Болеро и чакона писателя В. Рысинова
1
Произведения Владимира Рысинова опубликованы на сайтах проза. ру и стихи. ру. Рысинов наш современник. Он живёт сейчас и сейчас пишет. Может быть, он пишет сию минуту своё Болеро. Почему болеро? – Спросите Вы.
А потому что он танцует словом, он словом гордится и волнуется. Он слово поёт. Помните, как поют испанское Болеро Муслим Магомаев и Тамара Синявская.
Я всегда танцую, когда оии поют.
А у В. Рысинова танцующие рецки.
Вот одна из них:
Рецензия на «Евангелие сыну» (Владимир Рысинов)
Произведение написано в торжественном ритме.
...А на ритмах держится стихосложение.
И мир.
Раиса Мельникова 06.04.2019 21:00
Раиса, спасибо Вам.
Сын, с его фантазийными вознесениями, с заносами от почвы, с его закономерными падениями, конфузами... с так явно видимой растеряной реакцией, с переживаниями в сторонке, гореванием наедине с собой... так понятен доброму, сочувствующему взгляду старшего.
В Евангелии я частенько замечаю именно этот, отцовский взгляд на взрослеющего человека. Молодёжь частенько игнорирует ворчание старших, а ведь они высказывают свои святые евангелия. И через ворчливые тексты... они берегут торопливых, симпатизируют глупышам, любят. Надеются.
Из себя просмотрев, со стороны ясно видят возведение сыном его личного светлого храма.
Владимир Рысинов 07.04.2019 00: Здравствуйте, Владимир!
Когда-то мне подсказали подсчитать гласные в каждой строке стихотворения. И оказалось, что в рифмующихся строчках, гласных букв, одинаковое количество. Теперь, по прошествии 35 лет моего творческого пути, я пишу автоматически, ничего не считая.
И вот, извините меня, я посчитала у Вас.
У Вас стихотворная проза. - И это замечательно.
Успеешь всё, когда живёшь ты с наслаждением.Когда ты энергичен,-21
вместишь в одну и ту же единицу времени гораздо больше дел,-20
оно становится старанием твоим куда как ёмким, полновесным. -21
Когда ты сосредоточен и об загадку мироздания бьёшься лбом -21
обедать некогда и не до сна, всё дело в истине непостижимой... -21
и время - мимо, дело то не в нём...оно уносится мыльным пузырём.-21
Без вас оно - вода, но жизнью вашей насыщаясь, становится прекраснейшим вином.
20
Раиса Мельникова 07.04.2019 08:
Интересно.
И удивительно.
Быть может мы думали одновременно, но на прогулке я вспомнил, как в самые первые годы на Прозе прочитал чей то, из наших, рассказ. Так, короче, один мужик - ловелас, продал душу за умение говорить складно. И так вдруг заговорил, в рифмы, да и по смыслу остроумно, что стал желанным и знаменитым в тамошних салунах.
Не помню чем закончилось, но и я начал вещать рифмами именно после того, как. Даже в рецензиях. Даже злился на себя. И не мог избавиться. И сейчас стараюсь перемежать свои тексты обычным разговорным языком, да и не получается.
Как не вспомнить Лоханкина Васисуалия...
"— Волчица ты, — продолжал Лоханкин в том же тягучем тоне. — Тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К Птибурдукову от меня уходишь. К ничтожному Птибурдукову нынче ты, о мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и мерзкая притом!
Упиваясь своим горем, Лоханкин даже не замечал, что говорит пятистопным ямбом, хотя никогда стихов не писал и не любил их читать".
Наверное имеется таки загадка во владении словом. А может и в самих словах. Какая то энергетическая вибрация гласных, своеобразная аудио-валентность)))
Владимир Рысинов
2
Комментировать Гимны и Болеро – опасно. Их надо слушать и восторгаться.
Забыть, что горят на сковородке котлеты. И вот-вот пойдёт дождь и намокнет сено, купленное за большие деньги.
Владимира Рысинова я не смею комментировать, потому привожу отрывок из его новеллы: «В сонных оборотах».
«Похоже карьеры разрабатывали и в средневековье.
Иоганн Пахельбель (1653 - 1706 год). Органная чакона ре минор. Пятиступенный восходящий басовый ход. Настойчивый и назидательный - повтор за повтором. Вариации высоких тонов вокруг басовой поступи, словно птицами кружа над горным взъёмом. Переплетаются звуки, шествуют прихрамывая и ковыляя, не взирая на тяготы продвигаются, совместным стоном возводят гармоничный храм. Сливаются на финише умиротворённо-согласным аккордом, венчающим произведение достойной маковкой.
