ВГД для чайников, или наука, написанная по памяти3

Первая глава (будущего, возможно, художественного, или научно-фантастического) романа. А пока, глава 3 в книгу: «ВГД для чайников, или наука, написанная по памяти»

«Геофизическая обсерватория» [по мотивам фильма «Укрощение огня» (и возможно, еще по мотивам фильма - про робот-уборщик бассейна)]. Отступление: Хроники Акаши. Как это все начиналось. Время действия (еще линейное) 21 век. Земля. Москва (где-то в сердце России). Из серии «Занавес». Последнее дело «Мечтателей» (перед снятием занавеса).

[Лектор, он же М: Микляев Михаил Икарович; П: Пыхонин Владимир Александрович, Зал: школьники Гимназии и преподаватели (возможно, или родители, ну в общем, еще немного взрослых)]

Итак! Просим любить и жаловать!!!

---------------------------------

Лектор: В общем, то, что вы сейчас будете видеть, вы будете впервые видеть. Никто еще этого не видел, вот. Так что у меня к вам просьба, так как-то соответственно, ладно?

Зал: Соответственно. Что?

Лектор: Соответственно настроиться.

Зал: Выглядеть?

Лектор: Нет, выглядят они замечательно

Зал: Как Первооткрыватели

Лектор: Я начну, наверное, потихонечку рассказывать. Скажите, пожалуйста, кто-то связан, связан у вас с добычей нефти, газа, с геологией

Зал: Ну, есть один, у него папа и дедушка работают оба в Лукойле
 
Лектор: А, хорошо

Зал: Нефтяники

Лектор: Понятно. Так, вопрос на засыпку. Я сам недавно понял ответ. Зачем мы учимся? А? Кто скажет?
 
Зал: Чтобы совершенствоваться. Работать на кого-то, за стенами школы.
 
Лектор: Ну, конечно все правильно конечно, ну еще одно их таких как бы свойств обучения, это возможность видеть невидимое за видимым. Вот, мы такой пример всегда приводим. Вот, если ребенок начальных классов смотрит на солнце, оно с одной стороны взошло, с другой зашло. Значит, что получается? Что солнце вращается вокруг Земли, правда? С точки зрения здравого смысла, да?
 
Так вот, учеба нам помогает, овладение инструментами соответствующими, профессиональными, и инструментами познания, в том, чтобы не попадать в капканы здравого смысла. Многие знают, взрослые, как это часто бывает. И в отношениях между людьми и семейные часто проблемы с этим связаны, что мы иногда понимаем то, что нам подсказывает здравый смысл, а на самом деле это не так.

Вот поэтому, в нефтегазовом деле то же самое. Вот как месторождение примерно выглядит. Знаете, как рисуют месторождение. Давайте я нарисую. Вот у нас земная поверхность. Вы может быть проходили по учебе, во находятся слои, которые вот так вот искривлены, изгибаются.
 
И когда двигаются растворы подземные, то в этих местах давление пониже, и начинают выделяться углеводороды, начинает скапливаться, по мере движения, вот такого, транзитного, глубинных флюидов, шапка углеводородов увеличивается, увеличивается, и увеличивается. И формируется месторождение.
 
Так, сколько плотность газа на глубине? Ну, примерно? Обычно, вот в воздухе она сколько?

Зал: Одна атмосфера

Лектор: Да. А если там 600 атмосфер? Допустим.

Зал: Ого!

Лектор: Ну, короче говоря, пол грамма на сантиметр кубический. Напишем, вот так вот 0,5. А вода единица. Вот. И поэтому когда у нас есть большая территория, и нам надо найти, где же залежь? Да?

Потому что мы просто так скважины, как в свое время методом дикой кошки американцы бурили. Нашли, где выходы углеводородов, и, начали сверлить где попало, да? Попадут, не попадут. Вот. Сейчас глубина очень большая, и поэтому так вот хаотически вкапывать деньги в землю невозможно.
 
И поэтому существуют соответствующие приборы, и соответствующие им методы. Но каждый предыдущий метод, он очень дешевый. А каждый последующий, опирающийся на результат дешевого, он все дороже. Самый дорогой — бурение. А самое легкое — это гравиметр. Вот у вас будет гравиметр здесь. Мы приобретем.

Это позволяет мерить силу тяжести. Вот, когда идут с этим прибором, то видят, что там, где нет газа, там сила тяжести больше, а где нефть и газ, там меньше. И поэтому над месторождением, если мы кривую нарисуем вот так вот, больше, больше, больше, а тут вот обычно так срезается как бы. Вот по таким признакам, когда плановые части кривой устремляются вверх, а центральные — отсутствуют, это вот как раз - тот отклик углеводородов.
 
