Усадьба Лопухиных до и после восстановления. МЦР
01.04.2019
Особенности национального сохранения памятников истории и культуры
«А часовню тоже я развалил?..»
На снимке: usadba2.jpg
О том, что усадьба Лопухиных является жемчужиной среди старинных усадеб Москвы, хорошо известно и архитекторам, и искусствоведам, и краеведам. Не бывает дня, чтобы мимо ее ворот не проходила группа туристов, ведомая сладкоречивым гидом, расписывающим все достоинства этого памятника.
И действительно, богатое историческое прошлое, связанное с именами первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, Екатерины Великой и ее фаворита князя Потемкина, семьи Протасовых нашло свое отражение в архитектуре усадебного комплекса. Строгие классические формы фасада главного здания, встречающего всех приходящих, исчезают, стоит только пройти в его внутренний двор. Там открывается белокаменное Красное крыльцо, ведущее на второй парадный этаж боярских палат XVII века. А когда в Храме Христа Спасителя начинают звонить колокола и их звук серебристым переливом долетает до этого уединенного уголка, тогда, кажется, само время вот-вот повернется вспять.
Но ведь всего этого могло и не быть. В заключении специалистов о состоянии усадьбы Лопухиных на 1993 год говорилось буквально следующее: «Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит “оторвался” от здания и наклонился. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации» [1]. Иными словами, уже в начале 90-х годов прошлого века усадебный комплекс находился в руинированном состоянии, а что значит слово «руины», читателям хорошо известно. Если бы тогда выдающийся художник С.Н.Рерих, передавший богатейшее наследие семьи Рерихов России, не выбрал усадьбу Лопухиных для будущего общественного Музея имени Н.К.Рериха, мы бы не любовались сейчас достоинствами уникальной усадьбы. И если бы МОО «Международный Центр Рерихов», получив ее от Правительства Москвы сроком на 49 лет, не взялась (без всякого государственного финансирования) за такое, с точки зрения практичного человека, безнадежное дело, как восстановление этих исторических руин, экскурсоводам сегодня нечего было бы показывать.
vyazemskih2.jpg
Усадьба Вяземских
Противоположным примером служит соседняя усадьба Вяземских. Ее ГМИИ им. Пушкина безуспешно реставрирует уже пять лет [2]. Несмотря на государственное финансирование, эта часть так называемого музейного городка с каждым годом выглядит все хуже и хуже и теперь оставляет впечатление здания, в которое еще во времена Великой Отечественной войны попал вражеский снаряд. Сдача усадьбы сначала планировалась в 2018 году, теперь отодвинулась на 2022 год, но, по свидетельству очевидцев, работы в ней уже давно не ведутся, а куда ушли выделенные средства, Минкульт выяснять не спешит. Возможно, пролить свет на причины такого долгостроя мог бы заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по капитальному строительству Игорь Погребинский. По сведениям РБК, в 2014 году он заработал 230 млн. руб., больше всех среди деятелей культуры России, но на контакт с журналистами он тогда так и не пошел [3]. Сегодня этот «опытный человек», по отзывам директора ГМИИ Марины Лошак, продолжает так же успешно возглавлять строительство многострадального музейного городка [4].
К счастью усадьбе Лопухиных повезло намного больше, чем ее соседке усадьбе Вяземских. Генеральный директор общественного Музея Л.В.Шапошникова при поддержке меценатов и общественности за 4 года в лихие 90-е отреставрировала ее главный дом. В 1997 году там открылся общественный Музей имени Н.К.Рериха.
Главным архитектором проекта реставрации, разработанным Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими Министерства культуры РФ (в прошлом – научно-исследовательское подразделение «Союзреставрации»), являлась Ирина Давыдовна Любимова. Под ее авторским контролем коллективу реставраторов удалось реализовать задуманный проект, в котором при воссоздании фасадов и интерьеров гармонично сочетались разные эпохи. Дворовый (западный) фасад главного дома восстановлен в целом на период XVII века с частичным сохранением архитектурных элементов XVIII столетия. В 2006 году на уцелевших белокаменных фундаментах со всей возможной достоверностью воссоздано двухъярусное Красное крыльцо XVII века. Парадный восточный фасад здания отреставрирован в классических формах с шестиколонным портиком коринфского ордера.
