Марина Намис. Обзор стихов-победителей 307-315 кон
Марина Намис. Страница на Стихи. Ру: http://www.stihi.ru/avtor/vpolete
====================================
1) Стужей выбелен воздух
Стужей выбелен воздух. Трещит сосняк.
Снежный хруст выдает лисицу –
мягкость лап не спасает. Он взял собак,
чтоб она не сумела скрыться,
как в день горя, когда он сестру и мать
за хвосты приподнял и вереск
стал под ними багровым, и только взмах
рук его заставлял поверить,
что они просто спят – убаюкал лес.
Зарычат! Приподнимут морды!
…Шла по следу, по запаху. Враг исчез
за рекой, след размыли воды.
А она всё ждала, каждый день к реке
прибегала тропой кровавой,
вспоминая, как мать и сестра в руке
задевают носами травы
и качаются… Ветер ерошит мех…
…Снова чувствует запах дыма
и безумного страха. Ну что ей смерть,
что борзыми за ней гонима…
Стужей выбелен воздух, река тверда.
Стынет кровь, сердце бьется птицей:
по утерянным можно бежать следам.
…Встреча близко теперь, лисица.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Трудная тема. На мой взгляд, в подобных стихах так тщательно прописанные детали притупляют чувство сострадания. Очень нравится первая метафора, вынесенная в название «стужей выбелен воздух». Фониканекоторых фраз неудачна, например – «как в день горя» - из-за трех согласных подряд это сложно произносить и воспринимать на слух. Кроме того, в стихотворении есть не сразу понятные по смыслу места, например, читая «когда он сестру и мать» сначала думаешь, что речь идет о его сестре и матери, потом, при появлении «хвостов», уже понимаешь, что речь о родственниках вышеупомянутой лисицы. Приглянулась рифма «вереск -поверить» - хорошая, интересная.
===============================
2) Морозко
Терем по окна утоп в снегу.
В горнице светлой под Новый Год
Настенька снежную пыль метет
И поднимает в полях пургу.
Ясные очи – зима-зимой.
Так бы свернула в бараний рог:
Хлопнув дверьми, за честной порог
Ванька шагнул, как к себе домой.
Руки раскинул обнять-ласкать…
«Вот и нашел!» - аж сияет весь.
«Знаешь, Иван, а иди ты в лес
В дальнем сугробе грибы искать!
Вот говоришь, что спасал меня,
В чаще по волчьим плутал следам.
Где ж ты, красивый, гулял, когда
В лес на погибель гнала родня?
Где же заступа и где заслон,
Где же вся сила руки твоей?
Иней потрескивал: «Индевей!».
Колкие льдинки в лицо несло.
Ветки хрустели, крепчал мороз,
Звезды глядели в глаза все злей.
Даже мышиной норы в земле
Мне, на печаль мою, не нашлось.
Кто подобрал полумерзлый ком,
Мятой поил, согревал избу…
Ты ведь на ярмарке по столбу
Лез в это время за дарунком.
Нынче болтаешь с хлопот пустых,
Что седоват мой сердечный друг.
Ты с ним попробуй на битву в круг –
Он тебя враз зашвырнет за тын.
Что тебе вдруг до его седин?
Русую в грусти забыть возмог?
Счастье мне с любым. И дай нам Бог…
Может Снегурку еще родим».
*****************************
==============================
Замечания эксперта: Интересный взгляд на известную историю. Уже сама эта неординарность подхода – явный плюс. Про Настеньку, которая, подметая, поднимает пургу – очень хорошо, яркая картинка. Не нравится «вдруг» в последнем катрене: кажется, что употреблено только для заполнения места. Еще «возмог» очень тяжелое на слух, я бы не стала употреблять. Понятно, что речь героев не современна, поэтому оно допустимо, но это слово какое-то нарочито архаичное. Концовка весьма оригинальна.
===============================
3) киты
солёный ветер щекочет ноздри
песок солёный сожму в горсти
киты выбрасываются на берег
от безысходности
киты выбрасываются от боли
от суеты
и мы с тобою и мы с тобою
что те киты
пытаюсь выкричать боль стихами
в груди хрипит
ориентацию в океане
теряет кит
а в лёгких воздуха на полвздоха
и бездна мрак
киты на берег киты на берег
киты выбра...
*****************************
==============================
Замечания эксперта:В целом неплохо: китов жалко. Но в данном случае на мой взгляд автору не удалось поэтически что-то добавить в трагизм ситуации. Аналогия киты и ЛГ ни образу китов, ни образу человеческому каких-то дополнительных ярких деталей не привнесла. Большевсего понравился четвертый катрен, благодаря находке в заключительной строке с разрывом слова.
===============================
4) Надежда
1. По склону Фудзи*
"Здесь такой же бардак, как в любом другом месте"
© Аркадий и Борис Стругацкие "Улитка на склоне"
Едешь по тракту и ждёшь: вот-вот
вожжи отпустишь, прибавишь скорость,
ветер навстречу рванётся споро —
спорит с лошадками кто кого.
Здесь о бессмертии не шути —
смерч налетит, закружится бойко...
Здесь даже редкая птица-тройка
запросто сгинет на полпути.
Жажда и ветры в краю степей
будят фантомы иного Рима.
Здесь что ни кляча — судьбой хранима,
и словно роза любой репей.
И не бывает другой стези
в месте, где царствуют только ветры.
Все остальные живые смертны.
...Тише улитки ползи, ползи.
2. Раскачиваюсь на ветру
- Нет ли у тебя какого-нибудь горя, о Волька ибн Алеша? Скажи, и я помогу тебе.
© Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»
Дремлет на кухне старик Гасан.