Это в гравиметрии. Сейчас это авиационно делается. Самолеты пролетают и меряют дефицит силы тяжести. Есть, значит начинают дальнейшие методы вступать в силу. Потом приходит сейсморазведка. Она работает как эхолот. Как корабль меряет дно. Только она определяет, эту вот конфигурацию нам показывает. Такая техника, которая создает взрыв, волна уходит, отражается, здесь залежь, да?
 
И с такой расстановкой, называется взрыв-прибор, вот так ходит, проходит по профилям тоже. Много, много над территорией, где уже знают, что есть углеводороды, и получают детальную картину. Но это все очень дорого. Квадратный километр стоит 700 тысяч долларов. Да?
 
А вот этот аппарат, он позволяет во много раз меньше расходовать средств, это просто пушка, если над территорией расположить много-много таких аппаратов, да?
Приборов, то мы можем иметь не фотографию, того что есть на глубине, а кино, как это звучит. Потому что если мы возьмем вот такую маленькую выродочку, и вот так ее увеличим, ну и другие более мелкие. Что мы тут увидим?
 
Мы увидим, только как бы в уменьшенном виде, то, что мы видим здесь, как в масштабе всего месторождения, здесь нет углеводородов, а здесь они есть. И здесь их будет побольше, а здесь их меньше, это разуплотненные участки, а это более плотные. Вот. И они звучат по-разному.
 
Вот, если я стучу по дереву, это один звук, да? А если я стучу, там, по экрану, это другой звук, более мягкий. Вот значит, углеводороды, где есть залежь, они звучат по одному, а там где пустые места, они звучат по-другому, да? Вот.

И вы сможете участвовать в такой работе, аналогичной, которая будет в нашей лесопарковой зоне. То есть мы можем посмотреть, что же там, скажем, на 10 километрах, на 50 километрах. Это мы все увидим, 3-х мерную картинку. Это конечно работа, это займет определенное количество времени, вот.

А когда аппаратура будет стоять здесь, то можно будет слушать текущий режим. Вашу гимназию, как вы ходите, ну это уже игрушки такие, шутки, но серьез большой в том, что сейчас здесь вот у вас на глазах разворачивается. Это вам впервые показывает Владимир Александрович, как это можно овеществить, вот те записи полевые, которые делают профессиональные люди, да?

Которые много лет учатся, да? Вот. Но эти знания нужны, когда обрабатывается этот сигнал, чтобы точно определить, где есть, где нет. А для того, чтобы снимать эти сигналы, это можете делать вы сами. И вот мы надеемся, что в рамках того мероприятия, которое здесь у вас разворачивается, вы можете, ну во-первых, физические основы этого устройства изучать, да? На какой физике она основана, саму методику работ, как выставлять его на режим, дело в том, что как все это работает?

Вот этот прибор, сейсмометр, он снимает дрожание земли. Над залежью дрожит по одному, в пустом месте по-другому. Цифратор, регистратор еще один небольшой, ну, Байкал-8 вот сейчас выпускается, который создает комплект, как бы целиком сейсмостанцию. Он переводит все в цифру, и можно хранить на вечные времена. И потом расшифровывать это можно как угодно. Есть обработки, одни более эффективные, другие — менее. Кто-то дает более детальную картину, кто-то не очень. Вот.
 
Вот, в этом году будут работать на Щелковском хранилище, 15 километров отсюда. Если будут складываться благоприятные обстоятельства, кто-то из вас сможет посмотреть, как это на самом деле реализуется. Потому что хранилище работает так, что в него закачивают газ, и когда зимой его надо очень много надо, то трасса, труба с Сибири не может подать в необходимом количестве, и дополнительные углеводороды, газ идет из хранилища. Вот.
И поэтому как оно устроена, есть ли в нем трещины, которые по-особому звучат, как распределяется газ, как устроено хранилище. Если мы сверху посмотрим, то хранилище, оно в плане, это вот такая приподнятая часть, я вам Щелковское хранилище нарисую.
 
Тут у нас вот аэродром, здесь заканчиваются скважины, которые нагнетают туда газ. И он начинает вот так вот распределяться. Ну как вот внешние края, этого вот газового пузыря, какую он имеет конфигурацию, на самом деле. Есть ли утечки за пределы этих границ, или нет утечек, какая форма этого пузыря в плане, по вертикали.

Эти вот как раз приборы, такие работы помогут определить. И подобрать режимы, потому что если мы качаем больше чем надо, то у нас газ будет, вот так вот, заполняем-заполняем, и раз, вот убежит. И чтобы этого не произошло, нам точно надо знать, вот эти вот границы. До сих пор они были неизвестны. Это надо делать, и выяснять.