На снимке: nagradi2.jpg
Награды за реставрацию Усадьбы Лопухиных
Реставрация усадьбы Лопухиных получила заслуженное признание ряда профессиональных сообществ, в том числе Национального Фонда «Возрождение русской усадьбы», вручившего МЦР премию «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». Общеевропейская ассоциация по защите культурного наследия и природной среды «Европа Ностра» наградила директора общественного Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникову премией в номинации «За самоотверженный труд». И наконец, Департамент культурного наследия города Москвы в числе одиннадцати лучших реставрационных работ столицы представлял усадьбу Лопухиных на выставке «Denkmal 2010» в Лейпциге, за участие в которой МЦР награжден Почетным дипломом [1]. В довершение всего усадьба Лопухиных была включена в туристическую программу Правительства Москвы «Венок русских усадеб».
Не вызывала сомнений сохранность усадьбы Лопухиных у соответствующих инстанций и в последующие годы. Актами плановой и внеплановой проверок Мосгорнаследия от 4 декабря 2015 и 26 августа 2016 года причинение вреда объекту культурного наследия не зафиксировано. Актом плановой проверки Мосгорнаследия 2015 года вообще не было выявлено каких-либо нарушений законодательства об охране памятников, а в Акте внеплановой проверки 2016 года Мосгорнаследие зафиксировало, что состояние строений 4 и 7 «в целом удовлетворительное», т.е. не установило причинения памятникам какого бы то ни было ущерба.
Однако в отличие от усадьбы Лопухиных ее хозяину, Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», повезло намного меньше. Спустя 27 лет неукоснительного соблюдения всех обязательств по восстановлению усадебного комплекса общественная организация была жестоко оклеветана, выдворена с территории воссозданной ею усадьбы, общественный Музей имени Н.К.Рериха был разгромлен, а наследие Рерихов исчезло в неизвестном направлении. Но самым абсурдным является то, что новый хозяин – Государственный музей Востока с подачи Минкультуры предъявил МЦР судебный иск, в котором обвинил его в причинении вреда объектам культурного наследия. Первоначально оценить мнимый ущерб взялся ООО «Научно-экспертный и правовой центр “Авангард”», перед которым была поставлена странная задача: «определить сметную стоимость работ для приведения планировки помещений усадьбы Лопухиных в состояние на 1993 год», т.е. когда здание находилось в руинированном состоянии. Согласно этому курьезному экспертному заключению, МЦР заложил никогда не существовавшее окно на фасаде, установил бывшие еще до него перегородки в административной части главного здания и пристроил к правому боковому фасаду тамбур входа в подвал, значившийся еще на схеме 1890 года [5]. Так и хочется вспомнить бедного Шурика из комедии Гайдая «Кавказская пленница», который, слушая перечисление учиненных им нарушений общественного порядка, растерянно спросил милиционера: «А часовню тоже я развалил?..» Но ГМВ не смущается не только подобным курьезом. В указанную экспертизу включена и «стоимость работ по демонтажу строения № 4», то есть по сносу главного здания усадьбы Лопухиных, памятника истории и культуры федерального значения (!). Но и это еще не все. Как это ни фантастически звучит, по всей видимости, ГМВ решил превратить в руины весь окружающий исторический квартал, и самое интересное, что суд его поддержал.
