Стихоград. Искусство или Творчество?
Искусство – это паровозик, работающий на топливе восхищения окружающей нас красотой. Куда он везёт нас? Не знаю! Возможно, от станции Я к станции Мы. От одной жизни к другой. От любви к самому себе до любви к человечеству.
Игорь Муханов
Творчество - это болезнь души, подобно тому, как жемчужина есть болезнь моллюска.
Генрих Гейне
Искусство. Творчество.
Искусство. Творчество. Два брата-близнеца?
Да не прельстит вас пагубное сходство.
Один во власти падшего уродства,
Другой внимает Красоте Творца.
Двум Господам служить никак нельзя.
Искусство тешит ветхое творенье,
А Творчество взывает к обновленью.
Искусство — идол, Творчество — стезя.
Куда стезя? Отнюдь не на Олимп.
Служенье музам смертоносно многим,
А Творчество смиренное о Боге
Яви’т Адама первозданный лик.
< 21 октября 1997>,
скит Ветро’во
Иеромонах Роман
картина - худ. Лариса Милина
Искусство строго, как монетный двор.
Считай его своим, но не присваивай.
Да не прельстится шкуркой горностаевой
Роль короля играющий актер.
Самуил Маршак
К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в магазине,
Где краски продают, приобрести.
Самуил Маршак
В искусстве с незапамятных времён
Царил классический, официальный тон
И простота была лишь театральной.
Но так в пути сдружился весь вагон,
Что формы строгие выбрасывает вон,
Как в летний день воротничок крахмальный.
Самуил Маршак
Твори на жизненном пути
Юрий Коренблит
Жизнь навалилась - не грусти.
Поверь, пути иного нету.
Не жди счастливого билета,
Твори на жизненном пути.
Не забывай искать себя,
Пойми, зачем на землю послан.
Живи и весело и просто,
Жизнь, человечество любя.
Твори добро, что душу лечит,
Люби семью, родимый край.
Построй земной, нехитрый рай,
От грусти он тебя излечит.
© Юрий Коренблит, 2019
Стихи про искусство и творчество *
Творцы
Анатолий Иванович Третьяков
А первым скульптором был Бог -
Из глины он создал Адама,
А из ребра Адама дама
Возникла - спутница его.
Работа сердца и ума
И Духа! Сделались возможны:
Земля и небо, твари божьи,
Зверьё и птицы, жизнь сама.
Художник, даже пейзажист -
Не Бог - и на его картине
Изображение застынет,
Не шевельнётся даже лист.
А Бог воистину творец!
И не нужна ему сноровка…
Ведь даже божия коровка -
Почти творения венец!
Бог скупо раздаёт таланты,
А гении наперечёт!
Но всё же воздают почёт
Художникам и музыкантам.
И пусть не каждый преуспел…
Творцов всегда любили люди.
Пусть от себя в восторге будет
Поэт, что бабочку воспел!
Искусство
Борис Цветков
В искусстве нужно быть наивным,
Поскольку мир иллюзий тонок,
Почувствовать себя счастливым
И удивиться как ребенок.
Оно нас учит и ругает,
Смеется, плачет - не молчит,
И в жизни многое решает,
Когда в сердца людей стучит.
Художники - вы слуги Бога?
Вы - знахари и колдуны,
Без вас и бытие убого,
Коль мы искусства лишены.
А мы - и зрители, и судьи
Решаем: быть или не быть,
И над искусством властны люди,
Когда нельзя его забыть
Бусинки. Творчество
Владимир Бородкин
Зачем копаться мыслью в том,
Что выше пониманья?
Истоки творчества в простом -
Указ небес: призванье…
Искусство
Владимир Бунин
«Это награда за терпенье!»
Жизнь - коротка, искусство - вечно!
Художник в жизни быстротечной
Умеет создавать шедевры,
А грубо говоря - «консервы».
Законсервировать искусство
В экстазе поиска, мученья... -
Таких людей, увы, не густо -
Искусство - вечное терпенье!
Художник на алтарь положит
Свою судьбу и жизни блага
И остальное всё, что сможет
И эта жертва - не отвага.
Когда Господь увидит это,
Пошлёт благое вдохновенье:
И живописцу, и поэту,
И музыканту... - жди мгновенье!
