На горно-заповедной ленте...
История Урала заводского прорастает через шпалы.
На каждом гнутом метре поворотов вдоль тайги глухой, отвалов
Гранитно–хвойной вечной благодатью Душу наполняет.
Здесь не проносятся стремительно сквозь ночь курьерские составы,
И пассажирских мало, больше молчаливо–длинно–грузовых.
На древних склонах, просмолённо–выстуженных и насквозь родных
Века ласкают малахитовую даль, причудливые скалы.
С калийных шахт Березников через отборный уголь Кизела с Губахой,
Петляя непрерывно, рельсы прорубают горные отвесы,
И кружат голову часами канифольно–пряно–вязкой взвесью,
Журча кристально–стылыми потоками, нетронутым седым размахом.
А далее бежит дорога средь глухой тайги вдоль Чусовой,
Меж старых гордых строгановских и демидовских заводов,
Затем край самоцветных кладовых, Серги бурлящей воды,
Ручьи Оленьи и пещера Дружба манят сказкой ледяной.
Оттуда прямо через Ункурду – к отрогам Таганая
Выходит около Бердяуша на южный ход Транссиба.
Здесь магистрали шум и повороты, спуски оси дыбят
И скрежет непрерывен, сердце от пейзажей замирает.
Свернём уже с дуги Транссиба – на Катав–Ивановск,
И снова сорок километров поворотов средь вершин,
Где ели с пихтами увязли в Небе, пологе стремнин,
Что заплетают бороды гранитных великанов.
P.S. Данное произведение – описание железной дороги
Соликамск – Березники – Калийная – Яйва – Александровск – Кизел – Няр –
Половинка–Чусовская – Губаха – Нагорная – Усьва – Баская – Бассег –
Утёс – Чусовская – Лямино – Калино – Лысьва – Невидимка – Кын – Унь –
Харёнки – Илим – Уткинский завод – Кузино – Дружинино – Атиг –
Нижне–Сергинская – Михайловский завод – Сказ – Арасланово –
Нязяпетровская – Ункурда – Ургала – Злоказово – Куса – Бердяуш – Сулея –
Юрюзань – Вязовая – Катав–Ивановск, проходящей вдоль Уральского хребта
с Северного Урала через Средний на Южный, пересекающей 5 железнодорожных
магистралей: Пермь – Добрянка – Парма – Углеуральская – Обогатитель –
Няр (далее на Березники и Соликамск); Екатеринбург – Нижний Тагил –
Кушва – Бисер – Чусовой – Пермь (Горнозаводская железная дорога,
первая пассажирская на Урале, открыта в 1878 году); Екатеринбург –
Первоуральск – Кузино – Шамары – Кунгур – Пермь – Киров
(далее на Москву и Санкт–Петербург, северный ход Транссиба);
Екатеринбург – Ревда – Дружинино – Бисерть – Красноуфимск – Казань –
Москва (средний ход Транссиба); Челябинск – Миасс – Златоуст – Сулея –
Юрюзань – Вязовая – Усть–Катав – Кропачёво – Симская – Миньяр – Аша –
Уфа (далее на Казань и Самару, южный ход Транссиба)
общей протяжённостью 847 км.
Железная дорога Соликамск – Катав–Ивановск проходит по территории
4 регионов: Пермского края, Свердловской области, Республики
Башкортостан, Челябинской области.
Находится в управлении 2 из 16 филиалов–дорог ОАО «Российские железные
дороги» – Свердловской железной дороги и Южно–Уральской железной дороги,
граничит с Горьковской железной дорогой около ст. Дружинино Свердловской
железной дороги (85 км западнее родного Екатеринбурга).
Координаты Соликамска (основан в 1430 году):
59°38 с. ш., 56°46 в. д.
Координаты Катав–Ивановска (основан в 1755 году):
54°45 с. ш., 58°12 в. д.
Свидетельство о публикации №119040905990