На снимках: kriltso2.jpg usadba_do2.jpg
Красное крыльцо усадьбы Лопухиных после реставрации
Усадьба Лопухиных до реставрации
Не так давно Верховный суд оставил в силе судебное решение, обязывающее МЦР демонтировать «стену в грунте», которая возведена в соответствии с проектом воссоздания и приспособления исторического каретного корпуса усадьбы, задание на которое было выдано Правительством Москвы еще в 1990 году. Стена предохраняла историческую застройку центра Москвы (исторические главный дом и флигель усадьбы Лопухиных, усадьбу Вяземских, жилой многоэтажный дом XIX века, главное здание ГМИИ им. Пушкина и др.) от повреждений, которые могли вызвать заявленные работы по воссозданию усадьбы. Проект получил все необходимые согласования, в том числе Министерства культуры, Главного управления охраны памятников Москвы, и был осуществлен. Но его бесспорная законность не остановила судебную машину. Несмотря на протесты специалистов, которые уверяют, что безопасного демонтажа стены в грунте в природе не существует, судья посчитала, что это возможно [6]. Недавно апелляционный суд отказал МЦР и в изменении способа исполнения этого решения. Организация просила разрешения ограничиться демонтажем только верхней наземной части конструкций стены. Таким образом, слабая попытка вернуть судей и чиновников хоть в какую-то колею здравого смысла потерпела неудачу. Создается впечатление, что ради своих планов они готовы не только выставить себя на всеобщее посмешище, но и стать разрушителями центра Москвы.
Что же получается? Руководство ГМИИ им. Пушкина, которое до сих пор не может отремонтировать усадьбу Вяземских, довольно жизнью и продолжает кормить своими обещаниями, а общественники, которые без копейки государственных средств отреставрировали усадьбу Лопухиных, обвиняются в том, что они, оказывается, причинили ей вред, да еще суд и чиновники предъявляют к ним заведомо невыполнимые требования.
Прорывы и провалы…
Если мы заговорили о сравнениях, давайте, посмотрим, как относятся к памятникам культуры другие арендаторы, получившие их, как и МЦР, сроком на 49 лет.
Один из вопиющих примеров – это усадьба Петровское-Алабино, некогда роскошный дворец Демидовых. Сейчас от творения архитектора Матвея Казакова остались одни руины. Еще в 90-е поместье было передано местному предпринимателю в долгосрочную аренду. За это время он без всяких проектов отремонтировал всего лишь конюшню, где наклеил обои и забил крышу фанерой. В «отреставрированном» помещении открыл свой магазин и преспокойно торгует. Местные чиновники от культуры его не трогают и претензий к нему не предъявляют. Совсем недавно объявился еще один арендатор, но и он ничего не сделал для восстановления усадьбы [7].
Примерно та же печальная участь в скором времени может постичь и знаменитую усадьбу XVIII века Глебовых Знаменское-Раёк под городом Торжком, построенную по проекту архитектора Н.Львова. В 2002 году усадьбу взяло в аренду ЗАО «Конкор», затем его сменило ООО «Парк “Яхрома”». Появившаяся надежда на реставрацию быстро угасла. Последний арендатор устроил в усадьбе дорогостоящую гостиницу и вскоре разорился. Уникальный памятник продолжает разрушаться [8].
На снимках: petrovcskoe2.jpg znamenskoe2.jpg
Усадьба Петровское-Алабино
Усадьба Знаменское-Раёк
Разруха царствует и в известной усадьбе Орловых-Денисовых в Санкт-Петербурге. Компания «Балтик-строй» владеет зданием усадьбы с прилегающим участком на правах долгосрочной аренды. Она должна была отреставрировать усадьбу до июня 2014 и восстановить фрагмент парка до декабря 2015 года. Однако работы до сих пор не проведены, здание разрушается, а территория приходит в запустение. Местные власти не спешат призвать арендаторов к ответу [9]. Более того, в 2019 году предприимчивые бизнесмены выставили ее на сайте «Авито» для продажи [10].
В Александрийском парке Петергофа гибнет здание императорской электростанции. Как сообщает информационное агентство REGNUM, историческим зданием владеет частное лицо. С ним было заключено охранное обязательство, согласно которому собственник обязался в срок до марта 2018 года выполнить реставрацию фасадов памятника, ремонт кровли, а также приспособить здание для современного использования. Актом проверки КГИОП в октябре 2018 года установлено, что пользователь к работам не приступал. Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга собственнику назначен штраф в размере 660 тыс. руб. [11]. А МЦР за воссоздание усадьбы с оценкой «отлично» решениями судов пытаются начислить штраф в десятки миллионов рублей???!!!
