Философ Томас Гоббс
5 апреля 1588 года,
В Уилтшире, в Англии родился,
А 4 декабря 1679 года,
В Дербишире он умрет,
И 91 год, Гоббс проживет,
Английский философ,
Философ-материалист,
Немного атеист,
Один из основателей теории,
Государственного суверенитета,
А также теории,
Общественного договора,
Идеи Гоббса,
Распространились,
В этике, теологии, физике,
Геометрии и истории,
Теории эти,
Весьма необычны,
Оригинальны,
Для времени Гоббса,
Материалистом Гоббс был,
Естественное право,
Рассмотрел,
Но трактовал его,
Узко и просто;
Родился Гоббс в семье,
Священника приходского,
Который,
Из-за ссоры с викарием,
Потерял работу,
Поэтому воспитывался,
Состоятельным дядей,
И состояние дяди,
Позволило,
Дать Томасу,
Превосходное образование,
Уже в 14 лет,
Гоббс свободно владел,
Греческим языком и латынью,
Тогда же он поступил,
В Оксфордский университет,
Magdalen Hall,
И закончил его через 5 лет,
В 1608 году,
Со степенью бакалавра,
После этого Гоббс,
Работу гувернера,
И воспитателя нашел,
У одного из английских графов,
Это позволило потом ему,
Путешествовать по Европе,
Там Гоббс познакомился,
С другими обществами,
Культурами и мнениями,
При первой поездке,
Он был вдохновлен,
Трудами авторов античного времени,
В своей автобиографии,
Гоббс писал,
Что тот период был,
Самым счастливым в его жизни,
Тогда Гоббс сделал перевод,
«Истории» Фукидида,
В нем он предупреждал,
И высказал мнение,
Об опасностях и плохих чертах,
Демократического правления,
В то время Гоббс был,
Сторонником монархии,
Второе путешествие в Европу,
Подвигло Гоббса,
На изучение геометрии,
Произошло это, потому что она,
Методикой была,
Для остальных наук,
Ведь с помощью нее,
Можно было представить,
Взгляды на любой предмет,
В виде неопровержимых,
Основ и доказательств,
Он считал,
Что можно излечить,
Все социальные проблемы,
Все «болезни»,
Строения государства,
Основаны они на тезисах,
Подобных геометрическим,
Во время другого путешествия,
В 30-х годах XVII века,
Гоббс стал членом,
Парижского кружка,
В который входили,
Декарт и Гассенди,
В Италии Гоббс ознакомился,
С учением Галилея,
Оно повлияло на формирование,
Его философской системы,
Попытка объединения и анализа,
У Гоббса была,
Идей физической механики,
Чтобы на их основе,
Предсказывать возможное,
Человеческое поведение,
А склонность к философии,
У Гоббса появилась,
Лишь в среднем возрасте,
Своим основным вкладом,
Гоббс считал разработки:
«Учения об оптике,
И теорию политического,
И общественного,
Устройства государства»,
Свой первый трактат,
«О гражданстве»,
Гоббс написал,
Где важность доказал,
Наличия сильного лидера,
В руках которого,
Концентрируется,
Вся полнота власти,
В нем Гоббс говорил,
О границах полномочий,
Такого главы государства,
А также писал,
О характере взаимоотношений,
Между церковью и властью,
Работу над основным,
Своим творением,
Которое называлось «Левиафан»,
Гоббс завершил в 1651 году,
В ней он ярко и подробно,
Свои взгляды описал,
На человека и государство,
Помимо политического мнения,
Рассуждения Гоббса,
Были связаны,
С природой человека,
Завершаясь возрениями,
В религиозной области,
Через 7 лет Томас,
Опубликовал трактат,
«О человеке»,
Где утверждал,
Что все мы являемся,
Особенными,
Естественными телами,
Которые двигаются, питаются,
И воспроизводят,
Себе подобных,
Затем на длительное время,
Ему пришлось прекратить,
Выпускать сочинения,
Парламент начал,
Активно обсуждать,
И «Левиафан» изучать,
Основное его сочинение,
На предмет богохульства,
И атеизма,
По этой причине Гоббсу,
Нельзя было заниматься,
Актуальными проблемами,
И он всего себя,
Посвятил истории;
Основным в философии,
Гоббс эмпиризм считал,
По мнению Гоббса,
Единственным предметом,
Философии и науки,
Являются тела,
Гоббс считал.