Чакона единосущна кружениям карьерного монстра, она родственна стремлению фарных глаз разогнать тьму, притянуть к себе высоту, выстрадать рассвет... созвучна усилиям пилота, заключённого в рёбра кабины.
Рокочущий гимн, ритмичная песнь затяжного восхождения.
Чакона - напряжённый подъём к вершине отвала.
Чакона - круг за кругом приближение к утреннему финалу.
---
Чакона - год за годом, приближение жизни к высвобождению.
Уход рая отцовства, лет бодрой творящей мощи... сквозь тающий круг родных, дружественных, уважающих... в провал слабеющего уединения.
"... ад одиночества – неожиданно возникает в воздушных сферах над горами, полями и лесами... то, что окружает человека, может в мгновение ока превратиться для него в ад мук и страданий. Несколько лет назад я попал в такой ад. Ничто не привлекает меня надолго. Вот почему я постоянно жажду перемен. Но все равно от ада мне не спастись. Если же не менять того, что меня окружает, будет еще горше. Так я и живу, пытаясь в бесконечных переменах забыть горечь следующих чередой дней..." (Рюноскэ Акутагава)
Чакона - ликование "песни песней", временем неспешно преображаемое в реквием.
В закатном этом процессе прощальный, солнечный всполох - приезд внука.
Внука, вызванного дедовской надеждой. Воплощённого его мечтами. И разве изношенный автомобиль не радёшенек новенькому аккумулятору?
А внук и не задумывается, он и не знает. Принимает деда в мир приятельства, подталкивает неугомонной безцеремонностью. Походы - особенная статья. Сплав на надувной лодке, да с ночёвкой - желанное приключение...
- Ну поехали же, ну сплавимся, а.
К старшему сыну, - Мы на лодке с ночёвкой, обещай, что Всё будет нормально.
- Ладно.
До берега доскакали, в лодку впрыгнули, энергично оттолкнулись.
Синхронизация с речным течением. Обычно крутим головами во все стороны, ответно сияем берегам, наслаждаемся речными красотами, купаемся без устали, греемся на солнышке - радуемся моменту. Но сегодня не - как обычно. Выходной, отдыхающих на природе будет больше, отдых как правило - спиртное. Это, пока всего лишь опасение, влечёт за собой настороженность и улыбки придерживает. Значимость настоящего отступает, важным делается то, что может случиться.
Вечереет.
Наше любимое, обжитое место. Вздыхает водное зеркало, растут в его ясную глубину отражающиеся деревья. Эхо приумножает и усиливает звуки. Пространство от крутого скального до низкого травянистого берега - зеркальной бухточкой, звонкой комнатой."
И здесь уместен Ваш вопрос, ко мне: «Зачем Вам, наш писатель-современник В. Рысинов.
Отвечу не задумываясь: «Чтобы Вы прочли его произведения. И восхитились. И обомлели. И преклонили колени перед его радостью и мукой, криком его души, и восторгом его сердца.
3
Садила я картошку, утомилась, я может быть, в поэзию влюбилась.
В поэзию? Но чью?
Я, как и вы. Я пить хочу.
Хочу я пить.
Питьем я наслаждаюсь. Другим налить я не всегда решаюсь. Но лью и лью стихи. А с ними провожаю я грехи.
Куда? – Скажите нам.
Мы любим уважение к словам…
Мы пить хотим, слов разливаем сласти.
Чтоб жажду утолить.
И… Утопить в них страсти.
А может быть, разжечь.
Поэзия, она, Вселенной Печь.
И тут я подумала и …
Ура! У поэтов всегда посевная.
Мы сеем слова и стихом убеждаем.
Словами наполним и зимы, и вёсны.
…Из страсти души образуются звёзды.
И следом это:
Что будешь спать?
- О, как я спать хочу.
Но к Рысинову мыслью полечу.
Усну я там. А может быть, проснусь.
Я в бездну чувств целебных окунусь.
Он лечит всех. Стихи его, как лазер.
Уснула бы. Он разбудил зараза.
Сказал «Иди!» и я пришла сюда.
…Не высохла стихов его вода.
Он пить даёт! – В питье есть наслажденье.
А главное…
Рождает души пенье.
Так пойте все! Земля устала плакать.