Всю жизнь прождёт мгновенье кто-то-
Оно, увы, - не посещает-
Значит, от Бога нет заботы-
Искусство это не прельщает.
Бывает, что на склоне жизни,
Придёт прекрасное мгновенье
И озарится разум мыслью-
Это награда за терпенье!
Искусство
Владимир Востриков 2
Всё в мире тлен и суета.
И вечно лишь искусство.
Гармония и красота
Мне будоражат чувства.
Картин влекущих островки
В музейном океане,
Скульптур и фресок маяки
В дворцах и рядом с нами -
На улицах и площадях -
Нас ждут для разговора
И наслажденья, может, для
Сомнений или спора.
Спокойно не могу пройти,
Лаская взглядом храмы,
Дома красивые, дворцы
И просто панорамы.
Душа ликует и поёт,
Когда там всё в согласьи.
И счастья смутный горизонт.
И вера в сопричастье.
Искусство
Екатерина Щетинина
Не надо громко!
Тише, тише...
Снимите шляпу. И пальто...
Искусство - это то, КАК дышат,
И ЧЕМ...
И выдыхают ЧТО...
Творчество
Елена Корниенко 3
Минуты утра раннего - для творчества,
Когда один ты в мире и вселенной,
Когда такая тишь, что одиночество
Воспринимается как благость несомненная.
Минуты ночи бархатной - для творчества,
Когда ушло всё в сон, уставши за день,
Когда приходит час вещать пророчества,
С луной в окне встречаясь вдруг глазами.
Минуты дня меж дел простых - для творчества,
Когда суп булькает и подгорает рыба,
Когда бежишь скорей к листку за помощью
Враз записать, запомнить строчек прибыль.
Минуты жизни яркие - для творчества.
Ведь человек - не вешалка для платья,
Не аппарат для поглощенья пищи.
Без творчества не может быть и счастья.
Творчество - не блажь и не причуда...
Кирилл Владимирович Ратников
Творчество - не блажь и не причуда,
А к разумной жизни руководство.
Без него обуз всегдашних груда
Никогда сама не уберется.
Магии здесь нет и шарлатанства,
Но привычка конструктивной стала,
И традиций слова постоянство -
Лучшее духовное начало.
Пусть всё это из числа иллюзий,
Но зато стихи - сама реальность.
Чувства будут с мыслями в союзе,
Воля им добавит гениальность.
Так и настает преображенье
Скудной повседневности постылой
В настоящее стихотворенье,
Неуничтожимое могилой.
Тайна искусства
Леонид Герт4
Осталась еще где-то тайна?
В стихах и в улыбке Джоконды.
Примерить нельзя и приталить,
Нельзя отыскать к шифрам коды.
Живи, не познав сердцевину,
Красив мир далеких догадок.
Тогда лишь, тогда нет цены им,
Когда их припрячут средь складок.
Отринь всё тупое, прямое,
Пройди по нехоженым тропам,
Нырни-ка в бездонное море
И счет не веди своим пробам.
Искусство не знает обмана -
В нем нет позолоты и пены.
Из далей седого баяна
К познанью направим ступени.
Об искусстве
Надежда Туманова
Я знаю, искусство - это кусок,
Вырванный из жизни.
Будь это фильм, на холсте мазок,
Посвящённый Отчизне.
Будь это гжель, или алмаз,
Сверкающий в украшении -
Это всего лишь кусочек для вас,
Маленькое подношение.
Может это будет ковёр
Круглый, или квадратный,
А на нём маленький двор,
Или орнамент занятный.
Может, вышитый поясок
Повесть, стихотворение-
Это всего лишь жизни кусок-
Загнанное в рамку мгновение.
Творчество
Софрон Бурков
Что такое - «творчество»?
Стоны одиночества?
Мания пророчества?
Уникальная возможность
Делать всё, что хочется?
Можно думать, что угодно,
Говоря, что в ум придёт,
Но не правде то подобно,
А совсем наоборот.
Слово «творчество» явилось
От всевышнего Творца,
Но к Нему укоренилась
В нас почтения ленца.
Мы «творить» привыкли сами
Для себя удобный мир,
Увлечённые мечтами,
Что в фантазиях узрим.
Но ведь это - только служба
У желаний без конца,
Да отброшенная дружба
С откровеньями Отца.
А «творить» на самом деле -
Значит, Бога познавать
И, живя душою в теле,
Радость жизни прославлять.
