3 тур 1. 8 Жеребьёвка. Тексты


1.Ольга Хворост  Провинция vs Соэль Карцев Комариное поле 
http://www.stihi.ru/2015/04/11/8859
http://www.stihi.ru/2019/01/08/585

2.Rewsky  Полустанок vs Михаил Белоногов  Свиристели 
http://www.stihi.ru/2019/01/25/6071
http://www.stihi.ru/2019/01/09/5362

3.Полонина Ирина  На абордаж vs Саша Неместный  Сезон открылся
http://www.stihi.ru/2009/03/18/1586
http://www.stihi.ru/2018/04/05/1019

4.Владимир Сорочкин  На Мутном. Февраль  vs Алёнка   Овсянникова  Авария
http://www.stihi.ru/2017/03/10/2
http://www.stihi.ru/2019/01/12/2039

5.Юлия Александровна Михайлова  Корабль vs Михаил Эндин  Стансы
http://www.stihi.ru/2019/02/18/9358
http://stihi.ru/2013/12/15/10371

6.Яна Яблоко  Окно в прошлое  vs Нина Находка   Меняет время стиль
http://www.stihi.ru/2018/11/14/4450
http://www.stihi.ru/2018/12/16/9641

7.Башмакофъ  Баба vs Лана Юрина  Всё ниже солнце
http://www.stihi.ru/2018/12/16/9291
http://www.stihi.ru/2018/12/18/66

8.Волков Владимир Осенний ноктюрн  vs Александр Быстров 4  Христофер
http://www.stihi.ru/2015/10/13/8319
http://www.stihi.ru/2018/06/27/1769



ТЕКСТЫ попарно * сеяный слева ** несеяный справа


1.Ольга Хворост  Провинция vs Соэль Карцев Комариное поле


*
  Огромное спасибо Ане Рубинштейн,
                без которой этот стих не родился бы.

Коптит провинция тихонечко,
нетороплива и проста...
приедешь - и до боли хочется
начать всё с чистого листа,
вернуть/вернуться, плакать/плакаться,
просить/проситься - как? куда? -,
смотреть на старой церкви маковки,
на камышовый плюш пруда,
не торопиться, не загадывать
вперёд ни на день, ни на час,
в раю всамделишном, заМКАДовом,
пить после бани сладкий чай,
жить незатейливо и буднично
и наблюдать, как в свой придел
над серой пылью переулочной
зевая, ангел пролетел.

**
1.
Привести в беспорядок дела, 
удалиться,  в чём мать родила:
пусть потом разбираются,  что ли, 
те, кто знают как лучше и как
с наших зевсом забытых итак
уходить в комариное поле,
где ни страха, ни зла до поры,
только злые снуют комары
и пищат. Для того чтоб напиться, 
не хватает им крови, и мгла,
как лукавая чья-то молва,
затеняет их узкие лица.

Я бы плыл к незнакомым мирам,
возвещая,  что мир  комарам,
и кричал бы, на них непохожий, 
о добре, о любви, о делах,
что остались, — от ног моих прах
отряхал бы, в невидимость вхожий.

2.
Увеличить фасеточный вид,
а внутри — не зудит, не болит,
как на пляже в каком-нибудь суссе,
поводя комариным зрачком,
в комариные дали влеком,
наблюдать, как над полем несусь я.

Для души растаможка — пустяк:
как приспущенный в трауре стяг
позволяет отмерить живущим,
что до вечности пара шагов,
так и ей, выходя из оков,
не ломиться в геенны и кущи.

Не фантом, а набросок, эскиз —
комариное поле,  и вниз
с эмпирея срываюсь в него я.
Ни угла, ни шатра, ни норы —
только злые снуют комары
и мешают постигнуть иное.
======================================================

2.Rewsky  Полустанок vs Михаил Белоногов  Свиристели 

*
Если мы полу-устанем -
полу-сядем, полу-встанем,
полу-завтракать начнём.
Ночь не ставит больше ставок,
и любовный полустанок
с облегчением вздохнёт.

