Литературный Омск
Мы, омичи, уже давно привыкли к тому, что наш Омск - это промышленный город с большой и трудной историей прошлой и нынешней. Или к тому что он город студентов, или город сад, или третья столица, вечно претендующая на это звание. И как редко мы думаем о том, что он же и наш литературный город. Город с большими и хорошими литературными традициями. Омск - город театральный и это тоже неразрывная связь культурной жизни города, горожан и литературы.
И так, Омск - город литературный.
С ним связаны имена известнейших не только в России, но и далеко за ее пределами писателей. Это прежде всего Федор Михайлович Достоевский, Иннокентий Анненский и Леонид Мартынов, Павел Васильев и Всеволод Иванов, Роберт Рождественский и Сергей Сарганов.
А если добавить к ним знаменитых во всей Сибири на рубеже XIX - XX веков Николая Ядринцева, Георгия Вяткина, Антона Сорокина и известных сегодня поэтов Тимофея Белозерова, Татьяну Четверикову, Владимира Балачан, Владимира Макарова, прозаиков Ивана Токарева, Александра Плетнева, Михаила Малиновского, очеркистов Леонида Иванова и Петра Ребрина - картина литературной жизни будет выглядеть весьма внушительно.
Когда-то Василий Прокопьевич Трушкин, исследователь литературного движения в Сибири, утверждал, что «литературная группа в Омске была самой большой в Сибири», а другой литератор Евгений Михайлович Раппопорт, вслед за ним, назвал Омск «сибирской Одессой». В одной из своих статей он писал: «Если Одесса прославила советскую литературу именами Багрицкого, Олеши, Катаева, Ильфа, то Омск дал стране Петра Драверта, Антона Сорокина, Леонида Мартынова, Феоктиста Березовского, Георгия Вяткина, Павла Васильева…»
Мы видим, что наш Омск дал писателей, прочно вошедших в историю не только литературы великой Сибири, но и общенациональной Российской литературы.
Имена наших известных земляков можно перечислять долго, но вот вопросы - как же сейчас обстоят дела с литературой в Омске?
- Есть ли действующие поэты, писатели сегодня в Омске?
- Занимается ли в Омске кто-то сейчас литературой всерьез?
- Есть ли новые сильные литературные имена в Омске?
Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в «Нашей Газете» в разделе «Литературный Омск»
не только литературы великой Сибири, но и общенациональной литературы
Часть 1. Вводная. Начало дней.
Для того чтобы говорить о литературе Омска сейчас, о том какие имена известны и значимы, какие остаются в тени нужно, наверное, обернуться и посмотреть назад, нужно понять с чего все началось и как развивалось.
Изберем такой отправной точкой смутное и трагическое время российской истории начала прошлого века. Тогда Омск стал Белой Столицей и многие начали называть Омск даже Третьей Столицей, конечно же после С. Петербурга и Москвы. Так как Омск, пусть и на короткое время, но действительно стал временной столицей всей Российской Империи.
В то время в Омск был признанным центром Белого движения Сибири и Урала, сюда стекались не только военные части под управлением Колчака, но и прибыло очень много мирных людей, литераторов, театралов, ученых, журналистов, музыкантов. В Омске были представители сербской, чешской, японской, американской армий, что безусловно не могло не оказать влияние на жизнь, до сего времени, провинциального города. Культурная жизнь Омска заметно оживилась.
Здесь жили и творили Несмелов, Вяткин, Славин, Сопов, Маслов и многие другие, печатавшие свои произведения в сибирских газетах и журналах, таких как «Заря», «Наша заря», «Русская армия», «Русский воин», «Единая Россия», «Русь», «Солдаты», «Иртыш» и т.д.
Известно, что есть две истории – одна для победителей, и другая для побежденных. История разбивается временем и людьми в зеркальные осколки, искажает или даже убивает действительный культурный слой и память о достойных людях для которых жизнь нашей страны во всех ее красках, ее культура были неразрывны и находили свое отражения в аавторских произведениях. Наша задача – собрать эту информацию и показать реальную историю культуры родного Омска.
Творческое наследие Омска начала прошлого века до сих пор мало изучено и действительно не известно широкому кругу читателей. Неужели такие имена как Вяткин, Несмелов, Маслов, Пантелеймонов и другие не могут стоять рядом с такими именами как Астафьев, Мартынов, Павел Васильев, Кутилов и других? Нет, у них одни русские корни, одна русская душа и наше Сибирское Прииртышье оставило заметный след в их жизни и творчестве.