Процесс творчества
Юрий Киприянов
Творить - находить гармонию
меж разными элементами.
Использовать смех, иронию,
гордиться экспериментами,
Что делаются для лучшего
событий любых понимания,
По солнца скользящих лучику
к восторгу ...через страдания!
О смысле искусства
Юрий Киприянов
Восхищаемся произведеньем.
Всё в нём гармонично, всё пленит.
Будто в хрустале заложен динамит
грации и музыки и пенья.
Мира окружающего все
краски, отражаясь и сверкая,
в наши души проливают свет
истины созвучья извлекая
из глубин восторженных сердец,
зачарарованных картиной мира.
Драгоценнейший она - ларец.
где хранятся мудрости сапфиры!
О творчестве
Юрий Киприянов
Творить -
материи вид изменять,
"отыскивая" формы и детали.
Творить -
звать в манящие дали,
всё, что вокруг
по-новому понять!
Творить - быть зорким,
несгибаемым,
быть начеку.
Передвигать,
сопоставлять предметы,
Творить -
в необычайность
верить
беззаветно
и заарканивать
звук,
краску
иль строку!
Об искусстве
Юрий Киприянов
Искусство - божество
и счастье наших дней!
Но было, в общем-то, таким и раньше.
Не угрожает,
не берёт реванши,
а просто и легко, божественно поёт,
иль тянет линий гранциозных вязь,
пропорции творит
иль краски сочетает.
легко о красоте поведает,
о жизни смыле ...знает.
В лицо его
всегда
глядишь
дивясь!
Творческие муки
Юрий Киприянов
Творческие муки есть мышление
и уменье пользу извлекать,
и определять взаимоотношения,
и "любовь пространства" привлекать!
И ...чувствительным быть ко всему
способности,
и реакция мгновенная на всё,
божий дар
запоминать подробности,
так, чтоб
облик мира был спасён!
*источник: http://veravverav.blogspot.com/2015/09/blog-post_28.html
Искусство
Дерево растёт, напоминая
Естественную деревянную колонну.
От нее расходятся члены,
Одетые в круглые листья.
Собранье таких деревьев
Образует лес, дубраву.
Но определенье леса неточно,
Если указать на одно формальное строенье.
Толстое тело коровы,
Поставленное на четыре окончанья,
Увенчанное храмовидной головою
И двумя рогами (словно луна в первой
четверти),
Тоже будет непонятно,
Также будет непостижимо,
Если забудем о его значенье
На карте живущих всего мира.
Дом, деревянная постройка,
Составленная как кладбище деревьев,
Сложенная как шалаш из трупов,
Словно беседка из мертвецов, —
Кому он из смертных понятен,
Кому из живущих доступен,
Если забудем человека,
Кто строил его и рубил?
Человек, владыка планеты,
Государь деревянного леса,
Император коровьего мяса,
Саваоф двухэтажного дома, —
Он и планетою правит,
Он и леса вырубает,
Он и корову зарежет,
А вымолвить слова не может.
Но я, однообразный человек,
Взял в рот длинную сияющую дудку,
Дул, и, подчиненные дыханию,
Слова вылетали в мир, становясь предметами.
Корова мне кашу варила,
Дерево сказку читало,
А мертвые домики мира
Прыгали, словно живые.
Николай Заболоцкий
Что такое творчество...
Любовь Черкашина
Что такое творчество и творение?
Проявление собственного гения
И зеркало самовыражения,
Пусть даже мало, кто это замечает.
А что такое потребление?
Быть может, это ресурса накопление...
Как гусеница листья поглощает,
Чтоб бабочкой однажды воспарить...
© Любовь Черкашина, 2016
http://www.proza.ru/2016/02/04/851
Краткая энциклопедия слов
Кошкина Виктория
Краткая энциклопедия слов
Лежит на моём столе.
Её больше нет нигде,
Только в мире богов!
Бог - Быть Однажды Гением.
Забавно, не правда ли, сказано?
Мы этому слову обязаны.
Оно - божества откровение.
Чьё это было пророчество:
Лирика или безумного,
Учёного слишком разумного
Или меня в дни отрочества?
Ясности здесь не увиделось.
Лепетом детским промолвлено.
Слово за делом замолвлено.
Может быть, всё мне привиделось?..
