Метод без метода

По теории хайкай во всем есть вдохновение. Любой миг прожитой жизни имеет свою неповторимость, но вместе с тем и закономерность. Выявить эти связи, а затем умягчить их или усилить и будет результатом практики хайку.

Однажды, если практикуешь достаточно давно, то просто начинаешь видеть некоторые вещи периферийным зрением. Про него уже где-то писала, повторяться не буду.
Так вот практики бывают разные, из вечных книг мы знаем, что есть время собирать камни, и время камни разбрасывать.

Когда научился выхватывать мгновения из потока света и фиксировать их в достаточно жесткой форме, то можно попрактиковать отпускание этого света. Вообще ничего не записывать, пусть образы приходят и уходят снова в поток. Не бойтесь их потерять. Если это нужно, то на следующем круге они вернутся.

Или вот еще полезная практика — превысить допустимый объем: чувств, красок, слов, образов или того, чего (по-хорошему) запрещено. На преломлении потом только ты сам можешь увидеть разницу в пользу хайку или не в пользу его.

Многие начинающие авторы говорят, что пишут много ерунды. Ну да, чтобы набрать критическую массу нужно ее набрать. Главное потом осознать, что все что было написано, это "не то" и на новом витке понимания идти дальше — в понимание именно Пути хайку, хайку-до. Поймать этот момент перехода, в самом себе.

Невозможно научиться всему сразу. Если в западной поэзии нужны Музы и прочие мифические и немифические вдохновители, то здесь все дело в приобретении почти механической способности видения живой жизни. А затем, после практики наблюдения — практика откидывания наработанных умений, возможно перевод их в иное качество.

Понятно, что литературному языку тоже надо учиться, как по мне, в случае с хайку лучше изучать японскую, китайскую и корейскую литературы, потому что дополнительно немного смещается в нужную сторону менталитет. Не буду спорить с психоаналитиками, что менталитет сместить нельзя. По науке — нельзя, а по факту все может быть.

Продвигаться в учении слова, душу слов, почему такое выбрано слово, или иное. Вот, чем, например, отличается одиночный смех женщины от смеха одинокой женщины? И отличается ли? Эту разницу можно попытаться расшифровать, наблюдая за окружающими. Ведь не все хайку пишутся о себе, но все хайку пишутся о том, что ты сам видел, слышал, прозевал...

Не знаю, о чем хочу донести мысль своим случайным попутчикам, которые может быть прочтут этот текст. Наверное... подытожу дзэнским наставлением: самый лучший метод это метод без метода.


Рецензии
Лариса, отличный текст, спасибо большое!

Первый абзац - чистейший дзен, чистейшая молитва, от первого слова до последнего. Применимо всегда и ко всему.

Да и вообще не текст, а цитатник. Скажем:
"здесь все дело в приобретении почти механической способности видения живой жизни. А затем, после практики наблюдения — практика откидывания наработанных умений, возможно перевод их в иное качество."

Очень хороший, нужный текст!

Вячеслав Снежков   02.04.2019 23:23     Заявить о нарушении
в этих заметках, наверное, больше себя уговариваю
в чем-то
Вячеслав, благодарю за прочтение нескладух, да еще и что отзываетесь. Иногда я нелюдима, бывает, но все время корю себя за это
в случае с Вами уж всегда точно

Иса Лариса   04.04.2019 05:48   Заявить о нарушении
Себя, или не себя — главное, чтобы водились караси в пруду этом!
А что до нелюдимости, так что ж... Ну, бывает)

Вячеслав Снежков   04.04.2019 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.