Исламское понимание человека

Сказал Всевышний:

"Клянусь душой и Тем,
Кто придал ей совершенный облик
и внушил ей порочность ее
и богобоязненность!"
(Коран 91:7-8)

Согласно Корану человек является
наместником Аллаха на земле.

С точки зрения присущих ему качеств
и характерных черт он уникален.

Каждый человек отличается от другого.
Ни один человек не идентичен другому человеку
(Коран сура "Ночной перенос"/ 84).

Человек, о котором повествуется в Коране,
по сравнению с другими созданиями
обладает совершенным творением.

Он является проявлением таинства
"наилучшего творения"
(Коран сура "Смоковница"/4)
и несет в себе проблески качеств,
присущих Аллаху.

Вместе с этим, по сравнению с Аллахом
он является ничтожным созданием.
Это так, поскольку абсолютное совершенство
присуще только одному Аллаху.

Подобно тому, как в Священном Коране
имеются аяты, делающие акцент на присутствие
в человеке возвышенной духовности,
в нем есть и такие аяты, в которых подчеркивается
его ничтожность, некомпетентность, строптивость,
неблагодарность, слабость и т.д.

Исламская доктрина в наилучшем виде отражает баланс,
существующий между человеком, который,
с одной стороны, занимает почетное место во вселенной,
а с другой - является бесконечно зависимым от Аллаха
ничтожным рабом.

Согласно этому балансу его нельзя ни обожествлять,
ни презирать.

Он является единственным в мире сущего созданием,
отражающим в себе все имена Аллаха,
и в то же время он является рабом Аллаха.

Поскольку человек представлен в Коране
в качестве "наместника" (сура "Корова/30"),
то в свою очередь, данная миссия делает его
ответственным по отношению ко всем созданиям
и к самой земле.

Эта, возложенная на человека обязанность,
а именно:
построение на земле общественной системы
на основе нравственности, Кораном описана 
как "ответственность" (сура "Союзники"/30).

Когда Аллах предложил эту ответственность
взять на себя небесам и горам,
то они испугались принять ее на себя,
а человек согласился.

Но Коран, весьма деликатно порицая такое состояние
человека, говорит о его необъективности
по отношению к самому себе и "безрассудной смелости".

Обязательство, которое человек взялся исполнить,
является следствием его осознаваемой свободы
и обладания позитивными и негативными качествами
(способностями и слабостями).

Присутствие в человеке этих двух диаметрально
противоположных потенциалов (сура "Солнце"/7-9)
неизбежно с позиции испытания,
которое человек должен пройти на земле.

Выбор одного из этих двух направлений зависит
только от поведения человека.
А Божественное руководство в этом случае
представляет собой не более чем рекомендацию
или указатель пути (Сура "Человек"/ 2-3).

Такова созданная Аллахом нравственная действительность,
которая поставила человека на арену вечной борьбы
света и тьмы, истины и лжи, добра и зла, знания и невежества,
и превратила его жизнь в бесконечный джихад (борьбу)
нравственности.

Если человек проявляет должное усердие в этой борьбе,
то и Аллах помогает ему.

В подлинном смысле этого слова именно эта борьба
и возложена на человека.

Ибо он, будучи наместником Аллаха,
наделен свободой воли, необходимой для того,
чтобы он мог выполнить свое обязательство,
и именно благодаря этому качеству
он занимает уникальное место
среди всех прочих творений.


=Источник:
"Как Священный Коран описывает образ человека?"
Фатма Байрам


=Подборка Тины АНСАРОВОЙ


Рецензии