Ну, вот, так что, мы надеемся, что, во-первых, это вам будет интересно, а во-вторых, вы увидите каждый для себя какие-то в этом смыслы. Вот. Ну, один из смыслов нам хотелось бы донести, следующее. Вот, что такое профессионализм? Да?
 
Это вот человек знающий. Профессионал много-много знает. Нет. Потому что надо уметь. Но кто знает много и много умеет, это тоже не профессионал. А который имеет навыки, такие автоматические, да?
То есть, то, что знает и умеет быстро реализовывать, это уже почти профессионал. Когда он еще и делает это хорошо и красиво, вот это по-настоящему профессионал.
 
Вот, Владимир Александрович, он как раз имеет несколько профессионализмов, и вот один из них он сейчас реализовывает. И нам бы хотелось, чтобы вы рано начали. И если кто-то решится приобщиться, то сама эта работа, так, вот, все что здесь доведется вам узнать, ту информацию дополнительную, которая будет нужна, по геологии, по физике, по геофизике, да?

В совместной работе. Это все вам поможет с меньшими затратами потом осваивать профессию, ну в принципе, не обязательно геофизику, а другую, потому что те знания которые вы приобретете, они вам будут помогать. И так как сейчас образование сейчас как дается?
 
Оно вот, как бы разбито на куски. Вот человек окончил школу, потом идет в Вуз, в Вузе часто учат не то что надо, а то что педагоги могут, получается так что в Вузе много такого, не то что избыточного, а того что можно было бы отфильтровать, частично, с приоритетом для геофизики на самом деле.
 
А вы, уже, будучи маленькими профессионалами школы, вы сможете, уже в Вузе учась, вы сможете свои навыки доводить до мастерства. У вас могут быть курсовые - на уровне диплома, а диплом - на уровне кандидатской. Вы сможете быстро развиться. И потом не тратить ресурсы семьи, собственного здоровья, с такими колоссальными издержками переучиваться. А вы сможете сразу, на равных почти с педагогами проходить пятилетний путь вузовский, да?
 
И вам все это будет интересно. Теперь я вам расскажу кратко, как предполагается вот это все наладить взаимодействие. Вы будете не брошены, и мы тоже будем не брошены, потому что вокруг этого дела собираются очень интересные, уважаемые организации, в мире.

Я вам сейчас схемку нарисую, и моя словесная часть скучная закончится, да? Вот у нас Гимназия, рисуем ее в центре, да? Так? Потом у нас есть Вниигаз, да? Такая замечательная организация. Вот себе трудно представить, что почти тысяча человек, все это очень организовано, все работают, да?
 
И это удивительно конечно, это целое искусство. Вниигаз, вообще-то, это целое произведение искусства, организационного, да? И поэтому там очень много людей высокопрофессиональных. Вообще это история в уменьшенном виде всего нашего отечества во Вниигазе имеет место быть. Но это отдельная как бы часть, это потом мы с вами это все посмотрим.
 
И люди придут к вам, если мы будем с вами соответствовать начинанию. И вы узнаете много удивительных людей, которые действительно исторические люди. Слава Богу, многие из них живы, и вы с ними познакомитесь. Так. Вот Вниигаз, да? Ну, так, кратко, да?

Во Вниигазе есть отраслевой центр подготовки специалистов. Там был, не знаю, сейчас остался, нет? Довузовский сектор, который работал со школьниками. Потом, у нас есть знаменитый институт, на весь мир. Институт физики Земли. Он находится на Красной Пресне, вот. Рядом с зоопарком.
 
Это мы тоже туда с вами съездим, обязательно. Вы живых академиков, членов-корреспондентов послушаете, что они делают, там семинары открытые есть, на которые любой из вас может придти, и поприсутствовать. Да?
 
Это вот называется Институт физики Земли, ИФЗ. Так? Потом у нас есть, в интернете очень много можете прочитать, Фонд «Дерсу Узала».
 
Там дети, которые даже младше вас, старше, разного возраста, они во время учебного года ведут исследовательскую работу, почти взрослую, и они на конкурсной основе потом выезжают в самые красивые места отечественные, в заповедники. Так сложилось, что эта организация тесно связана со всеми заповедниками, от Владивостока, до Кенигсберга, да?

И вот, у них отлажена система летних лагерей. Не просто на солнышке там, развлекаться, а они ведут исследовательскую работу, но по линии экологии. А этот прибор, он как раз имеет большой экологический смысл. Вот смотрите, я сейчас вам нарисую две картинки, и мы будем заканчивать. Здесь у нас время, по этой оси, а здесь у нас, ну, как бы режимы работы.
 