© Кошкина Виктория, 2016
http://www.stihi.ru/2016/03/16/4109
Любовь к искусственным страстям - цикл
Автор: Оскар Хуторянский
Авторская страница: http://stihi.ru/avtor/okhutor
ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАМ ВСЕ ТРАГЕДИИ?
Может быть, люди должны пережить трагедию, чтобы начать делать то, что любят.
- Чак Паланик
Зачем нужны нам все трагедии?
Как будто нет забот своих.
Зачем проблемы их, сомнения,
И “быть - не быть” решать за них?
Зачем их боль утрат и веры,
У нас проблем своих полно.
Нагрузка нам на наши нервы
О них, чужих - но для чего?
Эдипа жизнь, как и Электры,
Печальна Гамлета судьба,
Концов хороших нет примеров -
На то трагедия она.
Умрут на сцене лицедеи,
И слёзы зрителя пройдут,
Эмоции свои проверят,
Что в глубине души живут.
Страх вызывают, сострадание
Для очищения души.
Так в Аристотеля писании
Трагедии роль нашли в тиши.
КАТАРСИС - СОСТРАДАНИЕ
Бывают трагедии, которые люди постигают чувством, но не могут охватить разумом.
- Александр Дюма
У греков было «сострадание»
Одним из высших очищений
Души с другой переживанием
Задачей было всех трагедий (1)
«Катарсис» - было то понятие.
Ему сейчас нигде не учат,
Неблагодарное занятие
Сейчас понять чужую душу.
Другие ценности лелеют
И поощряют в нас сейчас,
Растёт другое поколение
Чему их учат про запас?
Не говорят о благородстве,
О чести речи не в чести,
Лишь как поладить с руководством
Другой рукой чтоб руку мыть.
Когда то было неприличным
Быть подхалимом и рвачом,
Теперь - лишь что на счёте личном,
Что за душой - то нипочём.
Когда воспитанность пинают
И милосердие - дурной тон,
Что свято - то не вспоминают
И для себя другой закон.
Где хамство вместе с матерщиной
В салонах высших - просто шарм,
Где женщина равна с мужчиной,
Забывших про "прекрасных дам".
Воспитывались поколения
На том что можно, что нельзя.
Забыв религии учение -
Мол: "не греби всё под себя".
Забыто всё, мораль другая
Царит куда не погляди...
Чужую боль не замечаем,
Ах, как с душой мы позади!
(1) Катарсис - Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
ТРАГЕДИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ
Многие переживают трагедию. Но не для всякого её пишет Софокл.
- Ежи Лец
Трагедия греческой трагедии,
Что зрителя сегодня нет
Для бури чувств, любви, сомнений
В две с половиной тысячи лет.
Её создали мудрецы
Ещё задолго до Сократа.
В честь Диониса там певцы
Все прославляли и стократно.
Софокл мудрейший, Еврипид
Слезу из камня могли выжать.
Эсхил - он автор мудрых книг,
Отец трагедий - в них не выжить.
Там жизнь богов, там смерть принцесс,
Там Прометей, Эдип, Электра.
Ревнива Гера, страстен Зевс...
Великих чувств пора, Гомера.
Там Агамемнон, Ахиллес,
Там Пифия пророчит судьбы.
Там Антигоны - верность, честь -
В них жизни смысл даётся людям!
Там от судьбы не убежать,
Там рок тебя настигнет всюду.
Не знать, что ждёт или узнать -
Случится! И не будет чуда.
Там с персами идёт война,
Там социальные законы.
Там слухи, сплетни и молва -
Ну как на лавочке знакомой.
Там время, место и события
Лишь от восхода до заката.
Там очень тонкая интрига,
Там хор вступает, когда надо.
В амфитеатре все в слезах,
Артист - там не звезда, он в маске.
«Катарсис» зрителя - все чтят. (1)
Там автора - и лавр, и ласки.
Шекспир у них учился, Фрейд -
По ним он комплексы назначил
И даже Ницше считал честь,
Как "Дионис" он подпись ставил.
Теперь всё можно и без чувств,
В печали лишь одни поэты.
Трагедия - первой из искусств
Раскрыла душу человека.
Нам не понять тех чувств, той веры
Что есть судьба и что есть бог.
Для психиатров - примеры,
Для нас - истории итог.
(1) В современной психологии катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки.
