которое определяется нашим мышлением”
(Р.Декарт)
Почему это не распространяется на само мышление? Не потому ли, что однажды возникнув мысль стремится спастись от уничтожения - в вере , в утверждении себя, в интуиции?
Ни для какой мысли в мире нет твёрдого и постоянного места.
“Если мы познаём принципы вещей только благодаря явлениям, то в конце концов, принципом познания этих принципов является ощущение, и из последнего мы черпаем всякое знание”. (Т.Гоббс)
Существует ли на свете такая вещь, как чистое Если мы познаем принципы себя (Я, души, личности) только благодаря их явлениям, то в конце концов, принципом познания этих принципов является самоощущение, и из последнего мы черпаем всякое знание о Себе.
“Познай самого себя.” - Принцип знакомый издревле, многократно повторенный мудрецами Востока и Запада.
“Я”, познай самого себя. (Всё равно, что вытащить себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен).
Вопрос 1.
Что значит - познай?
Накопить систему мыслей, представлений, эмпирического или чувственного опыта, теоретических описаний о себе.
Но этим занимаются все люди, независимо от их желания или нежелания. Всякий говорит: “Я знаю себя”, или молчаливо думает, чувствует так.
Вопрос 2.
Для чего познавать себя?
А. Чтобы сделать себя более совершенным?
Но привело ли это познание, которым наимудрейшие люди занимались с древнейших времён, к совершенствованию Себя?
Те же мудрецы дают отрицательный ответ на этот вопрос.
Б. Чтобы познать ограниченность совершенствования себя и открыть пути совершенствования посредством выхода за пределы себя? (Восточные методики)
Но возможно ли средствами себя (личности, души и т.д.) выйти за рамки себя? (Вытащить самого себя за волосы из болота?)
Очевидно нет. Для этого необходимо нечто иное, не от личности исходящее.
Может ли этим быть наука?
На этот вопрос можно ответить только ответив на вопрос: безличностна ли наука?
Многие учёные прошлого заявляли претензии на её безличностность, т.е. на правильное или зеркальное отражение действительности.ь
Современные учёные демонстрируют уже меньшую веру или убеждённость в объективности научных знаний. Научная деятельность бытует в обществе на протяжении нескольких столетий. Решила ли она проблемы личности?
Любой человек ответит отрицательно на этот вопрос.
Почему же так получается?
Очевидно потому, что и эта сфера человеческой деятельности носит, пусть и глубоко завуалированный, но субъективный, личностный характер.
Откуда же “Я” знает, что оно “Я”? Ниоткуда. Просто, куда ни обернётся, оно везде сталкивается с самим собой. Не остаётся ничего, как верить в самого себя.
Только с осознанием сферической замкнутости своего Я можно создавать возможность для рождения внимания к реальным явлениям.
Свидетельство о публикации №119041808659