Это вот как работают сейчас добычные заводы. Заводы стоят на поверхности, и добывают через скважины углеводороды, да? Но они работают как бы в монорежиме, их режим работы практически не изменяется. А среда у нас, объект у нас дышит. И вот это не есть экология. У нас связи с динамикой объектов нету. Да?
 
А если мы эту геофизику налаживаем, на поверхности она стоит, то она чувствует эти вот режимы, и подлаживает под них заводы. И заводы будут работать согласно с динамикой месторождения. Как вот месторождение дышит?

Вот, если месторождение на вдохе, вот мы с вами здесь сейчас сидим, а поверхность земли Подмосковья примерно в сутки колеблется туда-сюда на 30 сантиметров. Чем южней, тем больше. Поэтому, вот этот прибор, он даст не только нам паспорт экологический нашей Развилки, ну, определенная группа приборов, но они несут, будут выполнять серьезную задачу экологическую.

Знаете, как во время шторма корабль плывет, у него винт из воды вышел, а он продолжает также крутиться. А в тоже время, можно сбрасывать обороты, когда в воде, то прибавлять. Правильно? Вот примерно, то же самое, на ваших глазах будет происходить в нашей промышленности газовой. Все это будет переходить в динамические режимы.
 
Впервые, сейчас это начато уже, в прошлом году, в первый раз было сделано в Татарии, на Ромашкинском месторождении. Заводы добычные начинают подлаживаться, с помощью этой технологии под динамику недр. Почему это важно, потому что когда среда расширяется, волна расширения пришла, лунно-солнечные твердо-приливные трения, так называемые.

Когда месторождение истощается, то его начинают рвать, под сильным давлением закачивают туда специальные жидкости, пласт начинает открываться. Вот когда он на вдохе, и мы это делаем, чтобы остатки забрать, то получается тонко капиллярная система. Хорошее разветвление, и стойкие идут эффекты. Мы можем собрать остатки хорошо. А если мы когда на сжатии начинаем рвать, то у нас грубые трещины, они практически не работают, только вред несут, да?

Или когда цементируют, когда мы на вдохе цементируем, скважину укрепляем, после бурения, то у нас по мере застывания среда поможет уплотнить, будет очень отличный результат. А не наоборот, когда мы цементируем в отрицательную фазу, на вдохе может порвать, и заколонное давление, газ с сероводородом может пройти наверх, и создать большие неприятности.
 
Так что вот, экологические задачи и смыслы есть, они будут. И поэтому это связано с этим экологическим фондом «Дерсу Узала». Потом, рядом с вами, около Водолея, есть колледж замечательный, один из лучших колледжей в России, Московский Колледж Управления и новых технологий. У них проходят в апреле ежегодные международные экологические конференции. Это ребята старше вас, вы сможете с ними взаимодействовать. Это вот Колледж.

Потом Минералогический музей Академии Наук. Там у нас согласования уже прошли. Затем можно будет, мы пока напрямую еще не договаривались. Были у нас контакты с людьми, которые сейчас там не работают, к сожалению. Но это тоже у нас там будет связь. Там замечательный музей геологический в Университете.

Ну, еще сервисные геофизические компании. И компании, которые занимаются экологией. Для того, чтобы нашу экологическую паспортизацию здесь помочь нам провести. Ну, и ваша экология школьная, которая летом реализуется на Соловках, которая тоже позволяет это все увязывать, в некоторое такое взаимодействие.

Будут установлены некоторые такие соглашения, и мы начнем работать. С тем, чтобы вы могли во всей этой среде благоприятной, кто как решит, так и двигаться к своим дополнительным образованиям.

Я вам покажу сейчас две картинки, и все. В презентации они у нас есть, я сейчас их найду. Вот это сообщение у нас это делалось, о центре мы говорили образования, там у нас были курсы повышения квалификации, и там это сообщение делалось, да?
 
И вот, я вам хочу сказать, что, вот видите звучание сейчас, это мы с вами звучим сейчас. Вот, смотрите, по разработкам Вниигаза были работы в Индонезии. Вот смотрите, месторождение вот столько дает нефти, по вертикальной оси нефть, а здесь время. И после встряски на него вытрясли дополнительную нефть. И вот такой стойкий эффект, чтобы дополнительные углеводороды можно добыть.

Но чтобы делать это грамотно, нужно постоянно иметь прицел оптический, как у ружья. Чтобы на поверхности земли эти приборы стояли, и позволяли управлять этим процессом. Также как здесь будет налаживаться управление, так и в более коротком временном масштабе будут реализовываться такие вот, потому что половина нефти остается в земле, не добытой.
 