Лампа лежит на боку в прихожей,
пульт позабыт, телевизор тоже,
утро, динамики рвёт попса.
Трах-тибидох, чемодан, ковёр...
Прямо с балкона в полёт уходит.
Джинн оказался на что-то годен,
значит, не зря его в дом припёр.
Пьянь... и позволь ему, всё пропьёт.
Пусть отдыхает теперь Хоттабыч.
Эх, не додумал: сюда борта бы,
был бы комфортнее мой полёт.
Ветер в лицо — не зевай, держись —
бьёт, а за шиворот лезет сырость.
Я из таких развлечений вырос,
но не отвертишься - это жизнь.
...
Шёл из меня, да не вышел толк.
Шёл не спеша, словно раб — по капле.
А человек — он силён ли, слаб ли —
просто щепа, что несёт поток.
Труден полёт. Но не в этом суть.
Я не вписался в родные страты,
вот и согласен на глушь, Саратов,
лишь бы подальше куда-нибудь.
3. К светлой луне
"Призрачно все в этом мире бушующем..."
© Леонид Дербенев
Едет один и летит другой.
Встретиться им доведётся между
прошлым и будущем, где надежду
не отпевают за упокой.
Много их — лишних, с больной душой,
бедных, расхристанных, но крылатых,
тех, что живут на одну зарплату,
но не покрылись ни мхом, ни ржой.
Часто бывают навеселе.
Пьют, но по-прежнему мир им дорог.
И улыбается тот, кто сторож
всем обитающим на Земле.
...
Призраки гонят своих коней.
Их провожает счастливый Авель.
В небе — ковёр? Да вы что — журавль
с люлькой летит, и младенец в ней.
* В названиях частей использованы строки из хокку Кобаяси Исса
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Про Надежду нам уже говорили много. Тем труднее сказать что-то новое или хотя бы сказать иначе.Здесь, как мне кажется, получилось. Три части, три ступеньки – первое – царство ветров, вторая, если понимаю правильно, исход из него, третью назовём «небо». Из всех частей я бы назвала наиболее удачнойзаключительную – и мысли интереснее и образы. Хотя и во второй есть очень интересная игра слов/смыслов, которую не могу не отметить: «шёл из меня, да не вышел толк.Шёл не спеша, словно раб — по капле.» Центральнаячасть несколько выбивается настроением, чуть менее философична, но зато в ней есть определенная доля иронии. Технически все три на высоком уровне. Очень хорошие рифмы (скорость-споро, Хоттабыч – борта бы, по капле -слаб ли и т.д.) Я бы только избавилась от «тот, кто». Фонетически не очень удачно. Чем-нибудь целым заменила бы, например, «вечный». Хотя сама мысль со сторожем очень хороша. Каждая часть вполне могла бы стать самостоятельным стихотворением, но, если автор их объединяет, значит это для чего-то нужно.Интересно смотреть в динамике: сначала мы – улитка, затем садимся на ковёр, а в третьей уже крылаты, также хочется отметить, как кляча-лошадка преображается в коней, которых гонят призраки. Сначала несколько удивляет появление журавля с младенцем. Но поскольку нам даны в названиях строки японского поэта, вспоминаем что журавль в Японии священен и символизирует счастье, и всё становится на свои места, и ковёр из предыдущей части превращается в этого самого счастливого журавля.
Хорошая работа. Нравятся и части по отдельности, и их совместная игра.
===============================
5) аистам не доверяйте, чтоб носили вам детей
аист был довольно хлипкий.
я - младенец в пять кило.
клювом щелкнув по-вороньи,
аист детку уронил.
вот лежу в капусте голый,
глядь, родители идут
с фонарями и лопатой.
заорал - меня нашли.
рос ушибленным, но крепким
не по дням, а по часам
и когда пробило восемь,
всех на свадьбу пригласил.
мы покушали с невестой,
вышли звезды посчитать.
сверху аист навязался:
"я вам детку принесу!"
"нет, спасибо, друг пернатый -
ненадежный самолет.
без тебя мы обойдемся"-,
и бегом на сеновал.
--------
P.S.
если хочется младенцев
килограммов до двухсот,
я узнал, для них на небе
есть крылатые слоны.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Какая ирония судьбы расположила это стихотворение после четвертого, где в завершении была люлька с младенцем. Достоинство этого стихотворения – юмор, вывод неожиданный. больше, к сожалению, ничем не привлекло.
===============================
6) голодный зверь багрового окраса
когда тоска откружит и пожухнет,
а в небе, что разлилось до земли,
проснётся снегодышащийвезувий
и квёлый свет порошей обелит -
голодный зверь багрового окраса
воспрянет в краснокаменной печи:
березовых поленьев кинешь – сразу
набросится и жадно заурчит.
пока дворов оглохших длится кома,
в округе зреет ледяная сныть –
дыханием осушит влажность комнат,
заладит к ночи сказки говорить:
мол, бежин луг опять видений полон,
несёт богатыря трехглавый змей,
а ворон всё кружит над суходолом,
где бьются Пересвет и Челубей.
берёзный дух печали прочь отвадит –
не зря, горячность зверя обуздав,
помощником нарёк огонь прапрадед
и словом развязал ему уста.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
В данном стихотворении, как мне кажется, наблюдается некоторый излишек изобразительно-выразительных средств в строках, что не способствует его пониманию. Например, «пока дворов оглохших длится кома». «Кома дворов» - хорошо. Но к чему добавлять, что дворы «оглохшие», если они итак в коме. По-моему, лишнее. Далее пока добирались сквозь кому и сныть до комнат – честно – уже забыли про огонь, и поскольку подлежащее во второй строфе отсутствует, долго пыталась понять, кто же там сказки говорит. Инверсия в завершающем фрагменте также затрудняет понимание, из-за неё совсем не сразу понятно, кто кого помощником нарёк.Название прекрасно, мысль об огне нравится, но воплощено не совсем удачно.