Рельсам влажно, рельсам гладко,
рельсам сладко вспоминать,
рельсы всмотрятся украдкой -
где там, в прошлой лихорадке,
на пути ложился март?

Ночь и день гуляют порознь,
ночь и день сшивает поезд,
проникая вглубь и вдоль,
где распластанное время
камасутрой ноги греет,
лолитично от и до...

Где серебряные нити
паутинкой примагнитят
мушку-сердце, мушку-жизнь,

где закушенные губы
пьют любовный чёрный кубок
и с бретелькой тень лежит.

**

А на Урале снегопады и метели,
а на прилавках мандарины и хурма…
Тебе уютно и тепло в своей постели,
хотя на сердце и на улице – зима.

А в райских кущах листья с яблонь облетели –
не кушать грешникам ворованных плодов,
не отмечать  тайком восьмые дни недели,
под сенью яблони,  до первых холодов.

Над сонным садом зимней ночью тихо-тихо,
а в чистом поле за позёмкой бродит лихо -
всё ищет-свищет у отступников приют.

Но лишь утихнут снегопады и метели,
в наш сад из рощи прилетают свиристели
и подмороженные яблоки клюют.

======================================================

3.Полонина Ирина  На абордаж vs Саша Неместный  Сезон открылся

*
Наш маленький приморский городок…
Домишки деревянные, дворы,
Дощатые заборчики в рядок
Да гомон неуёмной детворы.

Волшебный мир – наивный Зурбаган.
Полощет мать бельишко на реке,
С ней рядом я – вихрастый мальчуган...
Развесив постирушки в закутке

И полдвора при том загородив,
Устало поднимает мама лик:
– Играйся, но к белью не подходи!
Не дай бог, замараешь, баловник!

Стоит в глазах картинка: старый двор.
Взлохмаченный, похож на воробья,
Тихонечко крадусь я, словно вор,
Вдыхая запах чистого белья…

Верёвка, зацепившись за забор,
Звенит струной на мартовском ветру,
И парусу объявлен "приговор":
– Вперёд! На абордаж! – себе ору.

Прищуривает солнце хитрый глаз,
Скользя по простыням среди двора.
Колю его я пикой! Вот те раз –
На ткани расползается дыра…

И попа чует порку за версту…
Бьёт склянки раззадорено капель,
А солнце, уподобившись коту,
Крадётся в ослепительный апрель!

**
Сезон открылся веточкою вербы.
На распродаже солнца, леса, ветра
Природа вновь банкует - Все беру!
Костями ведьмы шевелит осинник,
Но жаворонка утренний будильник
Дворняжку мрака гонит в конуру.

Рассвет в весну заходит Дон-Жуаном.
Он ночь кутил вдали, за океаном,
Измят и избалован, но любим.
И, разъярившись на речные мели,
Грозою первой дав под дых апрелю,
Драконы неба жалят голубым.

Аж задыхаюсь, слепну от укуса,
И прыгают в глазах метели гнуса,
Что жгли лицо прошедшею зимой.
Но доктор Воздух, добрая порода,
Протягивает шкалик кислорода,
Кропя рецепты левою рукой.

Мечтой - в какой простор, в какие дали.
И тайны лета манят нас едва ли.
Бери, кто хочет, вечер. Он - ничей.

Послушай дирижера: - Рады! Рады!
Капустницы, кузнечики, цикады.
И космос
Все прозрачней,
Все звончей.

======================================================

4.Владимир Сорочкин  На Мутном. Февраль  vs Алёнка   Овсянникова  Авария

*
На озере зябко и волгло. Светает.
Невзрачен кустарник на том берегу.
Лёд крепок, но всё же вода проступает,
Сочась по пунктирам следов на снегу.

А небо взлетело уже, словно голубь,
Цепляя деревья белёсым крылом,
И нет рыбаков, лишь крещенская прорубь
Темнеет поодаль замёрзшим крестом.

