Куда направляется безобразная душа?
Душа, о которой забыли, хочет ещё больше забыться.
И это вовсе не стоит понимать в том плане, что безобразная душа чему-то отдаётся вне себя, вместо того, чтобы пребывать некоторым образом "внутри", нет, и красивая душа тоже отдаётся чему-то вне себя. Речь идёт о другом. Безобразная душа сочетается с тем, что ей самой по себе не присуще, а ещё точнее говорить, она и не сочетается и не сочетает вовсе, а "смешивает", как выражается Плотин. Смешивает и спутывает. Безобразная душа - "грязная" и не потому что на ней висит куча пороков, а потому что в ней её собственная природа перепутана совершенно неподходящим образом с природами чуждыми ей, несвойственными её самобытности. И лишь потому она затем и грешит, и впадает во всевозможные слабости, что её природа уже заранее ослаблена и искривлена, и не может "держать строй" славной добродетели".
Удивляешься тому, насколько великие люди всегда прозорливы и зрят в корень. Душа, желающая освободиться от своих пороков не должна вести войну с ними, вступать в прямой конфликт и противостояние и тем самым продолжать оставаться в этих же пороках и отношениях к ним - так она никуда не придёт, так она даже справившись с пороком один раз, не будет застрахована от следующего падения. Есть другой путь, который ведёт нас прямо к основанию, когда мы боремся не со следствиями испорченности нашей души (с её уже явно проявившимися пороками), а с самими причинами деформаций души. Плотин говорит - душа должна очиститься. Он не говорит - душа должна бороться со своими пороками. Он говорит всего лишь - должна очиститься. Но разве это не тоже самое?
О, да! Для нашей привычки и для нашей культуры - ровно тоже самое.
Так мы прочитываем мысли великих людей, превращая их по ходу в прямые наставления. Для нас очиститься - это значит избавиться от пороков, и вот мы уже бросаемся в бой)). Но кто же с кем борется? Тот, кто борется с душой - заранее обречён! Даже если вы боретесь со своей собственной душой вы, конечно же, заранее обречены. Потому что пребывая и в своём самом грязном виде, душа всё равно "основательней" вас, "умнее" вас, "природней" вас - во сто крат. Того "вас", которое собирается с ней бороться.
Так оставьте же бесплодные усилия, вы можете провести в них весь остаток своей жизни! И не жаль было бы и жизнь потратить на "спасение души", если бы оно наступало хотя бы в самом конце!
"Очиститься" по Плотину - совершенно иное!
Очиститься - для него означает приблизиться к родственному. Сочетаться с родственным - освобождаться!
Перенести центр внимания с противоположности "пороки -добродетели" на противоположность "собственное-несобственное". Ибо только в противоположности "собственное -несобственное" душа становится "чистой" или "грязной". "Грязная" же душа перед пороками не устоит.
Разумеется, Плотин не был знаком ни с какой "экзистенцией", он не знал ни нашего современного "экзистирования", ни деления людей на Дазайн и Дасман в хайдеггеровском смысле, подобные термины не были знакомы Плотину, и поэтому он не мог написать как Кьеркегор, что душа в своём прикосновении к любому предмету встречается с "несоразмерным" ей. И всё же, без всяких терминов, Плотин чувствовал и интуитивно "внимал" чему-то похожему. Истинному философу, термины, словно деревья, не заслоняют леса.
Проблема не в том, что любая душа может совершить грех или огрех, проблема в том, что безобразная душа, становясь таковой, уклоняется от самой себя. С какого-то определённого момента, душа уродуется настолько, что занимается фактически самоуничтожением. Вот этот момент в нашей душе страшен, а не тот, что где-то и когда-то мы все совершаем ошибки.
Как спасается такая душа, которая уже отказалась от себя? Или спасение для такой души ею же самой уничтожено?
Спасти любую душу извне совершенно невозможно, ибо она ограждена от подобных "благодеяний" вратами свободы.
Врата свободы - это то, во что я вхожу абсолютно самостно. И, как писал Кьеркегор, врата тотчас же за моей спиной закрываются - это только мой путь, никто последующий им пройти не может.
Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей.(Высоцкий).
Но безобразная душа отказывается входить во врата свободы.
И это происходит с ней на фоне всех формальных войн за буржуазные права и свободы. То есть одна и та же душа может бороться за формальное право свободы и в тоже самое время реально отказываться и уклоняться от её подлинного свершения, и добавьте сюда - да ещё и не догадываться об этом.
Мы живём в очень сложном мире, и сложном не потому, что в нём есть много всего -всего. Мы живём в мире создаваемом безобразными душами, не знающими ни исхода, ни выхода, а душа, оказавшаяся в замкнутом безвыходном пространстве - тиран - тиранит себя и тиранит окружающих. Она разлагается и тиранит, тиранит и разлагается. Но самое главное, что она делает - это прячет своей страх перед свободой выхода.
Свидетельство о публикации №119041506030