===============================
7) Снеговики
Вдоль замёрзшей северной реки
Топали гурьбой снеговики.
Вьюга бушевала третий день,
А они с упорством пилигримов
Шли вперёд, и проплывали мимо
Силуэты русских деревень,
Брошенный заснеженный завод,
Нефтяные вышки, чьи-то дачи,
Ржавый трактор, хриплый лай собачий :
- Эй, сугробы, вас куда несёт?!
(сложно, что ли, тявкнуть - В добрый путь!)
От пурги в мозгах сплошная каша...
- Может быть в Москве не так и страшно,
Может пережили б как-нибудь,
Ну, а вдруг учёные умы
Перебдели с этим сообщеньем...
Слухи о грозящем потепленье
Гнали их осваивать Таймыр.
*****************************
==============================
Замечания эксперта: Идея замечательная, картинки нарисовались по дороге интересные. Непосредственное и, по-своему, очень любопытное стихотворение.
===============================
8) То, что было вне
Помнишь летний зной: лёд мартини плавил,
если ты касалась его губами,
утоляя жажду ночей без правил.
Зная, как смущался мальчишка-бармен,
забавлялась – взглядом юнца лаская.
Он болел тобой. Ты была жестока –
уплывала в шёпоте слов Ассаи,
остужая тело в тугих потоках
кондиционера. Как на Голгофе
поднимала руки, а может, крылья,
замирая так, повернувшись в профиль,
чтобы струи холода уносили
в душный зал моральным самоубийцам
запах кожи, мускуса, терпкой вишни.
...Ты казалась им краснокнижной птицей
и с ума сводила, взлетая выше,
приручая радужного питона,
посвятив ему свой победный танец.
...Каждый стал бы личным твоим пилоном
заменив собою бездушный глянец
ледяного Эроса из металла,
что касался нагло нагого тела
на глазах у всех в самом центре зала.
Ты сама ему отдавалась смело.
Очевидцев близости обнадёжив
продолженьем сладких грехопадений,
вниз тянула стринги, на сцене лёжа
и цепляя взглядом надменным пленных,
наслаждалась – видя мужскую похоть
неприкрыто жадной, почти звериной.
Ты вбирала силу их длинным вдохом,
словно пыль афганского героина.
Вынося поклонникам приговоры,
с театральным дымом в мерцанье света
исчезала.
...После бежала к морю,
обнимая утренний южный ветер.
...Разве кто-то был для тебя дороже.
Он один дарил белых чаек крики,
рассыпал мурашки по смуглой коже.
Соль воды смывала грехов улики,
заживляя ссадины бурной ночи.
На пологих галечных диких пляжах,
ты была так счастлива, непорочна.
То, что было вне, то совсем не важно...
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Мне кажется, что данное стихотворениенесколько перегруженоподробностями. Они далеко не все информативны и обязательны, а повествование утяжеляют. Возможно, это авторская манера, но на мой взгляд деталей многовато. Технически хорошее. Очень понравились сравнения с Голгофой и краснокнижной птицей. Полностью я бы выделила фрагмент от «ты вбирала»: он привлекает наполненностью строки – здесь всё динамично, информативно – , а также массой находок – и «обнимая ветер», и «рассыпал мурашки по… коже», и «ссадины ночи». А «пыль афганского героина» я бы и вовсе назвала самым ярким местом стихотворения.
===============================
9) Пес
Я иду пред тобой, и звенит земля:
Альфа-, бета- и гамма- – привычный страх.
Уберечь, увести, миновать поля…
Этот мир мертвечиной насквозь пропах.
Чувство шесть – это чуять не то, что ты,
Это видеть свечение злых ветров…
И развалины рядом не так пусты,
Как могло показаться тебе порой.
Ведь повсюду беда в миллионы жал.
Но я твой, я по жизни имею цель.
Перебравший механикус мерзко ржал,
Подключая мне разные штуки в цепь.
А пока разгорались мои зрачки,
Приговаривал: «Славный, надежный друг»,
И с паяльника капал свинцом на чип,
И куски бронешерсти ронял из рук.
Говорил, что на свете кромешный ад,
Но любого порвет за минуту страж
В металлический хлам, арамидный чад,
В кислый лоскут, кроваво-соленый фарш.
Он был прав – я готов на своем хребте
Удержать обожженный небесный свод,
Чтобы ты уходила от всех смертей
И всегда возвращалась в родимый дот.
Терпкий запах соляры, бетон, брезент,
Генератор, урча, создает уют.
Перед сном ты читаешь клочки газет,
Мне на холку ладонь опустив свою.
И мне кажется, время сродни ножу:
Отсекает секунды… Застыть бы так…
И в режим гибернации я вхожу,
Положив подбородок на твой башмак.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:На мой взгляд, эта история была бы интереснее в прозе. Определенная индивидуальность есть. Некий мир создать получилось, переложить темы отношений человека и братьев его меньших на машинный язык получилось, но привнести в неё этим что-то новое, к сожалению, нет. Достаточно предсказуемо. С технической стороны хорошо.
===============================
10) Я спешила...
Я спешила к тебе, я бежала,
Под ногами мелькала земля,
Пролетали дома и кварталы,
Пустыри, перелески, поля,
Я бежала вдоль сел незнакомых,
Вдоль болот непролазных, вдоль скал,
Проскочила республику Коми,
Перепрыгнула горный Урал,
По тайге не бежалось сначала -
Ветры воют, медведи ревут,
Но потом до Чукотки домчалась
Я за пять с половиной минут!