В Омске в 1918-1919 годах главной темой для художников, поэтов, прозаиков, актеров и музыкантов конечно была тема России, ее боль, страдание и человеческая трагедия.
Но об этом периоде мы поговорим позже, в следующих наших статьях.
С тех пор как славит Русь великого Христа,
Не видела она такого лихолетья,
Не знала более тяжелого креста,
Чем тот, что ей дало текущее столетье.
Все, что считалося из века в век святым,
Все, что считалося неизмеримо пенным,
Разрушено дотла пожаром мировым,
Погублено своим «товарищем» презренным.
Мильоны тяжких жертв, мильоны разрушений,
Судил Господь тебе перенести,
Отчизна бедная! Но цепи поколений
Трудились не вотще на жизненном пути.
И верю я (а моему неверью
Поможешь Ты, благой премудрый Царь),
Воскреснет снова Русь, и к ней небесной дверью
Вновь снизойдет Христос, ее хранивший встарь
1919-й год. Автор подписался именем Вера. Стихотворение опубликовано в газете «Русская армия»
Часть 2. Земля обитованная.
Во время Гражданской войны Омск стал одним из основных центров борьбы с большевизмом и местом пребывания Российского правительства под руководством А.В. Колчака.
В числе пребывающих в город гражданских лиц и военных было немало представителей культуры, благодаря чему жизнь в городе значительно оживилась. И хотя к этому времени в Омске уже был свой действующий театр драмы и порядка пяти кинотеатров культурная жизнь города почувствовала, если можно так сказать, ощутимую свежею струю, преобразилась и обновилась.
Побывав в музее Колчака можно посмотрев на театральные афиши и сохранившиеся газеты убедиться в том насколько культурная была жизнь Омска в те годы не смотря на смутное время в стране и была достаточно активной. Люди словно пытались компенсировать, сгладить тревогу того времени и стремились к искусству, литературе и общению. В дни, наполненные горем и страданием, культура всё также утверждала приоритет общечеловеческих ценностей. И действительно Омск стал почти что землей обитованной для тех, кто бежал от братоубийственной войны в далекий степной сибирский город.
В Омске создавались литературные и театральные общества, общества художников и любителей изящных искусств. Таким неформальным культурным центром стал дом Антона Семеновича Сорокина на улице Лермонтова, «короля сибирских писателей», где проходили встречи с Всеволодом Ивановым, Леонидом Мартыновым, Михаилом Никитиным, Николаем Ановым, Юрием Соповым, Сергеем Ауслендером и многими другими.
Да и сам Сорокин был личностью незаурядной. Так, не имея специального художественного образования, он довольно хорошо и дерзко рисовал акварелью то что называется «на злобу дня», проводил свои выставки в залах местного Общества художников и любителей. А когда ему отказывали, он, используя опыт футуристов, устраивал экспозиции своих работ прямо на заборах городских улиц.
Другие яркие встречи проходили в Гарнизонном собрании (ныне Дом офицеров). Так одной из таких незабываемых встреч был вечер футуристов с Давидом Бурлюком. Давид Бурлюк в 1919 году отправился в турне от Башкирии до Владивостока и естественно оказался в Омске. Его футуристические гастроли с выставкой картин московских художников и поэзо-концерты наделали шума по всему маршруту следования и в Омске тоже. Так Виктор Уфимцев писал: «…Набив карманы всякой дрянью, отправились на лекцию Бурлюка… Не дадим издеваться над чистым искусством!.. С вечера я ушел футуристом, и мои взгляды на святое, чистое искусство с этих пор изменились.»
Не смотря на трудности Гражданской войны, да и любые войны в целом, человеку нужны не только хлеб, но искусство, литература, живопись. Потому что именно они не позволяют душе человеческой окончательно очерстветь и озвереть. И если люди тогда могли сохранять и преумножать литературное и творческое наследие страны, то наш святой долг напомнить об этом грядущим за ними.
Ты хочешь легких песнопений
Цветущей родственной души,-
Как будто мой певучий гений
Не покидал меня в тиши.
И я, готовый, как бывало,
Отдаться сладостно ему,
Гляжу мелькнет ли покрывало?
Сойдет ли он? - И не пойму…
И не пойму мечтою смутной,
Что все прошло, что все не то,
Что ведать и восторг минутный
У сердца право отнято.
«Сибирские огни» 1919 год 19(6) июня.
Свидетельство о публикации №119041503812