На снимках: orlovih2.jpg elektrostansia2.jpg
Усадьба Орловых-Денисовых
Здание императорской электростанции
Подобных примеров фактического уничтожения памятников истории и культуры в результате безответственности арендаторов можно привести десятки. Конечно, среди желающих приобрести и спасти исторические здания есть честные и порядочные бизнесмены, но их, к сожалению, меньшинство. Сегодня в России наиболее остро стоит вопрос сохранения старинных усадеб. Бизнесмены даже на условиях льготной аренды не спешат восстанавливать ветхие строения. По их мнению, проще выстроить новое здание, чем отремонтировать старое. А те, кто решается на такой шаг, редко когда способны выполнить все требования к реставрации объектов культурного наследия. Поэтому мы очень часто становимся свидетелями скандалов, связанных с фактическим уничтожением старины их новыми владельцами. Но большинство из них отделывается либо легкими штрафами, либо административными предписаниями. В худшем случае здания отбирают и снова выставляют на торги.
Почему же так легко отделались изуродовавшие старинные здания бизнесмены и всеми силами пытаются уничтожить Международный Центр Рерихов, чья реставрация усадьбы Лопухиных в свое время была признана одной из лучших? Ответ на этот вопрос мы, возможно, найдем в инициативах чиновников по спасению памятников истории и культуры России.
Передача старинных зданий в аренду или в собственность бизнесменам широко практикуется на Западе, теперь и в России запущена программа «Аренда за 1 рубль» вроде бы с теми же целями. Однако у российской инициативы, разработанной Минкультом, есть одна особенность. Как пишет газета «Известия», в список памятников на продажу за 1 руб. попали уже отреставрированные элитные особняки в центре Москвы [12]. Среди них, к примеру, особняк с интерьерами конца XVIII века на ул. Александра Солженицына, 2А, стр. 1 (общая площадь 856,9 кв. м); дом начала XX века на Новинском бульваре, 11 (общая площадь трех корпусов 10 тыс. кв. м); восточный флигель городской усадьбы XIX века архитектора Бове по адресу: ул. Мясницкая, 37, стр. 3 (256,5 кв. м). В список попали Верхние торговые ряды ГУМа (конец XIX века, Красная площадь, д. 3, общая площадь 70 тыс. кв. м). Комментируя этот перечень, Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения «Архнадзор», отметил, что рядовых зданий в нем практически нет. Некоторые из них, такие как дом Барышниковых работы Казакова, дом Щербатова на Новинском бульваре, прекрасно отреставрированные Сверчковы палаты XVII века, являются просто хрестоматией русской архитектуры.
На снимках: ryadi2.jpg sverchkovi2.jpg
Верхние торговые ряды ГУМа Сверчковы палаты
«Большая часть списка, – отмечают «Известия», – роскошные особняки в центре столицы, не занятые ни федеральными, ни муниципальными органами власти. Сейчас там, как правило, располагаются частные организации, арендующие данные площади. В письме Мединского главе Росимущества Ольге Дергуновой глава Минкультуры также подтверждает, что в список из 111 ОКН [объектов культурного наследия] выбраны объекты, не занятые органами власти».
Как освободить эти здания от арендаторов, Мединский знает отлично. Благо у него по этой части имеется богатый опыт. Достаточно вспомнить, как досталось здание в центре Москвы в районе метро «Чистые пруды» Военно-историческому обществу [13]. Схема проста, как все гениальное, – особняк признается аварийным и его освобождают под предлогом срочного ремонта. Ремонт там действительно проводится, только после этого он передается совсем в другие руки. А теперь, благодаря программе «Аренда за 1 рубль», прекрасно отреставрированные роскошные особняки в центре Москвы могут отдаваться за бесценок нужным людям, которых мы будем называть не коррупционерами, а благодетелями и спасителями русской старины, поскольку на бумаге они восстановили их из руин или провели срочный капитальный ремонт. В то же время большинство действительно нуждающихся в срочной реставрации старинных усадеб России и дальше продолжат разрушаться.
Правда, министр заверил общественность, что это не касается зданий, занятых музеями [14], но ведь музей можно так «реорганизовать», что помещение ему больше не понадобится, или просто разгромить, если это музей общественный.