… Здесь летом своё отраженье макали
В озёрную гладь облака и кусты,
И в звонкой воде поминутно мелькали
То спины, то пятки, то чьи-то хвосты.

А нынешний вид неуютен и жалок.
Февраль, не сдаваясь, отходит с трудом,
И как-то особенно жалко русалок,
Всю зиму проспавших на дне подо льдом.

**
Он общедоступен как Мона Лиза,
Бронзов, как яйца клодтовского коня,
Он классика, точно "виллис" времен ленд-лиза,
Всеми обласкан, захвален, зализан,
И вообще он не про меня.
Он завтра в Омске, во вторник - в Нижнем,
Пищат студентки, трещит от оваций зал,
Но в полдень я буквально столкнулась в книжном
С ним, настоящим, а не тивишным,
И даже не помню, что он сказал,
Что было написано на футболке...
Он любит футболки - об этом писали в Elle.
Но он подошел к магазинной полке,
Снял томик своих стихов,
Подписал, заплатил, и - ёлки! -
"На память о нашей аварии, мад'муазель".
Он разведен, ему сорок, живет под Тверью,
Я знаю о нем все - для этого есть соцсеть.
Но вот посмотрю на томик - и глупо верю,
Что может судьба иногда ошибаться дверью,
И хочется выпить для храбрости, окосеть,
Еще раз внимательно перечитать досье,
Набрать его номер... "Я ваша Авария, мсье".

========================================================

5.Юлия Александровна Михайлова  Корабль vs Михаил Эндин  Стансы

*
Пережив много мелких дождей и цветущих верб,
Я построю бумажный корабль. Он сорвётся вверх,
В ледяную купель облаков и горячий свет.
Только вниз не смотреть! Только помнить: возврата нет!

Так взмывают орлы, если им умирать пора.
Так последнее слово парит на конце пера.
Только так ты летишь, и вопрос на губах горчит:
Здравствуй, Пётр, скажи, не по мне ли звенят ключи.

И не нужен ответ, и ветра на твоём борту.
И молитву творишь, но, возможно, совсем не ту:
Святый боже, не дай, чтобы ветер шальной утих,
Словно первое чувство и словно сожжённый стих.

Я построю корабль и сумею забрать с собой
Чайный запах жасмина, часов кукушачий бой -
За начало вселенной, за белый ломоть луны.
...Но пока только пеплом ладони мои полны...


**
Если вдуматься, жизнь так похожа на странные танцы,
я и сам вытанцовывал, помню, лихие коленца.
Но сегодня — другое,  услышал осенние стансы
в переменчивом ритме, должно быть, уставшего сердца.

Я люблю эту осень, и, значит, ни дождь моросящий,
ни туман по утрам не нарушат извечной картины
восприятия мира осенней печалью щемящей.
Надеваю пальто. Без зонта выхожу из квартиры.

То ли плачут деревья, теряя последние листья,
то ли ветер смеётся, последние листья срывая, —
ничего не имеет сегодня особого смысла,
ни машин перебранка, ни звонкое эхо трамвая.

На Васильевском острове геометрически верно
построение Линий, и каждая полнится тайной.
Добегу до Невы, где в такую погоду, наверно,
я единственный есть созерцатель, прохожий случайный. 

До Литейного мо;ста  добраться не просто, шагая.
Тем, кто ходит пешком, обижаться на то не пристало.
Сквозь дождя пелену поднимается Пётр, нарастая
над Невой многоводной летящим своим пьедесталом. 

Всё смешалось сегодня — дожди, наводнение, Пётр.
Этот город заставит поверить  и в мистику мира.
Это тени ушедших героев выходят  на смотр
поприветствовать нового очередного кумира.

Ты  не спишь допоздна. Это, видимо, ветер, играя,
об оконные стёкла дробит дождевые потоки,
завывает и спать не даёт, только ты, дорогая,
не грусти без меня, я пришёл, я уже на пороге.

