Я только Русью и жил
Конечно, телевидение, интернет, огромное количество информации отдаляют нас от истинной русской культуры и живописи, которой мы можем гордиться, пока будет существовать великая Россия. С грустью замечаю, что, наверное, многие не останавливаются уже, как в детстве, около картин Виктора Васнецова и не разглядывают с прежним восторгом сказочные, былинные и исторические сюжеты.
Попытайтесь вспомнить свои детские впечатление и ощущения от его картин. Например, как герой сказок страшный Серый Волк несет прекрасного Ивана-Царевича и Царевну невиданной красы по дремучему, непроходимому (вятскому!) лесу. А вот летит в облаках, выше птиц, ковер-самолет в неведомые дали и несет куда-то заморского принца. Уверена, что нет таких, кому незнакома картина с тремя русскими богатырями? И кто же в детстве не рассмотрел каждую деталь этой картины: богатырские доспехи, не оценил силу русских богатырей и коней, соответствующих персонажу. Думаю, что все мы в свое время погрустили вместе с Аленушкой, сидящей на камне у темной воды, с трогательно и безнадежно склоненной головкой. От нашего цепкого детского взгляда не укрылась ни одна деталь, когда мы встретились с картиной художника, где Витязь на распутье думает, какая же дорога будет верной; или долго всматривались в грустную картину, где после побоища Игоря Святославича с половцами перед глазами возникало поле былой битвы, на котором полегли в бою враги и русские воины, а хищные птицы над полем только и ждут начала своего страшного пира; ну и, конечно, помним встречу князя Олега с Кудесником, предсказавшим ему гибель от коня своего, и многое, многое другое.
В старинном здании школы, где прошли мои школьные годы, учителя заботились о приобщении к прекрасному, и вдоль лестницы с третьего этажа по первый по стенам были размещены в рамочках репродукции самых известных картин русских художников из собрания Третьяковской галереи. Были, конечно, и репродукции картин и В.М. Васнецова. Мы называли эту школьную галерею Малой Третьяковкой. И существовала эта школьная галерея очень долго. С тех пор прошло много лет, и я успела побывать не раз в Третьяковской галерее, многократно в Русском музее в Петербурге и других великих музеях страны.
Мой интерес к творчеству художников Васнецовых значительно возрос, когда, работая над материалами моих предков, два года назад обнаружила невероятное совпадение: мои предки, прадедушка Юферев Михаил, священнослужитель, жил в селе Рябово, которое находится в вятском крае. По архивам именно там родился один из его сыновей Леонид.(Юферев Леонид Михайлович; Год рождения 1883 Место рождения Вятская губ., Вятский у., с. Рябово.) И кто знает, может быть, мои предки-священники встречались в таком небольшом селе Рябово с братьями Васнецовыми, когда те приезжали на родину.
Именно село Рябово является домом Васнецовых, их «родовым гнездом.» В этом доме семья Михаила Васнецова, отца будущих художников, прожила 20 лет. Сюда приезжали братья Васнецовы, когда стали уже знаменитыми. Именно здесь похоронены их отец и мать. Художники очень любили это место, и здесь на вятской земле возникли замыслы их будущих картин.
Интересным для меня было и то, что весь род Васнецовых был священническим, как и род моих предков-священнослужителей Юферевых. Первое упоминание приходится на 1678: псаломщик Трифонова монастыря Дмитрий Кондратьев сын Васнецов. И корни рода Васнецовых изначально идут из Перми Великой.
В этом удивительном вятском крае, в Рябово, художники увидели красоту вятской земли, сказочные дремучие леса, бескрайние цветущие поля, летние солнечные и зимние снежные пейзажи. Здесь же они прониклись народным бытом людей, слышали их сказки и легенды и, естественно, все, что впитали будущие художники в отцовском доме, впоследствии отразилось в их типично русском творчестве.
В настоящее время с 1981 года в доме Васнецовых (Рябово, Зуевского района)находится Мемориальный музей, в котором можно увидеть документы, фотографии, старинные предметы той эпохи и подлинные картины А.М. Васнецова «Пашня» и «Дуб.» Он является филиалом Кировского областного музея имени Васнецовых.
Когда писала о фотохудожнике Мирового масштаба, родом из Вятки, С.А. Лобовикове, то узнала, что Сергей Александрович общался не только с Федором Шаляпиным, делал портреты самого певца и его отца, но и дружил с братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Вообще вятские художники были нередкими гостями дома Лобовиковых. Для фотографа братья-художники стали и друзьями и единомышленниками.