От лжи и слёз кругом такая слякоть…
И это всё сейчас написанное мною, я выдохнула, прочтя у Владимира Рысинова: «Созвучие живущих».
Где он в восторге и печали пишет и раскрывается перед читателем, как перед самим собой.
Вот его цитата из : « Созвучия живущих…»:
Эх, мамочка моя.
Явление неземное и огромное, служение пред Господом. Проращивая семена, доверенные ей. Творящая добро от имени его - Мать героиня, истинно? Что вырастила всех одна, сперва сестёр, потом детей. Кормя своим здоровьем и трудом. Не зная отдыха - ни отпуска, ни выходного... Подскакивая сонною на каждый шорох в доме. Примчавшись затемно с работы, чтобы успеть сварить и постирать. Раскладывая спать уснувших за столом. Плача, не в силах нас уторкать. И защищающая квочкой разъяренной своих цыплят, всегда, везде, не рассуждая - в бой... За годом год, бурлящая, шумящая, частенько грубоватая...
Оставшаяся на излёте в одиночестве?
Природа во плоти. Служение Богородицы.
На грядке не построить дом. Свершилось то, чего я с первых дней боялся... и я, наполовину с матерью уйдя, остался... став на пути её булыжником последним...
Спасаясь из отчаяния в себе... хотелось бы, спасая и её.
---
- Я знаю об отчаянии твоём. Но почему ты не смиряешься?
- Но для чего тогда намёки о без-смертии давались смертному уму?
Не "Ути - ути - ути" ли?
Не та ли мёртвая петля со льстивым предложением перехитрить её, не я ли тот мальчишка - птенчик... не перед книжкой, нет... слюнявя уголки страниц... дрожа нечаянным предчувствием бессмертья.
Но перед нереальными, абстрактными... неотвратимо и неимоверно тяжкими... хрустящими людьми, их судьбами - давилом соков, жерновами, прессом.
Цыплёнком храбрым выручая мать, грозя грозе своей взъерошенной грозою, и заклиная - Смерти не бывает! А то, что с нами приключается - не смерть!»
https://www.proza.ru/2011/09/12/197
4
Картошку ещё не досадила. Дождь ещё не пошёл. - успею досадить до дождя, под дождик. – всегда успеваю. Плюс проращиваю. И в начале июня, угощаю молодой. Жуков собираю. Яды во двор свой не пускаю.
Повезло. В интернете рассказали, что можно опрыскивать дёгтем по 6 милилитров на 2х литровую бутылку. Опрыскиватель забивается, потому что дёготь маслянистый и забивает отверстие опрыскивателя. А в крышке бутылки надо проколоть отверстия. И ещё мужчина показал, как он выпаривает дёготь из берёзовой коры.
Пишу и слушаю Чакону Баха. О Чаконе я узнала из произведений В. Рысинова.
Послушайте и вы.
https://www.youtube.com/watch?v=tpkLYW_dOhc
И Болеро https://www.youtube.com/watch?v=rr2PcWs96ug
5
И вот она Поэзия его.- В. Рысинов сказал нам стих и мы его прочтём отрывок.(Адажио в кружении реки).
"Адажио у Альбинони, совсем не похоронный марш, как пессимист его воспринимает - беседа сомневающейся скрипки человеческой - ребенка робкого с басовым шагом бытия, его органной логикой. Совместные раздумья сына, желающего жить с мечтающим об отдыхе, отцом - ведущие по шпалам опыта, к восходу. И к убеждению - коль не воскрес Христос то, что мы, люди? Горючий материал для смертного костра? Не в небесах ли светлых мы мечтами страстными, и нашей ли тоской по счастию мечту не воплотить? Не мы боимся смерти. Умом признав необходимость перемен, душою дав задание себе, там за порогом, движемся. Христос воскрес - восход неотвратим - мы навсегда!
На ноги если собственные встанем... Нам сказано - "Вы Боги"?
Добро и зло - мазки холодного и теплого оттенка, лепящие изображение мира. Их выбор в нашем творческом существовании от нас зависит. Художник жизни - мы..."
Читая гротескные гимны Владимира Рысинова , я подумала, воистину Бог создал человека, а человек создаёт Бога.
Как? Спросите Вы.
Мыслями своими человеческими. Чувствами своими страстными. Вибрациями души. Ведь весь наш мир большой электромагнит. Где противопоженные заряды притягиваются. А подобное тянется к подобному.