Ожидания встречи так тягостны, но не напрасны,
и не важно совсем то, что питерский воздух простуден.
Нам с тобой непременно приснятся осенние стансы,
а когда мы проснёмся, то мы их, конечно, забудем.

========================================================

6.Яна Яблоко  Окно в прошлое  vs Нина Находка   Меняет время стиль

*
Забрезжил свет… Проснулась, вроде бы,
Но роешься в обрывках сна.
Звучит капельная мелодия… 
Откуда, не понять, она.
Глаза откроешь – дверь исчерчена
Отметинами прошлых дней.
Бесцветных дней, в которых женщина
Теперь одна. И всё темней
И тени в комнате, и помыслы,
И налетевшие стихи.
В просветах штор мелькают полосы,
Бескомпромиссны и глухи.
Неделю дверь не отворяется.
Кому-то эта дверь нужна?
Мысль то приходит, то теряется:
«Наверное, цветёт весна,
И бабочки кружатся, белые.
Порозовел цветущий сад…
Но до моих потерь нет дела им.»
На паутинках сны висят,
Готовые, сорвавшись, сниться,
Как сериалы без конца.
Незабываемые лица
Приходят в них...  Ей хочется
В привычных снах смеяться, плакать ли,
Крошить ли скопище преград…
А дождь всё капает и капает…   
А дни летят… летят… летят…
Ей больно, пусто в настоящем,
И что за дверью, всё равно.
Но открывается всё чаще
Ночами в прошлое окно.
Там жизнь течет, огнями светится.
Она - свежа и молода.
Ещё в любовь, как в сказку, верится,
Стерев и память, и года.
Там, на краю у сна, на кончике,
Единственный, любимый, тот...
Оконченное не окончено,
Пока во снах её живёт.

**

Я был когда-то сказочно хорош -
На зависть всем половникам и мискам -
На солнышке блестел как медный грош,
Горяч был, правда, но весьма изыскан.

Торжественно меня вносили в зал,
Особенно когда царила стужа:
Хозяин чай по чашкам разливал,
А я был горд, что так красив и нужен.

И летом был я тоже ко двору:
Домашний весь, практически - приватный.
Бывало, всех под липой соберу,
Чтоб насладились чаем ароматным.

Был в тайны посвящён семейных драм,
И избалован сонмами рассказов
Хлыщей заезжих, несерьёзных дам,
Мужей седых, подростков долговязых.

Я столько слышал неприкрытой лжи -
Кипел от злости в старенькой беседке:
Мой нрав кипучий был неудержим,   
И клокотал, дым извергая едкий.

Шипел во мне горячий уголёк,
В саду, покрытом пледом листопада.
От пафоса я был весьма далёк,
Но верен был устоям и обрядам -

Со всеми я делил своё тепло...
За что ж теперь - заброшенный - в чулане
Валяюсь, как последний котелок,
И патиною взгляд мой затуманен?!

Похоже, я здесь больше ни при чём -
Меняет время стиль, меняет моду -
И там, за дверью, жизнь кипит ключом,
И современный чайник греет воду.


========================================================

7.Башмакофъ  Баба vs Лана Юрина  Всё ниже солнце

*
У бабы что? - У бабы есть живот.
В который раз она его несёт,
не слыша нагоняющую ругань.
Ещё есть дом, где дел невпроворот,
сожитель – опустившийся задрот,
и самогон – от всякого недуга.

Лишь печь протопит старую избу,
отчаявшись взирать на голытьбу,
она глядит на зеркало с укором:
зачем и кто прогневал времена,
когда сидела сиднем у окна
и не мечтала о хозяйстве скором?

За печкой примостилась ребятня –
штаны одни на всех, одна мотня,
и та подсобрана проворной нитью.
Не различить ни вечера, ни дня.
Запропастились прежняя родня
и хрыч-сосед – уже само событие.