А оттуда ракетой крылатой
На Аляскинский горный хребет
И безумным галопом по Штатам,
Чтоб успеть на свиданье к тебе.
Зря ты злишься и лезешь в бутылку -
Я спешила к тебе во всю прыть,
Что ты думаешь - даме на шпильках
В океане легко было плыть
Отгоняя акул оголтелых,
А потом по Европе - бегом?!
Не сердись, я почти что успела -
Опоздала на часик всего!
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Изюминка стихотворения – мысль о беге на шпильках – находка прямо-таки удачнейшая и оригинальнейшая. Но путь до неё показалсянесколько длинным. Читатель может заскучать и не добежать. А вот рифмы с географическими названиями – любопытные.
===============================
11) Ручей
Земля сочилась весенней влагой,
Ручьи струились из всех ключей,
Из под обычной лесной коряги
В овраг спустился и наш ручей.
Новорождённый водой студёной
Из теплой норки прогнал ежа,
Закопошился у корня клёна,
Блеснул на солнце и побежал -
То еле-еле, а то вприпрыжку,
То через гальку, то через мох,
Нашел в овраге большую шишку,
Хотел подвинуть - поднять не смог.
Играл с камнями в лапту и в прятки,
Устроил щепкам водоворот,
Поил зверюшек, мочил им пятки,
Журчал и снова бежал вперёд!
Растаял облик родной криницы
От злого ветра бросало в дрожь,
Куда ты, глупый? - кричали птицы
Там нет дороги, там пропадёшь!
Былые страхи забылись вскоре,
Ушли сомненья, пришёл покой.
Ручей упрямо стремился к морю -
Он знал, что станет большой рекой.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
По-своему, трогательно. Много симпатичных подробностей. Я бы отметила места про шишку и лапту, как особенно удавшиеся.
===============================
12) Петли
Живешь в России – ёлку не тревожь.
Пускай себе стоит в углу до марта.
Всё повторится петлями Декарта,
И новый день на прожитый похож…
Так буднично гирляндами искрит
Очередной елово-зимний праздник…
И сказка мандариновая гаснет,
С разбегу налетев на скучный быт.
Куранты, звон бокалов и салют –
А что еще? Нужны ли перемены?
Депрессия по капле – внутривенно.
В России от тоски всё так же пьют.
Всё так же. Только возраст день за днём
Растёт, как курсы доллара и евро,
Но отраженье в зеркале неверном –
Фальшивка в понимании твоём.
Что общего с тобой? Упрямый рот?
Глаза… Они немного потускнели.
В душе метут по-прежнему метели,
Но и зима когда-нибудь пройдёт.
Роняет ветка яблоко на снег –
Подмерзшее, но всё-таки живое.
Зима уходит запахами хвои,
И только ты с надеждой смотришь вверх…
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Это стихотворение привлекло любопытным авторским взглядом на такую банальнейшую казалось бы тему, как Новый год, а точнее на то, как год новый – уже не праздник, а календарное явление – входит в нашу жизнь и меняет её. Вроде бы говорили и не раз, и вон даже знакомая блоковская грусть сквозь строки проглядывает «всё повторится», но автор наделяет эту историю своим взглядом, своими подробностями, и она уже становится не той, общей, а именно его историей. Вглядываться в неё интересно: здесь и «сказка мандариновая гаснет», и «депрессия по капле внутривенно», и «зима уходит запахами хвои», и петли декартовы пришлись ко двору. А вот над фразой «возраст день за днём растёт, как курсы доллара и евро» я бы поразмышляла: с одной стороны сравнение с курсами – очень яркая и интересная находка, с другой – «возраст… растет» звучит как тавтология. Понимаю, что смысл несколько иной, но всё же фраза сомнительная. Немного подвела автора концовка: на таком вкусном торте хотелось бы и вишенку сверху, а оказалось, что там, в центре торта, обычный кусочек крема – мысль, которую мы слышали уже не раз. Не знаю, что могло бы стать этой вишенкой, возможно, возврат к уже заинтересовавшим нас петлям; я не знаю, автор знает. И может быть, еще найдет эту вишенку, если, конечно, захочет. Автору, как известно, виднее…
===============================
13) смотрю через стекло
смотрю через стекло:
орды пчёл-альбиносов
полонят воздух,
оседают на крыши, кусты, траву,
исчезают во впадинах и бороздках.
налёт всегда застаёт врасплох.
распорядитель времени
по недогляду/умыслу/баловству
сыплет-рассыпает
минуты, секунды –
мгновения
падают тихо,
ти-и-и-хО,
растворяются в чернозёме небытия.
пчёлы горючие, жгучие – жалятся,
хорошо, что я за стеклом,
пусть летят, не касаются – минуют меня.
вздрагиваю – звуки реальности
рвутся сквозь белую пелену:
жужжание компьютеров, принтеров, сканеров.
снова влетаю в привычную бузину –
офисный улей в движении:
здесь своя битва – планы, личные достижения.
но все же иногда поглядываю в окно –
думаю, рассыпанное время не канет
в простылой земле, кромешном холодном сне –
когда-нибудь всё равно
обернётся/взойдёт/возродится счастливым:
пряным зноем, свежим ветром, веселым ливнем.
может быть,
по весне.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Оригинальное. Очень самобытная авторская поэтика, авторская речь.