Всегда удивляюсь, как тесно переплетались судьбы великих людей Вятского края, если они жили в одно, такое богатое гениальными талантами, время.
Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, окончил Вятскую духовную семинарию и был направлен (рукоположен) в священники Троицкой церкви Уржумского уезда села Лопьял. Мать художников Аполлинария Ивановна тоже происходила из священнической семьи. Именно там родились два старших сына в семье, Николай и Виктор.
В 1850 году Васнецовы переехали в село Рябово. Здесь родились еще четверо братьев: Александр, Аркадий, Аполлинарий, Петр.
Всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал начальное образование дома. Он учил их всему: читать, писать, считать, петь. От него же были получены первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, – вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по воспоминанию...».
Оказывается, род священников Васнецовых был наделён от природы художественными дарованиями. Среди них были архитекторы, а также некоторые из этого талантливого рода участвовали в росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.
По прошествии долгих лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, уже ставший академиком Петербургской Академии художеств, в автобиографическом рассказе «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».
Все шесть сыновей Васнецовых получили духовное образование и воспитание, и все служили на благо Отечеству. Два брата наиболее известны нам с самого детства, и их творчество сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни.
После окончания Вятской духовной семинарии Виктор, а за ним и Аполлинарий, поступили в петербургскую Академию художеств, но не утратили связь с родной вятской землей.
В 1909 году братья Васнецовы, уже хорошо известные всей России художники, предложили «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а также оказать содействие в приобретении произведений других художников.» Таким образом в Вятке появился художественный музей – ныне Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
В этом музее находится одна из самых значимых региональных коллекций живописи: около 18 тысяч произведений живописи и графики, в том числе 27 работ Виктора Васнецова и 25 - Аполлинария Васнецова, полотна Шишкина, Левитана, Тропинина, Репина, Сурикова, Айвазовского, Сарьяна, Кандинского и др..
Самый крупный Дом-музей В. М. Васнецова - это филиал Государственной Третьяковской галереи, который находится в Москве.
В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга вы тоже можете познакомиться с некоторыми картинами В.М. Васнецова.
Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник- живописец, мастер-портретист и пейзажист, театральный художник, мастер исторической и фольклорной живописи. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция.
Когда-то В. М. Васнецов написал о себе: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины».
Ему же принадлежат слова, которые раскрывают весь смысл его творчества:«Я только Русью и жил».
В творчестве художника ярко представлены разные жанры. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например, в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое и фольклорное :«Витязь на распутье» (1882) «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898) , «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) и многие, многие другие.
В конце 1890-х годов всё более важное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве, в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, и многих других соборах.
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник-пейзажист, мастер исторической живописи, искусствовед.
Васнецов А. М. говорил о форме и содержании живописи: "В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: "не важно, что писать, а важно, как писать". Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть "содержанием".
Васнецов А.М. много путешествовал, важное место в его живописи стали занимать пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891, «Кама», 1895).
К 1900 году А. М. Васнецов очень известный художник. В этот период и появляются первые монументальные полотна из истории Москвы. Чтобы написать лучшие исторические картины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост" и многие другие, ему пришлось стать ученым-исследователем и подробно изучать историю.
О творчестве Аполлинария Васнецова мы не можем сказать, что знаем о нем с детства, как о творчестве его старшего брата Виктора. Но каждый разносторонний человек знает о талантливейшем творчестве братьев Васнецовых.
Я не ставила своей целью написать полную биографию и проследить весь творческий путь великих русских художников родом из вятского края. Этим занимаются профессиональные искусствоведы. Но в очередной раз хотела выразить восхищение гениальными земляками, достоянием великой страны. И, может, напомнила кому-то о детских впечатлениях от картин братьев Васнецовых или вызвала интерес и желание вновь увидеть их картины в великих музеях нашей страны, а, если невозможно, то в иллюстрациях или по интернету.
Творчество художников братьев Васнецовых является символом нашей национальной культуры, в них наша РУССКАЯ ИСТОРИЯ, СКАЗКА, БЫЛИНА. И только в литературе, живописи и других видах искусства наша история правдива и неизменна.
«Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация В.М. Васнецова к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина».
Свидетельство о публикации №119041604436
Поздравляю вас с наступающим Новым 2025 годо!Желаю вам доброго здоровья,счастья, любви желанной и взаимной,а так же всех вам благ!
С уважением.
Юрий Симоненков 31.12.2024 11:42 Заявить о нарушении
С наступающим Новым годом! Всего Вам самого наилучшего! А , главное, мира всем нам в этом году!🎄
С уважением,
Нелли Неженцева 31.12.2024 11:49 Заявить о нарушении