Что реально существуют,
Исключительно те вещи,
Которые материальны,
А Бога познать невозможно,
И никто,
В том числе философия,
Судить о нем не могут,
Божество и душа,
Не считаются объектами,
Для познания разумом,
Они относятся лишь к вере,
И теологическому учению,
Наше мышление,
Сводится лишь к логике,
А логика ограничивается,
Математическими действиями:
Сравнение, сложение,
Вычитание, деление,
Трактовка Гоббса,
Слишком простая,
Хотя эмпиризм,
Присутствует в ней,
Ведь логика,
Может использовать,
Лишь данные,
Полученные опытным путем,
Мысли, по мнению Гоббса,
Представляют собой,
Происходящие внутри,
Человека движения,
Их нельзя воспринимать,
Как нечто,
Возвышенное и идеальное,
Это простые,
Субстанциональные перемещения,
И чтобы переработать,
Эмпирические идеи,
И на их основе,
Сформировать более сложные,
Применяются вышеприведенные,
Математические операции:
Сравнения, сложения, деления,
Гоббс уточняет,
Что это напоминает,
Как из отдельных единиц,
Появляются последовательности,
Появляются числа,
А бестелесные предметы,
Существовать не могут,
Они не воспринимаются,
Нашими чувствами,
Нашими ощущениями,
Это учение Гоббса,
На других эмпириков влияло,
Ведь познание и воля,
Всегда себя проявляло,
От впечатления,
От окружающей среды,
Эти чувства способствуют,
Возникновению удовольствия,
И неудовольствия наравне,
И любой человек,
Старается усилить первое,
И ослабить второе,
Но и то, и другое,
Представляет собой движения,
Внутри сердца,
Из этого можно сделать вывод,
Что мы считаем добром то,
Что вызывает у нас удовольствие,
А противоположные ощущения,
Признаем и злом считаем,
Человек стремится,
Сберечь удовольствие,
Увеличить его,
Поэтому совершает,
Определенные действия,
Но в то же время пытается,
Воздержаться от иных деяний,
Других устремлений,
Которые приводят,
К неудовольствию,
Этот выбор,
Между действием и воздержанием,
Гоббс волей называет,
А если говорить о морали,
Он, как и почти все представители
Материалистического течения,
Придерживается мнения,
Что она относительна,
И достаточно очевидно,
Что нет абсолютного добра,
Не существует такого поступка,
Который бы всеми людьми,
Без исключения,
Признавался хорошим делом,
По мнению Гоббса,
Понятие «добро»,
Можно свести лишь к чувству,
Прекрасного и полезного,
В нем нет ничего возвышенного,
Просто одно земное,
Мирское ощущение;
Славу Гоббсу принесла,
Его политическая теория,
Возникновения,
Государственной власти,
И государства самого,
Теоретические положения
Происхождения государства,
Гоббс излагает в «Левиафане»,
Известном труде,
Он берет за основу,
Общеизвестное мнение,
Что человек,
Злой и алчный,
По своей природе,
По своей натуре,
И не стоит рассматривать,
Индивида по-другому,
Поскольку Гоббс отрицает,
Наличие в душе,
Хорошего, иного,
Наличия идеального в душе,
Гоббс считает,
Что до появления,
Государственной власти,
Все люди были равны,
Таким являлось,
Их естественное,
Природное состояние,
Но из-за алчной,
Природы каждого,
И подсознательного,
Стремления к господству,
Могла возникнуть,
Всеобщая война,
И чтобы избавиться от страха,
Нужно было создать государство,
В котором каждый житель,
Отказывается,
От части своей свободы,
И неограниченных прав,
В пользу данного,
Политического образования,
Именно в этом отказе,
И скрывается сущность,
Понятия государства,
Все подданные и граждане,
Обязаны полностью,
Повиноваться,
Верховному правителю,
А если требуеться,
Выбирать режим власти,
То лучше остановиться,
На монархии,
Поскольку только она,
Помогает обеспечить,