Стихотворение построено на весьма интересной метафоре: снежинки-пчелы. Она появляется в первых строках, затем разворачивается на протяжении стихотворения, обогащается новыми деталями. Затем к ним добавляется третья параллель - минуты. Все три понятия соприкасаются, соединяются, переливаются одно в другая, наделяя при этом друг друга новыми свойства и качествами. Ритм стихотворениятекучий, говорливый соответствует и лексике стихотворения, и авторской манере. Немного выбилась для меня из общей фоники «сыплет-рассыпает», думается, что для сохранения общей текучести если сыпЛЕТ, то и второй тоже должен быть без гласной в суффиксе либо оба глагола заканчивающиеся на -ает.
Хочется отметить то, как меняются лексика и ритм во второй части, когда мы попадаем уже в другую реальность. Автор успешно передает смену условий всеми доступными ему средствами.
Хорошая, цельная, интересная работа.
===============================
14) Дом над обрывом
А на окраине обрывисто:
То половодье, то сушняк;
Судьба шугает лёд заливисто:
То чай морковный, то коньяк.
А на юру пути – развилисты:
Целуя чашу, нож и крест,
Гостеприимно-неприжимисто
Гуляют – настежь – до небес.
А берег высился над бездною,
Держался из последних сил;
Бравада – штука бесполезная,
Когда на край уже ступил.
Пустой оклад, в тумане вязнущий –
Судьбы проигранный рубеж,
«А берег был забытым кладбищем»
Пустых бутылок и надежд.
*****************************
==============================
Замечания эксперта: Очень нравится вторая строфа – очень. Однако, к сожалению, не впечатлила первая. Да, дактилические рифмы трудны, но «обрывисто-заливисто» и дальше подряд «развилисты-неприжимисто» - это грустно. Ведь получилось же потом, получилось: «бездною-бесполезная», «вязнущий-кладбищем»– прекрасно же.В первой строфе меня отталкивает «сушняк», понимаю, что слово может означать «сухие ветки», но другой смысл очень навязывается в контексте «коньяка» и нагнетает. Также я бы отказалась от «шугает». Возможно, автор употребляет его с целью создания определенной атмосферы. Но на мой взгляд, оно выбивается из остальной лексики стихотворения, и не вяжется ни с бравадой, ни с окладом, ни с рубежами. А во второй строке много такого, чем хочется восхищаться: «берег… держался из последних сил», «бравада – штука бесполезная». И концовка хорошая.
===============================
15) Зеленый кабинет
В майский вечер шмели и лягушки
За оградой подгнивших стеблей
День рождения маленькой мушки
Отмечают пышней королей.
Всех за сутки придумал писатель –
Журавлиного крика толмач.
Чтоб вести из болота по гати
В мир мечты и великих задач.
Он следит, не скучают ли гости,
Не смолкают ли их голоса.
И легонько волшебною тростью
Подгоняет созвездие Пса.
Мир фантазии быстро построив,
Выпускает капустниц-принцесс.
И поступками мудрых героев
Выше крон заполняется лес.
Загражденье болотных осинок
Заключает всех избранных в круг.
И скрепляет в узор паутинок
Все ходы по сюжету паук.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Удачной видится последняя строфа, особенно паук, который скрепляет сюжет паутинкой. Здесь авторская фантазия проявилась ярко. В остальном – мило, но без каких-то особенных находок. С точки зрения звукописи не всё кажется удачным, например, «заключает всех избранных вкруг» из-за обилия согласных очень сложно произносить.
===============================
16) Исток
Золотой песок моих мгновений –
Ни одной крупинки не отдам.
Прошлого мятущиеся тени
Не разбудят слёз и мелодрам.
Хорошо, что было. Всё – в копилку.
Золото намытое блестит…
Не бывает счастья «под копирку»,
Неудачи вносят колорит.
Беды и ошибки у истоков
Самых светлых, говорливых вод…
С берега – на берег, без упреков –
Пусть Харон немного подождёт.
Речка глубока и тороплива,
Манит золотой песок на дне…
И глядишь в былое без надрыва,
Доверяя будущность волне.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Мысли правильные, но в основном вторичные, достаточно общие, и автора сквозь них не видно. Река – частый поэтический образ; здесь раскрыть её как-то по-новому, интересно, к сожалению, не получилось.
===============================
17) Почти сказочное
Заблажила королевна опять. Ну какого ей ещё-то рожна?
Непутёвую бы замуж отдать.Да кому же, перестарок, нужна?
У отца от девки слёзы рекой. И не радует в сметане карась.
Вроде ровная и брови дугой. Только нравом в ведьму-мать удалась.
О делах и не печётся ничуть. С пастушонком всё ха-ха да хи-хи.
Всё на месте, вроде, бёдра и грудь. Только что-то не клюют женихи.
Никому её не взять в оборот. Своенравна, словно черти в аду.
То хохочет, то частушки поёт. И за принцев, говорит, не пойду.
Как-то сватались один да другой. Да сбежали. Испугала, видать.
Королю давно пора на покой. Вышла б замуж - царством правил бы зять.
У отца морщин полно на лице. Эх, внучонка б на коленке качать.
Да не думает она об отце. Всё б дурной на балалайке бренчать.
Ночку всю, надысь, гуляла в саду: "Упоительно там пел соловей." -
А за принцев, говорит, не пойду. Голубых они - не только кровей.
От таких, мол, и потомства не жди, и не с женщинами делят кровать.
Как ни думай, а придётся, поди, родну дочку пастушонку отдать.
Ох попадает в бесчувствие знать. Да и сплетницы без соли схарчат...
Только принцев голубых нам не надь -
Очень хочется понянчить внучат.