Никто не вспомнит, в гости не зайдёт.
Такой у нас загадочный народ –
на залетевшей крест поставлен прочно.
Вернуть бы все обратно без хлопот,
найти тот самый жизни разворот,
где каждый лист читается построчно.
______________________

А начиналось – мило, как у всех.
Гурьбой с деревни – в город, Политех.
В общаге угол в комнате с окошком.
Колготы, юбка – та еще фирма.
От мамки блузка, сабо – вот чума! –
украсят враз кокетливую ножку!

Как говорится, жить да попевать.
Ночные мысли прячутся в тетрадь.
В субботу клуб, где танцы до упаду.
А как мила! – да только ли она?
Хватает полбутылочки вина,
чтоб разобрать кому и кто в награду.

Наверно, так везде заведено:
слезам не верят города в кино,
а радости по праздникам и в песнях.
К чему, от нетерпения дрожа,
растрачиваться? – Если не ханжа,
то, что потом? – Не ясно, хоть упейся.

Для бабы что? – Для бабы нужен шик!
И конфетти, и выше слов мужик –
чтоб все подруги высохли осиной!
В его руках любая может млеть.
С ним жизнь прожить – ни разу не жалеть.
__________________________
О, Господи! За всё тебе спасибо.
.
**
Всё ниже солнце, ниже и светлей.
Качает небо поздних журавлей,
а ты качаешь небо на ладонях,
баюкаешь тугую синеву –
мне всё равно, во сне ли, наяву –
не расплескай! (иначе мы утонем)

Смотри, уже стремится первый снег
в ловушки детских рук, неспящих рек –
отдать себя, заполнить все пустоты,
саднящие, как водится, внутри.
И в белом так изящны пустыри
на тусклом фоне городских высоток.

Возможно всё: случатся холода
и в трещинках застывшая вода
раздавит стенки – заболит, заноет.
Но сколько б нас ни ожидало зим –
простим, переживём, детей родим!
Пока ты небо держишь надо мною...

=======================================================

8.Волков Владимир Осенний ноктюрн  vs Александр Быстров 4  Христофер

*
Сквозь пелену цветного листопада,
Когда порыв безумствия затих,
Не отводить восторженного взгляда
От глаз твоих.

Не прикасаясь, чувствовать фактуру
Резных листов рельефность или лоск,
Угадывать по контуру фигуру
И цвет волос.

Бродить по парку с безмятежным видом,
Перебирать события весны,
Перемещаться с выдуманном гидом
В цветные сны.

Не сожалеть о том, что шевелюра,
Опавшая с деревьев, как ковёр,
Поверхностью тиснёного велюра
Ласкает взор.

Не разделять на правых, виноватых.
Писать осенний красочный триптих
И находить рассветы и закаты
В глазах твоих.
.
**

                В полной тишине тело Лавра проносят сквозь толпу.
                На краю зелёного луга его кладут в траву.
                Трава мягко обтекает Лавра, выражая готовность
                принять его целиком, поскольку они друг другу не
                чужие. На этом лугу Христофор показывал усопшему
                схождение твердей, небесной и земной.
               …………………………… Евгений Водолазкин "Лавр"

Крылечко.  Мятой пахнут сени. Свет пробивается в притвор.
В избе - собака, внук Арсений и травник – старый Христофор.
На печке сохнет повилика, в углу разложен тамариск.
«В тебе, Арсений, дар великий - лечить людей», - сказал старик.
«Однажды вечером погаснет моя небесная звезда.
Ты не грусти по мне напрасно. Быть может, встретимся когда.
Не лги и не бери чужого. Не жги мостов. Не предавай.
И жизни на земле большого значения не придавай…»

К могиле возле чистых стариц, где зацветает краснотал,
Пришёл светловолосый старец. Он обнял крест и прошептал:
«Во всём ты оказался правым, и жизнь непрочна, как фарфор.
В каких лугах, какие травы ты собираешь, Христофор?
Лишь дар во мне велик и вечен. Его хозяин и слуга,
Приду, когда наступит вечер, к тебе в те травы и луга...»


Рецензии