ДЛЯ ГРЕКОВ СУДЬБЫ НЕ СЛУЧАЙНЫ
Вокруг героя всё становится трагедией.
- Фридрих Ницше
Для греков судьбы не случайны -
Узнать оракула совет
И то, что кажется нам тайной,
Даст пусть трагичный, но ответ.
Трагедий смысл порой не ясен,
Но там всегда проходит мысль,
Что выбор наш тем и опасен,
Чтоб предсказания сбылись.
И чем сильнее избегаем
Судьбы пророчества своей,
Тем мы скорее попадаем
В её ловушку из сетей.
Шекспир их следовал примеру
И там и здесь трагедия в том,
Что думали: «Я знаю меру
И этот шаг мне ни по чём».
Отелло верил лживым слухам,
Лир правде лесть предпочитал,
А Гамлет вёл беседы с духом
И «быть, не быть» себе решал.
Зачем нам знать о том, что будет?
Ведь нам судьбу не изменить.
Решение сделано. Путь труден.
И чаще - быть нам, чем - не быть.
ПО ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА
В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.
- Оскар Уайльд
По философии Востока,
Где Инь и Ян неразделимы
И там берутся все истоки
Китая древней медицины.
Там душу лечат вместе с телом,
Там нет психологов отдельных.
Там лечат человека «в целом»
Там нет диагнозов «прицельных».
Так было и у древних греков -
При жизни всё неразделимо.
Был общим их лечения метод
И философия единой.
Все их трагедии об этом,
"О жизни и предназначении",
Там олимпийцы все «с приветом»
И секс там - главное влечение.
У христианства разделение
С времён Святого Августина:
Душа - вот цель достойна церкви!
Душа бессмертна и едина.
Спасает душу с тех пор церковь,
С тех пор другая философия -
Душа и тело все отдельно
И все лечения их особые.
И изучают, разделяют
Симптомы, признаки, психозы...
Их именами называют
Кто их открыл, на что похожи.
Теперь их множество и разных
И в каждом есть своя трагедия.
Хоть те болезни не заразны -
Нет хуже кары провидения.
Мне кажется Восток был правым
И организм с душой - едины.
Есть тела и души отравы
И для обоих медицины.
ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВЕННЫМ СТРАСТЯМ
Без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна.
- Аристотель
Известно, трудно передать
Словами звук и цвет, и запах.
Вот так же трудно обсуждать
Весь опыт жизни, боль утраты...
И даже для самих, для нас
Все чувства, что остр'ы и свежи
То скоро, может через час,
Они для нас уже не те же.
И если чувств не сохранить,
Как передать и где та лира?
Страстями вроде: "быть, не быть"
Софокла, Данте иль Шекспира?
На то театр и гений сцены
Живёт и умирает там!
Мы смотрим, как взбухают вены,
Как сердце рвётся пополам.
Да, не хватает нам эмоций,
Не бьёт военный барабан,
Но в наших душах отозвётся
Любовь к искусственным страстям;
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Рефлекс условный был описан
Великим Павловым давно,
Он доказал довольно чисто -
Привычка с Личностью - одно.
Вопрос с слюной нам всем понятен -
Звонок к обеду - и течёт.
С ним Маркс конечно был согласен -
Привычка - то же бытиё.
Предствьте, что профессор Павлов
Отвлёкся просто так, на миг...
Случайно покормил собачку,
Рефлекс учловный позабыв!
У каждого есть Подсознание.
Забывшись, мыслям вопреки
Душа честней, душа моральней...
От логики добра не жди.
Но если взять немного глубже,
Где наши чувства и мораль,
То удивляться нам не нужно:
Их воспитали в нас всех встарь.
Неужто это всё рефлексы?
Как приручили - так живём?
А мне казалось, что мы в детстве
Впитали с мамы молоком.
Так говорил нам Кант - философ,
Что мы с рождения должны
Знать "хорошо что есть и плохо..."
Кому же верить можем мы?
ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИЙ СЕГОДНЯ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
- В. Высоцкий
О философии трагедий
Писали много диссертаций
И было много разных мнений -
От порицания до оваций.
Чужды нам чувства, что трагичны,
Поднятых из глубин души
Для поколения циничных
Нам это - рыбы крик в тиши.
Живём средь нищих мы спокойно,
Пусть в кружку бросим медный грош.