*****************************
==============================
Замечания эксперта: Яркое, с характером, с настроением. Где-то выше говорила, что детали утяжеляют повествование. Здесь тоже много деталей. Но здесь они, как кирпичики, накладываются друг на друга, цепляются друг за друга и создают цельное здание, в котором каждый кирпичик необходим. Рифмы хорошие. Не нравится только «перестарок» - кажется очень грубым даже для выбранной манеры повествования.Кому-то может показаться, что стихотворение слишком сюжетное, но я бы так не сказала. Определенная жизненная философия в нём точно есть. Концовка очень мила.
===============================
18) Зайди ко мне без стука, запросто...
***
Зайди ко мне без стука, запросто.
Я здесь тоскую в тишине,
сижу в плену с начала августа,
при плотно запертом окне.
У аллергии на амброзию
не забалуешь – эта мразь
владеет летом силой грозною,
и мной, увы, – не в первый раз.
Наверно, можно в бесконечности
найти каких-то два часа,
прийти ко мне – пусть так, отметиться,
чтоб "языками почесать".
И ты узнаешь много нового,
но даже если нет – приди.
Мы будем просто петь взволнованно,
чтоб сердце чувствовать в груди.
Два человека, две безбрежности,
два пола – женский и мужской, –
две нерастраченные нежности
для жизни маленькой такой.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Концовка хорошая, но пробираться к ней через общие места – «тоскую в тишине», «в бесконечности найти два часа», «сердце чувствовать в груди» - трудно. Отчасти спасает авторская ирония. Но, на мой взгляд, не совсем спасает. Слова «мразь», как мне кажется, стоило бы избежать. Да оно весьма ново и не затёрто рифмуется с «разом», но всё же не совсем вписывается в лексику данного стихотворения. Рифмы в большинстве своёмхорошие.Хочется выделить особенно удачную «два часа-почесать».
===============================
19) Девочки не плачут...
Голубая чашка, расписное блюдце,
нам бы не встречаться, нам бы разминуться —
поздно разглядела за речным туманом,
что твои подарки из обмана тканы...
У подножий горных собирала травы,
думы добавляла горькие в отвары,
чёрную землицу в тесто замесила,
не такую долю я себе просила.
Наполняла чашку, пирожок на блюдце
той, что разлучила слёзы отольются —
свалит сон тяжёлый, подкосятся ноги.
Не судите люди, мой поступок строго —
погружаюсь в омут...
Завтра встанет солнце,
и твоя подpужка тоже не проснётся...
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Написано в манере плача-причитания. Лексика этому соответствует. Но,с другой стороны, набор «причитаний» тоже достаточно стандартен. Только завершающая строка привнесла в историю долю оригинальности
===============================
20) Нереиды
Берег вулканный засыпан шлаком.
Кофе спитого остаток черен.
Утренний кофе особо лаком
Для нереид ледяного моря.
Ты улыбаешься, их встречая…
Кофемашина свистит форсункой.
Барную стойку собой венчают
Чашки с простым голубым рисунком.
Пряность в напиток сама добавишь,
Зерна души истирая в ступке.
Призрачны отзвуки струн и клавиш,
Мысли хрустальны, предметы хрупки.
Больно… Секунды остры, как скальпель.
С каждым глотком в пустоту природы
Ты выливаешь себя по капле
И утекаешь к зеркальным водам,
Чтобы, подобно своим подружкам,
Сделаться легкой, хмельной, прозрачной,
Только бездушной, совсем бездушной,
Лишь отражать небеса и мачты,
Птиц перелетных косую строчку,
Хмурые тучи, пустые пляжи…
И нереидой – я знаю точно –
Ты из пучины придешь однажды:
Ветер задует, шурша в осоке,
Пряди откинет, проявит профиль…
Я подожду у знакомой стойки
И заварю тебе крепкий кофе.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Технический хороший текст. Параллель с нереидами весьма неплоха, но то ли я до конца не поняла этой параллели, то ли она чужда для меня и поэтому совсем не тронула.Еще показалось, что в стихотворении много общих мест, которые размывают повествование и уводят от истории, н-р, про рисунок на чашках или описание того, что будет отражать героиня. Из находок я бы отметила «зерна души истирая в ступке».
===============================
21) Дом на окраине
Дом на окраине.
Окон разбитых оскал.
Старые ходики глухо пробили двенадцать.
Дряхлый безумный бобыль тяжело умирал,
Словно и смерть не хотела к нему прикасаться.
Губы искусаны, в корке запёкшейся крови.
Руки иссохшие, ногти желты и длинны...
Тень серебристая встала в его изголовье
из ниоткуда, из бледного света луны.
*
Было ли...
Встреча последняя...
Яблочный Спас.
Праздничный пояс дарёный на талии тонкой.
Пряники с мёдом, на травах настоянный квас.
— Мы же поженимся? К Вербному жду я ребёнка.
(В жёны безродную взять против воли отца?
Ладная девка, да скарба - ухват и опорки.
Батя просватал мне дочку Матвея - купца.
Свадьбу сыграть сговорились на Красную горку.)
— Что же молчишь ты? Не люба? Полгода мне лгал?
(Девка бедовая. Будет скандал, не иначе.
В лоб топором да в Кутижму. И вся недолга.
Сроду никто не найдёт, а найдёт - не заплачет...)
*
Дом на окраине. Тихо, темно и мертво.
Загодя гроб припасён, да неладно обструган.
Тень серебристая. Шёпот: "Прощаю его"
...Помнят ли прошлое души девятого круга?
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
История жуткая. И здесь, мне кажется, сторона повествовательная несколько перевешивает.