А вот, последняя картинка, и все. Вот был Гук, вы знаете, да? Известный закон Гука. Он был гениальный конечно человек, вот он работал однажды в кабинете своем, он был такой грузный, шел потом мимо кухни, и увидел, как у кухарки на столе дрогнула мука. Он прошел туда, а когда обратно возвращался в кабинет, увидел что, он тяжелый был, полы шевелились, еще раз дрогнула мука, и возник узор, по-другому мука легла.
 
И он тогда, это был 1860 год, он тогда взял на пергамент насыпал муки, и луком, тогда еще луки были, использовались, и увидел, как возникают разные узоры. В зависимости от частоты разные узоры. Это впервые 300 лет назад физически было доказано, какая виброгеодинамика существует в наших залежах. Что надо бурить не сюда вот, где уплотнение, звучит постоянно за счет вибраций, а надо вот сюда бурить.
 
Вот сюда надо миллиард ставить, а не сюда. Вот такие вот конкретные узоры из конкретных уже залежей, то есть из сред, разных по составу. Потом это продолжил Хладни. Это можно посмотреть, спросив, например, в интернете «Структура Хладни». Вот все наши месторождения, они имеют такие структуры Хладни.
 
И до сих поп эти нюансы не изучались, потому что не было такой геофизики, она называется пассивная сейсмометрическая. Есть активная, это взрывы, и по откликам восстановления картины глубинной.
 
А пассивная, это просто заслушивание недр, и отсюда многие-многие-многие, мы только небольшую часть рассказали вам вот этих технологических следствий, что из этого следует, если мы научимся понимать, слышать, видеть объекты дополнительно.
 
Делать так чтобы они были живыми нашими товарищами в добыче. А то они нам кажутся мертвыми, и мы отсюда имеем много очень ошибок. Ну, вот и все, я еще хотел вам еще один презент небольшой показать. Ну ладно, потом. Владимир Александрович, извини, я затянул свою часть.

Ребята, сколько картам лет? Вот, картам географическим, сколько примерно лет. Вот, я вам один такой дам кому-то, а этот вот шарик, который объясняет, почему такая поверхность. Вот, то, что мы видим, это сигнал колебаний, последствия колебаний ядро и коры. Ядро на 5 тысячах километрах от поверхности.

Вот у нас Земля в разрезе по экватору, вот у нас ядро, оно вот так вот дрожит, и возникают вот такие вот 4 дольки. Почему? Вот, если у нас взрыв на глубине метр, сколько будет воронка?

Зал: Два

Лектор: Отлично. Вот, готовый геофизик. Потому что волна пока идет вверх, она по поверхности в разные стороны растекается, один к двум. А если на двух метрах, четыре. А если у нас ядро на 5 тысячах

Зал: Значит 10 тысяч

Лектор: 10 тысяч километров. Четыре лепестка. А экватор весь сколько? 40 тысяч. Да? 40 тысяч 67 километров. Да? Получается 4 лепестка по 10 тысяч километров. И дальше, этой вибрации, такой 4-х частной подчиняется вся поверхность наша. Почему материки на юге острые, а на севере тупые.

Почему, здесь вот допустим, в Западной Сибири на 70 градусов восточной долготы — газ, а через 45 градусов, в Африке алмазы. А в другую сторону через 45 градусов опять алмазы. Почему такая симметрия, почему так красиво и закономерно все устроено. Это не хаос. Это вот как раз то, что мы с вами будем изучать потихонечку, это помогает все понять.
 
А в уменьшенном виде, мы это видим вот здесь, объединяется все это, минутные диапазоны, в таких вот диапазонах миллионы лет колебания, да? Вот это вот уравнение, которое последнее вам рисую, и все. Если у нас здесь периоды колебаний, которые мы знаем от такого масштаба, до вот такого. А здесь у нас размеры, которые заставляют колебаться периоды.

Это практически закон геологического маятника. Чем длиньше ниточка, тем длиньше период. А чем меньше, тем. Также и вот. Здесь маленький маятник работает, а здесь большой. Это уравнение связывает одно с другим. И мы, вот, в области больших определений, мы имеем Земной шар, а в области малых определений — наше месторождение. Это связано одним единственным уравнением вот.

Потом мы рассмотрим, как оно родилось. Это все просто, вы сами сможете вывести его. В Экселе потом, да? Ну вот, если будет желание, кто-то сможет повторить. Я потом вам расскажу об этом более детально на семинаре, что, как расскажу. Вот и все. Спасибо за внимание.
 
П: Михаил Икарович вам в двух словах рассказал в предисловии, что это за приставка, и что это за оборудование. Это реальный прибор, который используют геофизики и сейсмологи для такой цели как недропользование, да?
Они определяют с помощью этого прибора волны, которые они регистрируют, и выдают эти данные. Если взять какой-нибудь участок земли, и можно разлиновать его на квадратики, 100 или 200 метров между ними. Выкапывается небольшая и прибор ямка и закапывается в яму вот этот прибор. Существуют наши приборы, есть и не наши, там швейцарские, немецкие.
 