Среди трагедий недостойно
Счастливым быть нам невтерпёж.
А в чём трагедии философия,
Кто глубину её познал?
Когда-то Ницше писал строк -,
Себя “трагическим” назвал.
Как философию - трагедию
Забыл наш интернетный век.
Спешим, нам думать - не по профилю,
Что чувств отсутствие - успех.
ЧЕМ БЛИЗОК НАМ ШЕКСПИР?
Леди Макбет – та же Джульетта, но после свадьбы.
- Янина Ипохорская
Чем близок нам Шекспир сегодня?
Прошло ведь много сотен лет.
В России царь тогда был Грозный,
И нравов тех простыли след.
В науке много изменилось,
Не много, а почти что всё
Но человечество смирилось -
Не всё решает "бытиё."
Вопросы ставил он, что вечны -
Так "быть-не-быть" и не решён,
Любовь вразрез с семьи решением
Пример Джульетты нам знаком.
Любовь к отцу и благодарность
Как жажда власти в мире том,
Не изменилась здесь с веками,
Сейчас похоже мы живём.
Знакома и слепая ревность
И беззаветная любовь...
То, что зовётся "человечность"
В Шекспире видим вновь и вновь.
НАШ ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МИР
Неважно, что Гомер был слеп.
А может, так и проще...
Когда стихи уже – как хлеб,
они вкусней на ощупь.
Римма Казакова, “Гомер”
Другое время страсти те же -
Не изменился человек.
Гомер все описал прилежно...
А ведь прошло три тысячи лет.
А жил он в “тёмные века”
Цивилизации Эллады.
Культура пала и тогда
Забыты письменности клады. (1)
Но сохранились сквозь века,
Да что века, тысячелетия
Его гекзаметра строка,
Герои, их страстей соцветия.
Его поэмы - грекам дар
Заветом Древним - иудеям.
И Библией - для христиан,
Значение не меньше, верим.
Наш внутренний и внешний мир
Были всегда в противоречии,
Хотя эмоции внутри
Не изменились сквозь столетия.
Менялся строй, менялся век,
Рождались, гибли все империи,
Но оставался человек
С его душой, с его стремлением.
Понятны нам Гомер, Вергилий,
Рабле и наши Гоголь, Чехов -
Всё потому, что их герои
На нас похожи в том и в этом.
Понятна нам "любовь до гроба",
"Отцы детей не понимают",
И "быть-не-быть" вопрос не новый
Я и сейчас воспринимаю.
Тысячелетия промелькнули
Но делаем грехи всё те же,
Не изменились все мы в сути
И ошибаемся не реже.
Пусть технология до крыши,
Пусть демократия в расцвете.
Мы те же будем, как и были...
Не важно где, в котором веке.
ИНТЕЛЛИГЕНТ
Интеллигент - образованный человек, имеющий склонность к мечтательностии питающий отвращение к труду. В России интеллигентом может стать каждый.
- Леонид Шебаршин
В России есть такое слово,
Как состояние души.
В другой стране им не знакомо,
Что это значит, как и "щи".
Сугубо русская черта -
Россией создано сословие:
В глазах мечта, в душе тоска...
Судить о всём, ну и не более.
Возьмем мы классику в пример:
Герои Чехова такие -
Все разговоры, все без дел,
И темы узко бытовые.
Горят страстями, чувств полны,
Но чувства местного значения...
То ли Шекспир: Джульетта, Лир,
И Гамлет - живы в поколениях.
Было понятие "гуманист"
В Европе, время Ренессанса,
Как будто близок общий смысл
Но предполагал свободу, братство.
В России же интеллигент
И водку пьёт, и матом кроет,
Но изменить, что - импотент,
Мыслитель с сложною судьбою.
Он был героем тех времён,
Когда еще читали книги
И "самиздат" под плеск знамён
Передавали, как интриги.
Интеллигенция России -
Как много вас теперь везде?
Проблемы миры вы решили
Или создали по себе?
ИСТОРИЯ ЛЮБИТ ПОВТОРЯТЬСЯ
Затянувшаяся трагедия рискует выродиться в комедию.
- Эрих Ремарк
Трагедия в двадцатом веке
Коснулась всех - тебя, меня...
И фарс идет ему на смену,
Сравни события в свете дня:
Страна встает из унижения,
Из поражения в войне,
И начинается движение -
"Мы лучше, мы достойней всех."