===============================
22) ***( Если подумать)
Если подумать, если – вспомнить, не торопясь:
Грустная рыбка-месяц снова теряет связь,
Не замечая пропажи, шрамов и свежих ран,
Медная рыбка-солнце падает в океан.
Светит планктон на счастье, рыбы идут на дно,
Если подумать страшно, просто – зашторь окно,
Песню сложи о звёздах, что светят на глубине,
Только бы не остаться с собою наедине.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Рыбная тема интересная. Но в данном случае сказать что-то особенное, своё, посредством рыб не получилось. Например, у меня возникает много вопросов: с кем теряет связь месяц? Что за пропажу не заметило солнце? Почему рыбы идут на дно? Наверное, мне просто не удалось поймать общую волну с автором, но в итоге осталось больше вопросов, чем ответов.
===============================
23) Рисующий акварелью
Кто ты, вскормившая смерть миллионам душ?
Кто ты, носившая горе людей под сердцем?
…Души бессмертны? Значит, твоя – бессмертна?
Значит, ты видела кем становился сын
даже, когда этот мир для тебя стал чужд.
Видела, как Бухенвальд, Саласпилс, Освенцим
строил твой мальчик, после, как был отвергнут
осенью Веной, придумав успех картин,
чтоб не расстроить, сберечь все твои мечты.
…В страшной агонии, ночью декабрьской, помнишь,
что за слова дарила ему на память
ты – вдохновлявшая сына на главный путь.
Знаешь, он всю свою жизнь оставлял кресты,
после потери тебя. Нет, он не был сломлен,
просто подавлен – в мыслях носил годами
то, что успела, прощаясь, в него вдохнуть.
Благословлен ли во чреве твоем был плод
в родственной связи зачатый? Над колыбелью,
помнишь, когда малыш заходился в крике,
долго стояла, баюкая: баю-бай.
Знала ли ты сколько крови людской прольёт
мальчик, соборы рисующий акварелью.
...Верящий в дар, стремящийся стать великим,
явит себя через книгу “Моя борьба”.
*****************************
==============================
Замечания эксперта: Задумка была впечатляющей. Но, к сожалению, воплотить идеально не получилось. Повествование воспринимать очень трудно из-за множества сложных зависимых предложений, уточнений. Хотя есть весьма интересные мысли (н-р, про кресты), и основная мысль ( «рисующий соборы» ) также весьма ярка .
===============================
24) Идти на свет
Дома размыты, лиц не разглядеть,
Машина, врач, обрывки разговора,
А через миг она уже нигде,
без тела, без надежды и без скорой,
одномоментно сгинувших во тьму,
Стояла и кричала что есть силы:
- За что ты так со мною? Почему?!
Ведь я тебя о здравии просила!
А ты не слышал, не отвёл беду!
Я так боюсь в ночи кишащих тварей...
И вдруг вдали увидела звезду,
А может просто маленький фонарик.
Перекрестилась и пошла на свет,
От яркой точки глаз не отрывая
Туда, где боли нет и смерти нет -
Где живы все и даже тьма живая.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Если правильно понимаю – душа после смерти. Направление мысли очень интересное. Из всего стихотворения не нравится место про тварей. Не вяжется оно у меня с Богом. Это как-то совсем из другой истории. Если Бог, то должен дьявол искушать. Почему «твари»? Впрочем, это единственный момент, который меня смущает. В остальном кажется очень убедительным. Отдельно хочется отметить концовку – «живы все и даже тьма живая» - потрясающая, яркая.
===============================
25) Кошкин мир
Дома-улитки в небо выставили рожки
Дождь убежал, дворы умыв, и вечер тих.
Бескрайний мир принадлежит, конечно, кошкам.
И всё, что в мире — исключительно для них.
И кошки ловят глупых птиц в небесных реках,
Почти летая, чуть касаясь облаков.
А там, внизу, смешные ходят человеки
(они для кошек добывают молоко)
Когда Сехметзолотоглазая зевает,
по небу солнечный клубок катать устав —
приходит Бастет — королева звёздной стаи,
держа вселенную на кончике хвоста.
И оглашается простор кошачьим пеньем.
По спящим улицам крадётся благодать.
Весь этот мир для кошек создан, вне сомнений.
И люди тоже (чтоб за ушками чесать)
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Оченьмилое стихотворение. Много подробностей, от которых хочется улыбаться – и дома-улитки, и убегающий дождь. Не сочетаются с внешней простотой стихотворения инверсия «по небу солнечный клубок катать устав» а также некоторые очень сложно сформулированные мысли, например, «и оглашается простор кошачьим пеньем». Приглянулась вселенная на кончике хвоста Бастет и замечательную концовку хочется отметить. Передаю поклон от своего кота.
===============================
26) говори о важном о всякой мелочи говори
говори о важном о всякой мелочи говори
поспевали на снежной яблоне снегири
прогоняли ветры время да память вон
и зима обступала нас с четырех сторон
тьма змеилась к дому из немеречи
мы молчали. к ночи топили печку
ворковали пылко дрова и нас
от немотной комы их говор спас
говори о трепетном горячей
выпускай предтеч теплоты - грачей -
из сердечных келий
и когда напившись весенних вод
над уставшей яблоней плод взойдёт
лёгким будет похмелье
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Яркое. И теплое, трогательное, и философское одновременно. Почти в каждой строке удивительные находки. Выделяя интересные места, можно цитировать почти подряд: и про поспевающих снегирей, и про зиму с четырех сторон, и воркующие дрова и дальше-дальше.
Чуть-чуть не сложилось у меня с «немеречью». Останавливаюсь на этом слове, чтобы правильно поставить ударение. Но возможно, это лишь у меня не сложилось. По смыслу вписывается замечательно. В целом очень хорошее стихотворение.
