Новая страница в жизни адмирала

        Хочу рассказать историю, которой я была очевидцем, и не только, а непосредственной участницей этих событий в ней. Работая в школе, я каждое лето ездила в загородный лагерь, который назывался "пионерский", но в этот раз не поехала из-за семейных обстоятельств. Моя коллега, как я ее называла, "Просто Мария", работавшая всегда со мной на одном отряде, тоже не поехала. А тут подвернулся случай, когда можно было подработать, и в первую минуту я сразу подумала о ней. Она жила одна, ее материальное положение оставляло желать лучшего. Вот почему, когда дочь соседей, приехавшая из Хабаровска в отпуск, чтобы навестить своих престарелых родителей, заговорила о том, что ищет для них сиделку, я решила поговорить с Марией, и тут же взяла трубку телефона: "Привет, дорогая! Не надоело еще отдыхать?" - "Да нет как-то, было бы еще на что отдыхать."
- "Есть разговор, но не по телефону. Приезжай!" - сказала я ей и, повесив трубку, пошла к соседям пригласить для разговора Наталью Ильиничну, их дочь.
         Не прошло и десяти минут, Мария стояла на пороге: "Что случилось , интересно, и , что за секрет, который нельзя было сказать по телефону? Я вся во внимании", - сказала она, пройдя на кухню и присаживаясь на стул. Я задала ей вопрос, что называется "в лоб": "Подработать хочешь?"
- "Подработать? Где? Когда? С кем? - удивленно спросила она. - Неужели нашлись умники, которые и летом не забывают о школе?"
 - "Не дождешься", - сказала я. - Тут совсем другая работа: сиделкой пойдешь к моим соседям?"
- " Вот те на! А что сама?
- "Ну ты же знаешь, что у меня муж болеет, за ним надо ухаживать, а у тебя много свободного времени, по крайней мере, пока."
- "Вот именно, пока, скоро ведь учебный год."
- "Это на время, пока дочь найдет другую сиделку, впрочем, думай и решай сама, чтобы потом меня не винить."
- "Да нет, я не против, но хотелось бы увидеть, с кем буду работать и, в чем будет заключаться эта работа?"
- "Для этого я тебя и позвала, все тебе расскажет сейчас дочь соседей - Наталья Ильинична. Подожди." - сказала я ей и вышла на площадку позвонить в соседнюю дверь.
       Наталья Ильинична пришла сразу же, это было в ее интересах, ведь время поджимало, ее уже ждали в институте, где она занимала должность декана факультета, да к тому писала научную работу, там тоже свои сроки.
       Я представила своих гостей друг другу и оставила их наедине, прислушиваясь к их разговору.
- "Вы уже в курсе, зачем вас пригласила Галина... Поэтому мне осталось познакомить вас с моими родителями, и можно мне уезжать...да, насчет денег...оставляю их вам, тратить будете по списку, обязательно в первую очередь за квартиру и все услуги." - распоряжалась Наталья Ильинична.
 - "Но ведь вы меня совсем не знаете, вам не интересно узнать, кто я? И вообще, чем я буду заниматься, кроме оплаты за все коммунальные услуги?" - спросила Мария.
- "Мне достаточно того, что я знаю Галину," - парировала Наталья Ильинична. Даже меня, которая терпеливо относится ко всем и всему, задело поведение этой дамы, знающей себе цену, даже слишком знающей, но такой холодной, как лягушка, и равнодушной к судьбе своих родителей. Не о них она говорила в первую очередь, не они заботили ее: она думала о квартире, за которую надо вовремя платить, чтобы не потерять. Но Мария оказалась еще терпеливее меня, и только пожала плечами.
          Через минуту мы были у соседей, им и была представлена Мария. Несмотря на свою беспомощность, Илья Петрович, отец Натальи, имел гордый и неприступный вид: в нем чувствовался характер - жесткий, не позволяющий никаких возражений:-
- "Дочь и отец одного поля ягоды", - мелькнула у меня мысль.
       Мария снова повторила свой вопрос, но уже для Ильи Петровича: "Илья Петрович, может быть вам интересно узнать вкратце обо мне?
- "Не стоит утруждать себя напрасными словами. Я уже вижу, кто вы и какая! Можете приступать к работе."
          Мама же Натальи Ильиничны, Юлия Сергеевна, осуждающе посмотрела на мужа и решила смягчить его категоричные слова: "Машенька, вы нам понравились, я думаю, что все будет хорошо и мы подружимся." На что Мария ответила: "Мне бы очень этого хотелось, будем надеяться."
