Щастие
Прежде всего, для понимания существа лексемы нужно уяснить славянское происхождение ее корня. В славянских (церковных) книгах «часть» понималась как «участь», «жребий», «судьба» («Часть моя еси Господи», «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых»). Господь Вседержитель как бы ссуживал каждому христианину часть своего замысла, который человек должен был исполнить на своем земном пути. Таким образом, в религиозном понимании слова «часть» (участь) не было оценки с позиции «хорошо-плохо», оно было нейтральным. «Иметь свою часть» воспринималось как «нести свой крест», «исполнить свое назначение» и не более.
Корень «часть» вошел в составы многих религиозных понятий. Причастие – Дары, святые тайны; сегодня чаще понимается как обряд, таинство, в ходе которого христиане в образе хлеба и вина принимают внутрь себя часть тела и крови Господней. Правильное название – «причащение» (по-гречески «евхаристия»). «Причаститься» значило «исполниться Духа Святого», вкусив даров Господних. Причащаясь, верующие как бы ритуально подтверждают свое единение в Святой церкви, в своей вере и в самом Боге. Каждый христианин несет в себе частицу Христа и сам является частью его вероучения. Но это уже образное, поэтическое, высокое осмысление, а появилось оно из вполне конкретного, земного понятия.
В обыденной жизни слово «часть» прежде всего относилось к земле. Когда община делила пахотные угодья между своими членами, каждому доставалась своя часть, свой жребий* (с частью – с-ЧАСТ-ливый, без части – не-с-ЧАСТ-ный). От деления земли произошли такие понятия как «удел» (первоначально – область в государстве, выделенная князю, отсюда – удельные князья), «земельный надел» (то, что наделили) и «земельный участок». В результате образного переосмысления возникли слова «удел», «участь» и «жребий». Какой участок кому доставался, такова, в сущности, и была его участь, его удел, его жребий. Кому-то доставались лучшие плодородные земли, а кому-то окраинные, заболоченные, заваленные камнями и пр. Таким образом, «быть с частью» еще не означало быть счастливым в современном понимании. Об этом свидетельствует наличие в языке слов «злосчастье», «благощастие» (устаревшее).
Русское (не славянское) понятие, которое сформировалось в результате деления земли – «доля». И сегодня мы говорим «выДЕЛение земельного участка», то есть «выделение части из общего-целого». «ПреДЕЛ изначально – граница, рубеж между участками, владениями, а затем и между государствами. «Выйти за пределы» – пересечь границы; «положить предел» – «установить границы». «Сопредельный» – «соседний», «приграничный».
При дележе одним выпадала лучшая доля, а другим – худшая. Позднее это слово также было переосмыслено как абстрактное понятие. В народной мифологии существовали богини Доля и Недоля – две сестры, плетущие нити человеческой судьбы. В их именах соединились два разных образа. С одной стороны – «надел» (связанный с делением), а с другой – «долевые нити в тканых материалах» (первоначально «долевая (продольная) нить связана с лексическим гнездом «длина», а не «деление»). В старину ткачеством занимались женщины, поэтому и сверхъестественные существа имеют женские образы. Иногда их называли Среча и Несреча.
Конечно, испокон веков люди делили не только землю. Охотники и воины делили добычу, владетельные старцы делили наследство между своими потомками. Отсюда – до сих пор мы говорим «доля в наследстве», «доля во владении имуществом». «Раздельная грамота» – свидетельство, подтверждавшее право на владение разделенным недвижимым имуществом. Тот, кому доли не доставалось, считался обезДОЛенным, а тот, кто получал не самые «жирные куски» – обДЕЛенным. Наследовавший лучшую долю-часть с полным основанием мог считаться счастливым, наделенным в большей мере, нежели остальные.
Русская «доля» и славянская «часть» так тесно переплелись в славяно-российском языке, что на ментальном уровне выражают одно и то же понятие. Для его определения нам остается только выразить одно через другое, поэтому в толковых словарях читаем: «доля» – это «часть чего-либо», а «часть» – это «доля целого». Чтобы сделать нашу речь более разнообразной, мы говорим «разделить на части», «частное от деления» и пр. Эти слова являются тождественными, и даже не имея синонима слову «счастье», образованного от корня «доль», на подсознательном уровне мы понимает, что «счастливый» – чем-то особым наделенный.
П.С. В заглавии употреблено старинное написание слова «счастье», считавшееся правильным до XIX века. Это было народное слово, просторечие, поэтому писали, как слышали. Только благодаря этимологии орфография существительного соединила его с корнем «часть». Еще и в позапрошлом столетии слово могло пониматься не только в положительном, но и в отрицательном смысле – «Он имеет худое щастие в игре». Постепенно лексема наполнилась позитивными коннотациями, сохранив оттенки получения чего-либо. «Щастливый» – благополучный, благоуспешный, удачливый. «Щастливая память» – твердая, надежная; «щастливец» – тот, кому благоденствует щастие, отмеченный Фортуной.
*Современное значение слова «жеребьевка» (от старославянского «жербий», в древнерусском варианте «жеребий» – «доля, часть») возможно свидетельствует о ранних способах деления земли, когда участки распределялись не по решению сверху, а на общих основаниях, методом случайного выбора, например, бросая кости.
Слово в книгах употреблялось так: «Ему эта пашня по жеребью досталась», «От камня сего небольшие жеребейки отваливаются». «Платить тягловый жребий» значило «уплачивать в казну налог».
Свидетельство о публикации №119033106271
Шанский писал, что по происхождению он связан с бывшим ранее крестьянским обычаем при распределении общинной земли кидать жребий. Заметим, что земля при этом (хорошая и плохая отдельно) распределялась малыми долями. В исходном свободном сочетании слов существительное "клин" значит «самая маленькая мера земли, узенькая полоска поля» (даже меньше осминника, т. е. 1/8 десятины, ср. старую пословицу "Не постой за клин, не станет и осминника", имевшую обобщенно-метафорическое значение «Уступишь в малом, не будет и большого»).
Это объясняет семантику оборота. Ведь действительно выхода из положения нет, если, как и куда ни кинь крестьянин жребий при дележе земли, все равно целого хорошего участка он не получит: достанутся одни клинья.
Дмитрий Муравкин 05.07.2021 22:28 Заявить о нарушении