===============================
27) Туки-туки
Солнце льёт сквозь щели сарая мёд.
Нос щекочут запахи пряных трав.
Машка, в сене спрятавшись, брата ждёт:
может быть, отыщет.
– Ааа, попалась! – крикнет и побежит
постучать по стенке, у них игра.
…Машка смотрит вверх, там над ней стрижи
гнёзда вьют под крышей.
Кружева причудливых паутин
заплетают солнечные лучи.
Рыжий кот сначала хотел уйти,
но, в клубок свернувшись,
замурчал от нежности детских рук.
Прелый, тёплый воздух слегка горчит.
Монотонно-длинно жужжанье мух.
…Хочется ватрушек.
Чтобы ягод много да сахарку.
А ещё – холодного молока.
«Может, бросить прятки, пойти на пруд,
к вечеру вернуться…» –
размышляет Машка, глаза прикрыв.
…И несутся белые облака
над землёй, касаясь покатых крыш,
рассыпая бусы
серебристых шариков хрусталя,
остудив полуденный летний зной.
Закрывает плюшевого шмеля
лопуха ладошка.
Голос брата ветром скользит вдали,
раздувая пёрышки лёгких снов…
– Ааа, попалась, значит, тебе водить!
– Туки-туки, Машка!
*****************************
==============================
Замечания эксперта:Теплое, уютное стихотворение. Читать и погружаться в него приятно. Думается, чтоописанное здесь знакомо каждому. С другой стороны, наверное, в этом «знакомо каждому» и проблема текста. Выбирая на конкурсе, хочется отыскать что-то яркое, чтобы на нём остановиться. Здесь пример тихого стихотворения. Наверное, что-то эта Машка от нас утаила. Хотя в авторском сборнике текст будет смотреться замечательно.
===============================
28) Панночка
Помнишь, тату, пару лет назад из дому сбежала с гайдуками?
Нянюшку потом за недогляд насмерть запороли канчуками.
Изгибалась, бедная, дугой. Заходилась то в мольбе, то в крике.
Я смеялась, топая ногой в кожаном высоком черевике.
Ты меня любил да баловал. Так, поди, не холят и царицу.
Сроду за проступки не ругал. Не давал и слёзыньке пролиться.
Ох несладок был удел того, кто ко мне попасть сумел в немилость.
Дворня недовольства моего пуще гнева божьего страшилась.
Говорили (верить не хотел) — с нечистью давно спозналась доня.
Очи красным светят в темноте,смертоносный клюв, крыла вороньи.
Не помогут ладан да елей — не спасти от кары святотатца.
Вечно на голубоньке твоей будет сатана верхом кататься.
Страшно, тату, страшно! Близок ад. Бесы тащат огненную сбрую.
Черви ясны оченьки едят.
... и Хома читает отходную.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Очень похоже на номер 17. Тоже сюжетное. Манера написания аналогична. Не удивлюсь, если они принадлежат перу одного автора. Показалось, что 17 интереснее. Здесь всё больше подчинено сюжету, который заранее известен. Наверное, в этом есть определенный минус – в его предсказуемости.
===============================
29) Открою дверь и выйду на балкон...
***
Открою дверь и выйду на балкон,
Окину взглядом зимние пейзажи.
Февральский воздух предвесенне влажен.
Восьмой этаж. Мне видно далеко:
леса, поля, присыпанные сажей.
На заднем плане старый тепловоз,
укрыв раненье новенькой заплатой,
везёт вагоны вверх, к Ясиноватой,
в них уголь насыпью. Проехав мост
он прогудел привет сожжённой хате.
Затем затих, совсем замедлил ход,
как бы считая пни лесопосадки,
что горняки спилили без остатка –
шахтёрам крепь нужна была в тот год,
когда никто не мог стоять над схваткой.
Февральский ветер воет словно волк.
Но мчит весна, и снег пробьют капели,
и, словно сон, забудутся метели,
и заозонит молний белый ток,
и будем просто жить. На самом деле.
*****************************
==============================
Замечания эксперта:
Ключом к пониманию этого стихотворения для меня стала Ясиноватая. Именно она дала понимание тому, что за рана у тепловоза и почему сожжена хата. Параллель весны и выздоравливающей от войны местности хороша, пусть и не нова. Кажутся не совсем удачными общие места – «словно сон, забудутся метели», «заозонит молний белый ток». А концовка замечательная.
===============================
1 место: 26 говори о важном о всякой мелочи говори
2 место: 4 Надежда
3 место: 24 идти на свет
4 место: 12 Петли
5 место: 17 почти сказочное
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Если можно было бырастянуть шорт до десятки, то я бы добавила:
6 место 29 открою дверь и выйду на балкон
7 место 8 то, что было вне
8 место 13 смотрю через стекло
9 место 14 дом над обрывом
10 место 27 туки-туки
И еще бы отметила как понравившиеся 2морозко и 25 кошкин мир
Несколько заключительных слов: Пыталась быть объективной насколько это возможно и оценивать представленные стихотворения приблизительно по одним параметрам. Но поэзия сама по себе вещь субъективная. В любом случае задеть или обидеть никого не хотела. В завершение, пожалуй, процитирую недавно встреченную фразу: «если моё прочтение стиха не пришлось автору по душе, советую немедленно всё сказанное мною о стихотворении забыть».
Спасибо авторам за стихи. Была бы рада, чуть более длинному шорту, поскольку выбор заключительный дался мне трудно.
Свидетельство о публикации №119041301678
Татьяна Шкодина 2 13.04.2019 20:53 Заявить о нарушении