Как напоминает эта ситуация историю с усадьбой Лопухиных. После уничтожения общественного музея имени Н.К.Рериха прекрасно отреставрированное здание объявили аварийным и в ближайшее время закрывают на ремонт [15], который, по мнению Владислава Кононова, директора департамента музеев Министерства культуры РФ, продлится не менее 3 лет. Пока усадьбу Лопухиных вроде отдали в пользование странному симбиозу ГМВ и ГМИИ, но что произойдет потом, никто сказать не может.
Всем известно, что история с МЦР – это хорошо организованная и спланированная акция, в том числе и по отъему элитной недвижимости в центре столицы. Началась она не в 2017 году, когда усадьбу Лопухиных захватили рейдеры, и даже не в 2013 году, когда обанкротили мецената общественного Музея имени Н.К.Рериха, а еще раньше, в 2012 году, когда заговорили о «спасении русских усадеб», то есть практически сразу с приходом Мединского.
Ошибкой было бы думать, что трагедия, произошедшая с МЦР, является локальной. Наоборот, она может служить вполне определенным сигналом всем желающим действительно спасти памятники культуры и найти им достойное применение. Пока добросовестный арендатор пытается восстановить руины, они никому не интересны, но если развалины его трудами со временем превратились в настоящий дворец, да еще в центре города, тогда все средства хороши, чтобы его отобрать и передать каким-нибудь правильным людям, естественно, не безвозмездно.
Ясно одно, что с такими особенностями национального сохранения памятников истории и культуры, их спасти не получится. Пока на них смотрят только как на объекты наживы, они не будут восприниматься общественностью бесценными святынями прошлого, предметом гордости за русскую культуру, а значит всевозможные «прорывы», заявленные с высокой трибуны, обернутся провалами в бездну…
Правдолюб
29.03.2019 г.
Примечания
1. Реставрация усадьбы Лопухиных // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/museum/house/restore/index.php
2. Кирпич краеугольный // Российская газета (сайт). Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/30/kirpich-site.html
3. Больше всех среди деятелей культуры заработал замглавы ГМИИ им. Пушкина // РБК (сайт). Режим доступа:
4. Любой шаг, связанный с современным искусством, был опасным // Ведомости (сайт). Режим доступа:
5. Иск Музея Востока о взыскании с МЦР ущерба, нанесенного объектам культурного наследия // Youtube. Режим доступа: сhttps://www.youtube.com/watch?v=dHrUvclP3CY
6. На стену лезут // Новая газета (сайт). Режим доступа:
7. В Наро-Фоминском районе на грани гибели оказалась старинная усадьба Петровское-Алабино – Россия 24 // Канал Россия 24. Режим доступа: https://plainnews.ru/video-channel-227829.html
8. Знаменитая усадьба Знаменское-Раёк потеряла арендатора и стремительно разрушается // tvernews.ru (сайт). Режим доступа: https://tvernews.ru/news/209352/
9. Разруха у Орловых-Денисовых // Недвижимость и строительство Петербурга (сайт). Режим доступа: http://nsp.ru/news/13338-razruha-u-orlovyh-denisovyh
10. Старинная усадьба выставлена на Avito // MR7.ru (сайт). Режим доступа: https://mr-7.ru/articles/198559/
11. В Петергофе гибнет здание императорской электростанции // ИА REGNUM. (сайт). Режим доступа: https://regnum.ru/news/2591601.html
12. Минкультуры продаст историческое наследие за рубль // Известия (сайт). Режим доступа: https://iz.ru/news/540298
13. Депутаты пожаловались на попытки «захвата» зданий чиновниками Минкультуры // РБК (сайт). Режим доступа:
14. Мединский предложил передать все усадьбы без музеев в частные руки // РБК: (сайт). Режим доступа:
15. Усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском пер. закроют на ремонт в 2019 г.// Москва. Агентство городских новостей (сайт). Режим доступа: https://www.mskagency.ru/materials/2830360
Возврат к списку
Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Снимки ЗДАНИЯ УСАДЬБЫ ЛОПУХИНЫХ, выполненные в jpg см., пожалуйста, в первоисточнике, здесь это всё не помещается:
сайт МЦР http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6200
ИСТОЧНИК - сайт МЦР http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6200
01.04.2019
Свидетельство о публикации №119040204499