Но наши приборы у нас используются в России. И вот тут они закапываются и так они там сутки эти приборы пребывают. Фиксируют колебания, частоты, и специальный оператор, человек с компьютером вынимает флэшку, и смотрит, и читает, что же они там амплитуды, волны показали, и на основании этих данных он делает заключение, есть там нефть, есть ли там газ, есть ли там какие-то техногенные неприятности. Вот. Что сделал я?
 
Я на самом деле, взял этот прибор, и решил попробовать его озвучить следующим образом. С ребятами, которые непосредственно занимаются исследованиями при помощи этих приборов, уже идут испытания, мы сделали аналого-цифровой прибор, такая простая очень машинка, достаточно простая, в общем, такой девайс, как это, собери сам, когда люди сами сейчас собирают.
 
Собственно это аналого-цифровой преобразователь. Прибор работает так, он имеет молекулярное строение, мы покажем, я вам объясню потом побольше. Он фиксирует вибрации, которые происходят

Зал: На какой глубине

Лектор: Ну, от ядра, до поверхности.

П: Вот, так поставил их штук 50, и все нормально. Но я планирую, быть может, в будущем, сделать такой концерт, скажем, взять их штук 5-6. Пока вот один. Я вам показываю это в рабочей обстановке, потому что там очень тонкая аппаратура, ее достаточно долго надо настраивать, времени, может быть, час, там, полтора, чтобы все синхронизировать.
 
Я сейчас покажу рабочий процесс, что она делает. А фактически она фиксирует вибрации, она не звук фиксирует, а вибрации, которые здесь происходят, или происходят, если мы сейчас закопаем внизу, те частоты. Я просто с этим прибором, можно сказать так, упражняюсь, и пытаюсь придать этому какой-то, такой осмысленный спектр, чтобы вы, зритель, слушатель смог увидеть, услышать эти вибрации.

Планируется также визуальное сопровождение, в разных там открытых средах программных. Ну пока все это в разработке. То есть вы сейчас видите такой Стартап, который начинает развиваться, используя сейсмометр. Я попробую включить, и можно будет попробовать послушать.
 
Вообще, желательно для таких перформансов исполнения более низкочастотную аппаратуру, предполагается, потому что я-то просто готовился здесь с помощью того собрать что было, да? Но, в общем, мы сейчас посмотрим. Ну, если какие-то вопросы будут, то.

Зал: А сколько он стоит?

П: Ну вообще он не дешевый

Лектор: Вот, посмотрите здесь фотографии на экране, как это устанавливается. Ямочки. Они устанавливаются. Программируется режим. Они ночью пишут. Утром выехали, собрали сигналы, записали. Перепрограммировали снова, аккумуляторы поменяли, и снова. Это все вы можете делать прекрасно. Здесь, даже в этом нашем лесу, в нашей лесопарковой зоне.
 
Зал: А вообще он сам по себе дорогой?

Лектор: 100 тысяч, 150. Зарубежные - 700 тысяч. Но они очень хорошие. За их работой можно следить с компьютера. Они где-то там стоят, за сколько-то там километров, можно на компьютере набрать, вызвать, и по телеметрии посмотреть, как он режим держит, помехи может, какой-то трактор вокруг идет, и надо его выключить и все, потому что он один шум фиксирует, и ничего полезного.
 
Вот, ну и так далее. Это очень дорогие две фирмы, английские, швейцарские. Это мы тоже приобретем, если духу у нас хватит. Но это надо сначала накопить вот этот результат наглядный. И представить его серьезным организациям, и они будут помогать.
 
Это вот на снимках, мы работали в 2012 году, красивейшие места отечественные, Поволжская Швейцария, называется. Клявлинский район Самарской области. В 2012 году мы там работали. Там обычная сейсморазведка не годится. Все очень изрезано, очень сложный разрез, и обычные геофизические методы, в частности сейсморазведка, там не работает.
 
И вот делали с помощью таких приборов. Копается, устанавливается. Щит сверху. Засыпается землей. И поехали дальше. И вот так вот 12 штук расставили, 12 штук собрали. Вот я вам сейчас покажу Астрахань, месторождение все знают, Астраханское, да?

Как оно выглядит вот на глубину 30 километров. Вот, смотрите, сколько тут километров? 30 километров, видите? Вот, мы добываем на 4-х километрах, газ там, да? А откуда, как она подпитывается, как она внутри разуплотнения
Зал: А газ у нас, здесь каким цветом обозначен?