Вооружились под завязку,
Взялись за пересмотр границ.
И вождь великий неустанный
Так мудро, чутко смотрит вниз.
Без боя взята территория,
А с ней возрос патриотизм.
Теперь с соседями поспорим -
Перенести межу хотим.
В трагедии конец печален,
И в фарсе смех лишь для глупца.
И там, и там народ шагает
К ножу... Послушная овца.
ЭТО МОЖЕТ КАЖДЫЙ
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
- Анджела Картер
Так говорят, что может каждый
О жизни книгу написать.
И будь трагедией иль фарсом
Та жизнь его. Ему ль не знать?
Уверен я, есть в каждом искра
И та особенность судьбы
В копилку нашей общей жизни
Они могли бы принести.
И только их переживания,
Их смех, их стон, их только плач...
Любовь, потери и изгнания,
Их опыт жизни - всем нам врач.
Могли б мы стать мудрее много
Набравшись опыта других,
Ничто не ново под луною,
Но нов для нас их каждый стих.
Чтоб судьбы не прошли бесследно,
Оставьте строчку или штрих!
Ничто не будет бесполезно -
Откройтесь право, хоть на миг.
© Оскар Хуторянский, 2020
Первоисточник: http://stihi.ru/2020/05/22/9604
Об источнике творчества
Павел Свободный: литературный дневник
В свое время, поэты-романтики пытались создавать свои произведения, полагаясь только на вдохновение, а поэты-сюрреалисты только на бессознательное. Но потом после смерти нашлось куча черновиков. Это значит, что они много раз правили свои тексты.
Я тоже пытался писать что-то подобное. Я даже назвал свой метод потоком воображения. Но ничего путнего у меня не вышло.
Так ничего путнего нельзя создать в наркотическом или сильном алкогольном опьянении. Поэтому человек может творить только в сознательном состоянии.
Именно этому, как мне кажется, у Ницше и посвящена тема дионисийского и аполлонического. Если бессознательное и хаос - это Дионис, то Аполлон - это сознание.
Некоторые творцы могут забывать о хаосе внутри них. Но они могут только манипулировать культурными штампами, ничего нового не создавая. Новое всегда исходит из хаоса. Сознание же просто придает этому форму.
Другое дело, человек может замкнуться в своих идеях, забыв о хаосе. Тогда он начнет читать всем мораль, учить как жить. Но я согласен с Ницше, который говорил, что я недостаточно дурак, чтобы следовать чей-то системе, даже своей собственной. Ведь все созданное сознанием является своего рода иллюзией. Так как настоящая реальность кроется в хаосе.
И чтобы не деградировать и не превратиться в такого догматика-моралиста человеку раз разом нужно открывать в себе хаос, чтобы из него создавать нечто новое.
© Copyright: Павел Свободный, 2020.
https://proza.ru/diary/aldoushaxley/2020-09-21
Рыболовная сеть и вдохновение
Игорь Муханов
Тенью, похожей на рыболовную сеть, которую забрасывает плакучая ива в лесное озеро, не выловишь щуку или карася. Но вдохновением, полученным от созерцания этой тени, выловишь и щуку, и карася, и, будем надеяться, – славу художника.
Рассказы колонковой кисти
© Copyright: Игорь Муханов, 2020
http://stihi.ru/2020/09/21/3022
Таможня Высшего Мира
Игорь Муханов
Пересекая границу Высшего мира, художник оставляет на его таможне семь качеств, которые не знает этот мир:
• ложь
• высокомерие
• обида
• гнев
• кощунство
• подозрительность
• корысть
Рассказы колонковой кисти
© Copyright: Игорь Муханов, 2020
http://stihi.ru/2020/09/21/3245
Встреча во сне, с незнакомкой
Игорь Муханов
Спрошу с надеждой:
– Ты встрече рада?
Твоя одежда –
из шоколада.
Лицо пылает
восточной розой,
а на Алтае
стоят морозы.
Пускают ветки
живые корни
в просторы ветра,
где скачут кони…
И ты ответишь:
– Я – трепет лунный
в другом столетье
на медных струнах.
Я – призрак башен,
Я – луч в карете,
и мне не страшен
мороз и ветер!
© Игорь Муханов, 2023
https://proza.ru/2023/01/19/699
Свидетельство о публикации №119040106526