И…
Все люди подобие Бога. Многие ими и остаются. А некоторые , увы, начинают прислуживать дьяволу, продаваясь и ленясь. Лень! – умственная и физическая исток наших людских пороков.
И читая Владимира Рысинова, думаешь – какая мощь духа. Какая сила гимнов. Исповедей. Оценок. И откуда всё берётся. И как это можно выдержать и высказать.
И улыбнуться.
7
Читая В. Рысинова, невольно подпадаешь под его обаяние, его волнения, утверждения и ритмы. Хоть и устаёшь от напряжения, создаваемое автором, но хочется узнать всё и понять и ответить. И вымолить. И выстрадать. - Вместе с ним. С собой. И всеми, кто готов это прочесть и понять.
Музыка стиха, ритм подкрадываются его Донатой и моим Болеро:
Что ты, Рысинов, напишешь, я прочту и замолчу. Я словами не шучу.
Так писать я не умею, от твоих стихов – немею, ими я себя лечу.
От уныния, от горя, от любви и от обид. Стих твой стонет и болит – стих уран и динамит.
Взрыв. Гроза. Луна и Солнце, стих то плачет, то смеётся.
Он в тебе самом разлит. Он и хвалит и корит.
Улыбается гадёныш.
И я слышу, как ты стонешь. Как душа твоя болит.
8
Пошла в сарай, кролиха окролилась, картошка не взошла, дождь не пошёл ещё, не всё задуманное сбылось, не всё сбылось и это хорошо.
Там селезень гоняется за уткой, та лезет от него через забор, и лестницу мою похитил вор.
А я живу, ничто не осуждаю, я не хожу, а уточкой летаю, я жду яиц, которые снесут. Я жду дождей, которые пойдут.
Напоят всех стихи мои лихие. Стихи они Великая Стихия. Я велика. В. Рысинов велик. Его, в своём, я продолжаю стих.
Да замолчи ты, скажет он, смеясь, ты в рифм моих попала, Рая, власть.
Попала да, волчицей не завыла, иронию твою я полюбила.
И вот смеюсь, и льюсь яко вода.
А ты поэт. И будешь им всегда.
9
Мою посуду, не мыла пять дней, сколько же лени у творчих людей, сколько же мыслей, сколько цветов, сколько великих и сладостных слов.
В чудо-букеты слова я вяжу, вымыть посуду опять погожу.
Вымыла ложку, поела окрошку, к компу бегу, Рысинов где ты, я ждать не могу.
Видимо пишешь стихи обо мне.
Вижу, пылает счастье в окне.
Пишешь! Да сколько же можно писать!?
Срочно прочти, как я буду страдать.
О кролике маленьком, что заболел, он много родимый чего-то поел. Надо лечить, в вет – аптеку спешу, вымыть посуду опять погожу.
Ритмы твои не дают мне покоя. – Пишет один, как будто бы двое.
10
Сопрел пиджак в навозе от кролей.
…Меня в нём на работе не признали.
Сказали, – нам не надо бунтарей.
И на порог мне важно указали.
Тогда ещё поэтом не была.
Но чем-то мучилась, какою-то тревогой.
Хоть и была по жизни недотрогой.
Но почему-то обижались все.
Тот, что горда, всесильна и тревожна.
Тот, что гляжу я дерзко на него.
Меня любить и нежить невозможно.
Я раб, слуга, я всё и ничего.
Огни горят и рядом и во мне.
И в Рысине горят огни победы..
Мы с Рысиным горим в его огне.
…всё потому, что мы душой поэты.
11 апреля 2019
11
Читаю у В. Рысинова в "Сонных оборотах":
" Влечёт зов Морфея. Не силой, так хитростью змея. Затягивает мир снов.
Бездна.
Карьерный автомобиль Белаз. 90 тонн толстой сваренной стали, в кузове 120 тонн каменных глыб. Тысячеваттный двигатель, мощный силовой генератор и электрические мотор-колёса трёхметрового диаметра. Доставка породы из забоя на отвал.
Разворот под ковш экскаватора, подъём гружёным в гору, разворот и спячивание к отвальной кромке. Громовой сброс камней в бездонность.
И следующая ходка. Круг за кругом.
Кормёжка пропасти. Яма пожирает привезённое."
Это не Болеро и не Чакона.
...Это Гимн Труду. Тяжёлому и сладкому, как сон.
11 апреля 2019
https://www.proza.ru/2010/02/19/496
Свидетельство о публикации №119040900866