        Ежедневно с утра до вечера Мария находилась у моих соседей. Зарплата ее первое время была чисто символическая и зависела от настроения Ильи Петровича, а Мария и не требовала ничего. Одним словом, Мария была "Просто Мария", бессребреница, да пусть она простит меня, тем более, что я ее очень уважаю, по- человечески ценю и люблю за неиссякаемую ее доброту. После работы вечерами она приходила ко мне и рассказывала, как прошел день и что интересного она узнала из жизни стариков. А я не переставляла удивляться: "Как Илья Петрович, адмирал флота, требовательный командир, который воспитывал солдат и офицеров, смог воспитать эгоистку дочь, которая уехав, так ни разу не позвонила родителям и не поинтересовалась их здоровьем, полностью возложив всю заботу о них на плечи, по сути говоря, чужого человека?"
        Илья Петрович был невыносим своей придирчивостью и щепетильностью, требуя от Марии считать калории на весь день, и сам составлял меню. Питание их было разнообразным и полезным: из рациона никогда не исчезала икра, отварное мясо, котлеты на пару, красная рыба, зелень, фрукты, овощи и обязательно сухое столовое вино либо к рыбе, либо к мясу.
       Мария очень устала за месяц работы и решила отдохнуть перед началом учебного года. Об этом она известила их дочь, чтобы та подыскивала сиделку для родителей или приезжала сама, но Наталье было не до этого: "У меня такая запарка на работе, что я не могу сейчас заниматься этим вопросом," - одинаково каждый раз отвечала она.
       Возмущенная таким ответом, Мария пришла ко мне: "Я не понимаю, ведь мы сразу договаривались только на месяц, и она сама мне это обещала. И зачем я только согласилась? Теперь чувствую себя обязанной. Что делать? Оставлять стариков без присмотра жалко, они же, как дети.
- "Не переживай! Пойдем с тобой в соцзащиту, и пусть они через свои каналы принудят дочь выполнять свой долг перед родителями." - пообещала я. Мы так и сделали.
        Когда Мария объявила о своем решении Илье Петровичу, он сначала возмутился, а потом стал предлагать Марии любые деньги: "Машенька, не оставляйте нас, мы будем платить вам столько, сколько вы скажете, хотя, о чем это я, старый дурак, говорю? Деньги само собой, но дело не в этом, я хотел сказать, что мы к вам привыкли и полюбили больше, чем родную дочь. С вами тепло, уютно и надежно! А хотите, мы завтра же пригласим нотариуса и оформим дарственную на вас, и вы будете жить вместе с нами, а мы не вечны. Ну, сколько вам в школе платят? Смех один! Подумайте хорошо!"
        Услышав впервые не командные, а нормальные человеческие нотки в его голосе, Мария растерялась, перед ней был другой человек, и не потому, что он предлагал деньги, квартиру за ее услуги, а потому, что открылась его внутренняя сущность со всеми своими слабостями и искренними желаниями. И все-таки, Мария ушла, а на ее место прислали новую сиделку, но это не значит, что Мария забыли о них. В свободное время она всегда их навещала, а они всякий раз встречали ее как родную.
       В один из своих выходных, она вывезла на коляске Илью Петровича подышать свежим воздухом и показала школу, в которой работает: - "Да это же так близко!" - обрадовался он. - "А не хотите, Машенька, пригласить меня в свой класс? У меня есть что рассказать ребятам. Да и макеты кораблей имеются," - добавил он. Мария ухватилась за эту мысль: "А почему бы и нет, Илья Петрович? Это ведь только зависит от нас с вами, и мы это еще обсудим!" И у Ильи Петровича благодарно заблестели глаза.
        Теперь он был частым и почетным гостем не только класса, но и школы. Илья Петрович оживал на глазах, он стал жить интересами ребят, даже вел кружок у них, где они с удовольствием своими руками делали макеты кораблей и устраивали выставки. Теперь он сам на своей коляске передвигался от дома до школы и обратно. Как важно быть в жизни кому-то нужным!
        После уроков дети провели классное собрание, на котором свой класс назвали крейсером "Надёжный", капитаном назначили Марию, старосте присвоили звание мичмана, а остальные стали называться матросами. Дежурный теперь стал вахтенным.
        Приближался праздник  23 февраля, и в школе готовился смотр - конкурс  "Строя и песни". Сейчас это не всем знакомо и особо не практикуется, но в наше время такое было! 