Лектор: Газа там нет, там разуплотнения. Желтые - это более рыхлые части, синие — более плотные. Вот, как она устроена. Здесь глубина показана — 30 километров. Размер здесь 4 километра на 4 километра, такой квадрат. Астраханское месторождение. Почему это очень важно, на таких месторождениях, потому что мы скважину, скажем, пробурили.
 
Вот у нас земная поверхность, вот у нас стоит здесь скважинка, вот мы ее бурим. Здесь у нас сероводорода, сероводород какую формулу имеет, кто помнит? H2S. Страшный яд. Его там много. Если мы не будем следить за этими вот вещами, да? То он может, допустим, здесь выйти, да?
 
Он тяжелый, тяжелее воздуха. Он накапливается. Коровка идет за травкой. Здесь же больше влаги. Сверху вниз. Кушает, кушает, дыхнула, готова. Если хорошо коровка, а то не только коровка. Поэтому это очень важно и очень серьезно.

Сейчас начнутся веселые показания. Сейчас я вам покажу, хотите на 200 миллионов лет посмотрим, что будет через 200 миллионов лет.

Зал: Давайте.

Лектор: Рассмотрим колебания. А можно на полтора миллиарда лет заглянуть.

Зал: Мы не доживем. Хоть бы на годик

Лектор: Так, садимся в машину времени, и поехали.

Зал: Это где, в Астрахани, или здесь?

Лектор: Нет, это закономерности, выявленные вот впервые в мире во Вниигазе, они позволяют спрогнозировать поведение недр, вот мы вот закономерность поймали, ее четко описали, и теперь ее можно как угодно далеко продолжить дальше, да? Там есть такие продолжения, сейчас мы вам покажем.

Зал: А вмешательство человека вы учитываете?
 
Лектор: Практически нет.
 
Зал: Оно незначительное? (зал вздыхает)

Лектор: (ищет картинку). Так, ребята, я понимаю, что вы там уже устали, сейчас, немножечко потерпим. И все, и будем, самое интересное у нас сейчас будет. Вот, так, смотрим, вот она эта картинка. Вот, смотрите, вот определенным образом, вот здесь вот, синие, видите, да?
 
Синенькие. Это реальные колебания территории от Уральских гор до Волги. Это все, миллион квадратных километров, с лишним. Это все специальным образом делается, как это было восстанавливается, да? Вот.

Это вот эта синяя кривая. Вот этот отрезок времени мы смотрим, от текущего времени идем назад, 200 миллионов лет здесь прошло за этот промежуток времени. А это колебания примерно такого же диапазона, это Западная Сибирь. От Енисея до Урала. С другой стороны от Урала. До его восточных склонов — Уральских гор.
 
Во Вниигазе были разработки, которые позволили описать. Вот это все расчет, черная кривая это расчет. И вот, в увеличенном виде мы сейчас посмотрим, насколько точно описывается расчет и реальные факты. На основании этого расчета мы можем посмотреть, а что же будет дальше. Что же будет дальше происходить.
 
Мы сейчас здесь находимся, ноль времени, да? Что будет дальше? Почему у нас такая истерическая погода стала, всякие катаклизмы. Вы видите, на каком подъеме, на самом пике мы сейчас находимся. Нам еще немножко продержаться, так миллиончиков 10 лет, а потом все начнется успокаиваться.
 
Зал: Всего-то там. Михаил Икарович, а вы лет так на 10. Месяца на три можно.

Лектор: А вот смотрите. Видите колебания фиолетовые. До фиолетовых, красные сначала покажем. Эта красная кривая — это суточные колебания, в Подмосковье. Представляете, что закономерность колебаний, которая в миллионы лет, я вам уравнение давал, да?
 
И то, которое измеряется часами, оно в принципе одно и то же. А здесь вот сердечный ритм. Это сердце. То есть и колебания Земли, и колебания маленьких территорий, и колебания сердца, и наша речь.
Все — единый закономерный ряд. Наша речь не так просто, она резонансна с теми колебаниями, которые мы сейчас вам озвучиваем, Земли.

Зал: А притяжение Луны, учитывается, да?

Лектор: Оно здесь, да, проявляется. Вот если вы все потопаете.

П: Он стоит на столе, вот если его поставить на пол.
 
Зал: Звук разный.
 
П: Сигнал идет непрерывно, и музыкальный.

Лектор: Вот также происходит и на месторождении. Мы можем это все видеть, и можем управлять. С меньшими потерями, рисками. И авариями. Звуки реального времени. А так, надо наладить непрерывную расшифровку сигнала, и все будет видно, это все на экране. Территория, как мы говорили 10 на 10 километров, будет видно, что где как звучит, и чего там располагается.

Зал: Обычный микрофон тут не подойдет? Если его закопать?