Всем жителям безопасность,
Верховный правитель,
Является одновременно,
Источником законов,
То есть держит в руках,
Всю полноту власти,
Именно он определяет,
Что является справедливым,
И граждане вправе,
Восстать лишь,
Когда государство,
Неспособно охранять мир,
Когда правитель нарушает,
Всякие мирские законы,
Например, призывает:
Отказаться от защиты, от врага,
Убивать друг друга,
Наносить себе повреждения,
А целью любого мятежа,
Не должно быть,
Просто свержение,
Верховной власти,
А лишь замена,
Одной тирании другой,
Более дееспособной,
И люди заключают между собой,
«Общественный договор»,
Согласуя создание государства,
И отдавая ему часть,
Своих прав,
Но правитель,
Не отказывается от полномочий,
Оставаясь в стране,
Единственным,
Полноправным человеком,
Гоббс высказывал мнение,
Что если бы в соглашение,
Вошел и монарх,
То гражданские войны,
Были бы неизбежны,
Поскольку появилось бы,
Множество противоречий,
По поводу управления,
И распределения власти;
Гоббс особое внимание уделял,
Вопросам религии в государстве,
Основной принцип Гоббса,
Заключается в том,
Что договор между людьми,
Он ставит выше
Чем соглашение с Богом,
Наши религиозные,
Убеждения появляются,
Потому что у людей,
Хорошо развито воображение,
Также мы суеверны,
И знаем не много,
Поэтому хотим как-то объяснить,
Окружающие явления,
Но суть их,
Чтобы объяснить,
Нам не хватает знания,
Логически рассуждая,
Человек хочет найти,
Первопричину всего,
И человек решает,
Что началом может быть,
Вездесущий Бог,
Однако, Гоббс считает,
Что истинной религией.
Стоит признавать,
Веру в государство;
Если же говорить,
О высшей власти в стране,
То правитель,
Должен иметь главенство,
Не только над жизнью граждан,
Но и над всеми,
Религиозными культами,
Однако,
Церковь и государство,
Неотделимы,
И составляют единое целое;
Естественное право,
Гоббс рассмотрел,
Считал, что оно одно,
И основное положение,
От которого он отталкивался,
Это отношение,
К естественному праву,
Как к праву человека,
И заключается в самосохранении,
Но есть и иные права,
Право на жизнь и свободу,
Право на собственность,
Стремление,
К получению удовольствия,
Получению наслаждения,
Чтобы реализовать,
Возможность самосохранения,
Человеку нужны средства,
Которые мы,
Выбираем самостоятельно,
В связи с этим,
Потенциально данное право,
Можно считать правом на все,
Но если один наделен,
Таким полномочием,
То другой уже не имеет,
Прав на него,
Поскольку они несовместимы,
Из этого можно сделать вывод,
Что естественное,
Состояние человека,
Это война всех против всех,
Выход из такой ситуации есть,
И заключается он,
В создании,
Политического образования,
В создании государства,
Основанного.
На взаимном соглашении людей,
Объект изучения философии,
Согласно учению Гоббса,
Представляет собой природу и личность,
А источником такого знания,
Выступает разум,
Кроме того, Гоббс указывал,
Что все люди стремятся удовлетворить,
Свои желания и потребности,
Поэтому они считают добром,
Лишь то,
Что приносит им наслаждение,
Гоббс был материалистом,
Он считал, что только то,
Что можно почувствовать,
Или ощутить,
Является реальным,
Доказать существование,
Бога не получится,
Однако верить в него можно,
Впрочем, по мнению философа,
Истинная религия,
Это такая, которая основывается,
На вере в государство;
Английский философ,
Умер в 1679 году,
На его надгробии,
Высекли слова,
Говорящие,
Что он был справедливым,
Очень ученым человеком,
Известным не только в Англии,
Но и в других странах.
Свидетельство о публикации №119041603093