        И вот в спортзале школы собрались ребята. На импровизированной сцене находились родители и учителя, Учитель физкультуры дал команду построиться по отрядам: "Смирно! Равнение на право!" И в это время в зал въехал на своей коляске Илья Петрович, на нем была форма адмирала. Он ехал на коляске вдоль строя и приветствовал каждую команду отдельно и ребята отвечали:
- "Здравия желаем, товарищ Адмирал!" После этого он занял почетное место командующего. Каждый отряд проходил маршем с песней. Дошла очередь до команды "Крейсер "Надежный".
     Мария в такой же форме, как и ее класс с погонами капитана первого ранга строевым шагом подошла к адмиралу: "Товарищ адмирал, разрешите вверенной вам команде выйти на плац." - "Разрешаю," - прозвучало в ответ. Четко, строевым шагом вышла команда крейсера "Надежный".
     В белоснежных рубашках, под которыми были тельняшки, на головах синие пилотки,  но больше всего украшали их открытые, светлые лица и глаза! - в них светилась гордость за моряков. Впереди отряда стоял знаменосец с Флагом ВМФ СССР, представляющим собой белое полотнище с широкой полосой синего цвета в нижней его части, слева на полотнище изображена пятиконечная красная звезда, а справа изображение серпа и молота.(Сейчас это, конечно, является раритетом.)
      Из строя вышел "мичман" и отрапортовал:
- "Товарищ адмирал! Команда крейсера "Надёжный" в полном составе вышла на построение," и отдал ему честь. Илья Петрович как-то подтянулся,вскинул руку к  козырьку фуражки и прослезился.
      Ребята не только правильно и четко промаршировали, но и красиво исполнили песню. Они заняли первое место на конкурсе.
      Морская тематика так захватила мальчишек и девчонок класса, что они решили оформить класс в виде корабля, где имелся штурвал для капитана - учителя, у доски висел флаг, а над входной дверью название класса Крейсер "Надежный". Эта игра помогла улучшить дисциплину и успеваемость. Мария не могла нарадоваться такой дружбе Ильи Петровича и детей.
     Жена его, Юлия Сергеевна, оказывала тоже посильную помощь мужу в воспитании молодого поколения. Она часто пекла что-нибудь вкусненькое к приходу детей и угощала их. Ребята стали частыми гостями в их доме, и даже взяли шефство над этой семьей.
     Родители учеников гордились тем, что их дети учатся в таком классе и, когда их спрашивали: "Где твой или твоя учится?" - отвечали гордо: "В крейсере "Надежный", удивляя всех таким ответом. Тесное сотрудничество адмирала, учителя и детей приносило пользу всем.
      Прошло без малого три года, и Наталья Ильинична приехала в отпуск к своим родителям. Ее поразили те позитивные изменения, что в них произошли. Конечно же, она извинялась и оправдывалась в своем долгом отсутствии и молчании, но разве можно оправдать такое равнодушие к самым родным и близким тебе людям!?
        Илья Петрович встретил ее сухо, без теплых, как прежде, змоций, без упреков и негодований, хотя в душе его все кипело и бурлило: "Давай, Наталья, поговорим откровенно. Я ранее не говорил с тобой на эту тему, а зря, но настала пора объясниться. Ты выбрала свой путь в жизни, путь, где нас с матерью нет, и за эти три года ты ни разу не вспомнила о нас и даже не звонила. Ты так и не стала нам самым близким, родным и надежным человеком. Уезжай!" И Наталья уехала.
      Вскоре Юлия Сергеевна умерла, но Илья Петрович даже не сообщил об этом дочери. Теперь для него она была чужим человеком. Смерть жены, верного друга и спутника всей его жизни основательно подкосила его здоровье. Вскоре умер и он. Мария сообщила об этом его дочери, но та не приехала.
      Мария переживала смерть этих замечательных людей, которые стали для нее родными, и, которых так стало ей не хватать в жизни. Она почувствовала какую-то пустоту после потери этих людей. Дети плакали на похоронах Ильи Петровича и пообещали, что будут учиться еще лучше, чтобы стать по примеру Ильи Петровича моряками и быть достойными его памяти. 
      Через некоторое время Мария получила уведомление: "Явиться в нотариальную контору". Она покрутила листок: "Интересно...Зачем?" Но поехала и очень удивилась тому, что услышала. Оказывается Илья Петрович задолго до своей смерти оформил на нее дарственную на все движимое и недвижимое имущество. И квартира, и машина, что стояла в его гараже, теперь принадлежали Марии. Но ее это совсем не радовало, ей не хватало теплоты общения с Ильей Петровичем и Юлией Сергеевной. Теперь школа носит имя адмирала Ильи Петровича Скоробогатова.


Рецензии