Тройка-чудо птица
Белым снегом, вдоль полей,
Мимо ёлочек взъерошенных
Мчится тройка лошадей.
Гривы расплела метелица.
Пар горячий из ноздрей.
Обними покрепче девицу,
Поцелуями согрей!
Припев:
Ах да, тройка – чудо птица,
С песней звонких бубенцов!
То ли явь, а то ли снится:
Мы с моим лихим возницей
На санях, как в колеснице,
Вверх летим. И снег – в лицо!
К облакам взлетят лошадушки,
В голубые небеса.
А внизу России – матушки
Реки, степи и леса.
Города и поселения.
Красота – не описать.
Широта – на удивление
И такая благодать!
Припев:
Ах да, тройка – чудо птица,
С песней звонких бубенцов!
То ли явь, а то ли снится:
Мы с моим лихим возницей
На санях, как в колеснице,
Вверх летим. И снег – в лицо!
Вот и церкви Богородицы
Золотые купола.
Сердце радостно колотится
Под её колокола.
С милым в храме обвенчаемся,
Станем мужем и женой.
И на тройке покатаемся
Под серебреной луной.
Припев:
Ах да, тройка – чудо птица,
С песней звонких бубенцов!
То ли явь, а то ли снится:
Мы с моим лихим возницей
На санях, как в колеснице,
Вверх летим. И снег – в лицо!
Мчаться по просторам родной Руси на конской тройке, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?
Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Потом появились и пассажирские экипажи, перевозили важных людей и ценные грузы. Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях. Имеет место версия, что тройная упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого Пророка Илию на Небеса.
Каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку. Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной, до 60 км/час. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой. Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.
Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией. Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило. Обязательной деталью были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием. Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.
Свидетельство о публикации №119033004473
Такие песни со временем становятся НАРОДНЫМИ! Тебе нужно предложить эту песню (с авторским правом) в какой-нибудь песенный коллектив народного творчества...например Бабкиной! Такая песня должна жить и звучать на просторах нашей страны!
С любовью, Ольга
Ольга Воробьева Степанова 01.04.2019 13:48 Заявить о нарушении
Татьяна Зоренко 01.04.2019 15:41 Заявить о нарушении
Ольга Воробьева Степанова 01.04.2019 16:15 Заявить о нарушении
Татьяна Зоренко 02.04.2019 06:26 Заявить о нарушении