Философ Поль Анри Дитрих Гольбах

Поль Анри Дитрих Гольбах,
Французский философ,
Немецкого происхождения,
Писатель, энциклопедист,
Просветитель,  почетный член,
Петербургской Академии наук,
Представителем  был,
Материализма и атеизма,
Восемнадцатого века,
Против тирании выступал,
Был идеологом,
Революционной буржуазии,
Родился будущий философ,
8 декабря 1723 года,
В городе Гейдельсгейме,
На севере Ландау,
Ландау-ин-дер-Пфальц (Landau in der Pfalz),
Земля Рейнланд-Пфальц,
В Германии,
В семье мелкого торговца,
А 21 января, в 1789 году,
В Париже,
Поль умер,
И прожил Гольбах,
Всего 66 лет;
Поль рано осиротел,
Ему было 7 лет,
Когда умерла его мать,
И старшему ее брату,
Франциску Адаму де Гольбаху,
К себе Поля пришлось взять,
Адам де Гольбах,
С конца XVII века,
Во французской армии служил,
Отличился в войнах,
Людовика XIV,
В 1723 году,
Баронский титул получил,
И приобрел,
Огромные богатства,
От дяди племянник Поль,
Фамилию Гольбах получил,
С баронским титулом,
И с крупным состоянием,
С 12 лет Поль,
Воспитывался в Париже,
Освоил французский и английский,
Изучил греческий, латинский,
Нравились древние авторы ему,
С упоением он их читал,
И Эпикура  и Лукреция знал,
А когда поступал в университет,
По совету дяди,
Отправился в Лейден,
Гольбах познакомился  там,
С передовыми теориями,
И с крупнейшими учеными,
Своего времени,
Прослушал курсы лекций:
Рене Реомюра,
Питера ван Мушенбрука,
Альбрехта фон Галлера,
Химию, физику,
Геологию изучал,
И минералогию,
Расширял свои знания,
В области философии,
В подлинниках читал,
Сочинения Бэкона, Гоббса,
Локка и Толанда,
В 1749 году,
Гольбах в Париж возвратился,
И там познакомился с Дидро,
Знакомство это в дружбу перешло,
Огромную роль сыграло в жизни,
И в творчестве Поля и Дидро;
В семье дяди Адама де Гольбаха,
Религия не была в почете,
Там царил дух свободомыслия,
"Все располагало к тому,
(Пишет Шарбоннель,
Граф де Салес),
Чтобы Поль Гольбах,
Рано проникся,
Антирелигиозными идеями:
Превосходное образование,
Окружение людей,
Скептически настроенных,
В отношении религии",
У барона было,
Шестьдесят тысяч ливров,
Годового дохода,
И его дом виднейшим,
Салоном во Франции стал,
И был основным местом,
Встречи энциклопедистов,
Его посещали Дидро, Д'Аламбер,
Бюффон, Гельвеций, Руссо и другие,
Гостями Гольбаха также были,
Английские ученые и философы:
Адам Смит, Дэвид Юм,
Эдуард Гиббон и другие;
Гольбах активным сотрудником был,
"Энциклопедии",
Д. Дидро и Ж. Д' Аламбера,
И широко известные,
Атеистические произведения,
Поль написал,
В которых, часто с иронией,
Религию критиковал,
Первым антирелигиозным,
Сочинением Гольбаха стало,
«Разоблачённое христианство» (1761),
За ним последовали:
«Карманное богословие» (1766),
«Священная зараза» (1768),
«Письма к Евгении» (1768),
«Галерея святых» (1770),
«Здравый смысл» (1772) и другие,
Основное сочинение Гольбаха,
«Система природы», или,
«О законах мира физического,
И мира духовного»
Вышло в свет в 1770 году,
Книга представляет собой,
Наиболее всестороннее обоснование,
Материализма и атеизма,
Современники называли ее,
«Библией материализма»,
Основной вопрос философии,
Вопрос об отношении мышления к бытию,
Духа к природе, сознания к материи,
Поль разрешал,
В духе материализма,
Природу Гольбах определял,
Как причину всего сущего,
Материю, Гольбах считал,
Объективной реальностью,
Воздействующей,
На органы чувств человека,
Первичные свойства материи:
Протяженность, подвижность,
Делимость, твердость, тяжесть,
Производные свойства:
Плотность, вес, фигура цвет,
Гольбах признавал движение,
Неотъемлемым,
Атрибутом материи,
Однако, он понимает движение,
Как простое перемещение,
Тел в пространстве,
Поль создал,
Классификацию видов движения,
Как механистическую теорию,
Учение Гольбаха направлено,
Против теологии и идеализма,
Против субъективного,
Идеализма Беркли,
Природа, Гольбах считал,
Существует вечно,
Никем не сотворена,
И неуничтожима,
«Материя, Гольбах учил,
Действует по своим,
Собственным силам,
И не нуждается,
Во внешнем толчке,
Чтобы быть приведенной,
В движение»,
Рассуждения,
О бестелесном духе,
Гольбах считал,
Нелепой фантазией,
Противоречащей,
Здравому смыслу,
А сознание, это свойство,
Организованной материи,
В «Системе природы»,
Его главном труде,
Гольбах критикует,
Религиозный взгляд,
На человека,
Как на подобие бога:
«Человек,
Он дело рук природы,
Он существует в природе,
Он подчинен ее законам,
Он не может освободиться от нее,
Он не может,
Даже в мысли,
Выйти из природы»,
Человек, это часть природы,
Подчиненный ее законам,
Как и все физические тела,
Человека нельзя делить,
На физические и духовные существа,
«Человек есть организованное целое,
Составленное из различных веществ»,
Взгляды идеалистов,
И их веру в существование,
Бессмертной души,
Гольбах отвергал,
Он доказывал,
Что умственные,
Способности человека,
Зависят от организации,
Человеческого тела,
Способность ощущать,
Дает нам возможность познать,
Мир и его закономерности,
Никаких врожденных идей нет,
Человек черпает,
Свои идеи всегда,
Из внешнего мира,
А не из своей души,
Телеологии,
Гольбах противопоставляет,
Свой механистический детерминизм,
Явления,
Причины которых мы не знаем,
Он называет случайными,
Объективный характер случайности,
Гольбах не понимает,
Развитие общества понимал,
Как неотвратимый процесс,
К человеческому обществу,
Гольбах подходил,
С позиций идеализма,
Буржуазного просветительства,
Гольбах признавал,
Влияние общественной среды,
На формирование личности,
Но Гольбах приходил,
К идеалистическому выводу,
Что «мнения правят миром»,
Он утверждал, что человечество,
Может избавиться,
От феодального гнета,
В результате,
Распространения просвещения,
И торжества разума,
Над средневековым,
Мракобесием,
Гольбах боялся,
Революционного движения масс,
Он предпочитал революцию «сверху»,
Мирный переход,
От сословно-феодального строя,
К буржуазному,
При помощи,
«Совершенного» законодательства,
Конституционной монархии,
Или даже «просвещенной»,
Критикуя религию,
Гольбах видит в ней,
Лишь результат невежества.


Рецензии