Лектор: Очень тонкий прибор. Это наши отечественные разработки Виталий Порфирьевич Башилов, доктор наук, мы его попросим, он к вам приедет, и расскажет некоторые подробности, но это уникальный прибор, он в свое время был лучший в мире.

Зал: А, например, если поставить и закопать его на метр, то частоты будут на порядок ниже?
Лектор: Некоторые месторождения звучат как весенний лес с птицами. Вот, соловьи, птицы. Вот, а пустые места, вне месторождения хаотически звучат, очень некрасиво. Можно вот познакомиться немножко?

Зал: Дима. Я Глеб. Серафима.
 
...живое общение, обмен мнениями...

Режиссер: (обращается к П) Как зовут, что это, для чего это показывали, и что ты сделал? В чем была твоя заслуга?

П: Меня зовут Владимир, я занимаюсь экспериментальной музыкой. В данном случае, этот прибор называется сейсмометр, который разработан российскими учеными, геофизиками. Моя идея была озвучить этот прибор.
 
Мы создали аналого-цифровой преобразователь, и посредством него, озвучил, пытаясь озвучить вибрации, которые прибор фиксирует. И придать им некоторое эстетическое восприятие ситуации. Собственно, сюда меня пригласили в рамках лекции по геофизике. И немножко мы добавили сюда, скажем, веселья. Как то так в двух словах.

Режиссер: Все. Нормально. Обращается к Лектору.

М: Дело в тот, что сейчас в геофизике происходит такая тихая революция, когда традиционные геологоразведочные методы, они дополняются так называемой пассивной сейсмометрией, которая позволяет регистрировать естественные акустические излучения недр и наших объектов.

И это очень богатая информация, которая позволяет совершенствовать недропользование с тем, чтобы обеспечить промышленную безопасность, экологию добычи нефти и газа, и многие прикладные задачи решать, промысловые, связанные, например, с подземными хранилищами и другими отраслевыми задачами.
 
Режиссер: Стоп. Вообще не так. Представиться, кто вы, где работаешь, во-вторых, для чего эта лекция, что вы привлекаете, вот что мне нужно. Представьтесь сначала

М: Меня зовут Микляев Михаил Икарович, я работаю во Вниигазе. Когда пришел во Вниигаз, то мы начинали здесь профориентационную работу со школьниками. Но тогда не было таких уникальных аппаратурных возможностей как сегодня, с тем, чтобы сразу, в школе приобщить ребят к дополнительному образованию таким образом, чтобы они уже к концу школы могли быть уже практически начального уровня профессионалами, по крайней мере, в исполнении полевых работ.
 
И так как вот эта геофизика, пассивная сейсмометрия, в частности, инновационная геофизика, она только начинает внедряться, то по мере того, как они окончат школу, и пойдут в Вузы, есть уже, будет сформирована отраслевая потребность по развитию сейчас этих технологий, и их применению.
 
Это уже понятно, что это будет очень востребовано, и они будут тогда одними из первых специалистов, соответствующего профиля подготовки, и это им облегчит обучение, сейчас начальное, оно им облегчит потом, даст дополнительный ресурс для совершенствования в Вузе. Более интересные и близкие к практике писать дипломы, курсовые, связи с промыслами, в общем, они будут, мы надеемся, что это им будет интересно и полезно, и они будут понимать что, то что им дается в физике — это геофизика, химия — это геохимия, как я уже говорил.
 
То есть это даст им понимание, что та школьная программа, которую они изучают, она очень важна, в частности, в практике недропользования, наших газоотраслевых задач.
 
Режиссер: Что вы сейчас можете предложить выпускникам?

М: Выпускникам школы мы уже сейчас им предлагаем, чтобы они подключались к той работе, которая разворачивается здесь, в уникальной гимназии, это лучшая гимназия, из всех православных гимназий России, здесь очень дисциплинированные ребята, старательные.
 
И поэтому здесь, с благословения члена корреспондента Академии Наук, Алексея Всеволодовича Николаева планируется, и создается геофизическая обсерватория, где вот эти, ранцевые, легкие и доступные для обучения и исполнения в поле детьми, технологии, будут осваиваться детьми, начиная с шестого класса.
 
Пожалуйста, полевые наблюдения они могут делать. И поэтому, параллельно с этим они будут понимать физическое устройство этих приборов, начальные сведения по геологии, по экологии, и о других отраслевых проблемах будут иметь представление, и все это не слова, а они все это будут делать в командной работе, с определенной дисциплиной, с необходимостью четко выполнять результативные обязательства, которые они на себя берут, и во взаимодействии с многими организациями. Фонд «Дерсу Узала», Институт Физики Земли, МГУ.


Рецензии