Глава вторая. Путь к осознанности
До урока оставалось минут десять. Дарья прислонилась к стене возле двери класса и стала наблюдать за резвившимися мальчишками. Потом переключилась на разговор двух девчонок. Ей потребовалось некоторое усилие над собой, что бы успокоить свой разум. В голове вертелись папины слова: «А ты контролируешь свои желания и действия».
- Вчера мама купила мне новую кофточку. Эта модная вещица, такой сейчас ещё нет в магазине. - хвасталась одна девочка, а Даша подумала: «где же есть такие места торговли, в которых продают вещи коие ещё не поступили в продажу».
- А я вот новый смартфон купила, самой последней модели. Папа денег дал. - другая девочка небрежно вынула новенький гаджет из кармана и так продемонстрировала его, как будто это рваная тряпка, и ей ничего не стоило потратить две папиных зарплаты на этот сгусток электроники.
И Дашу вдруг передёрнуло. Девочка продемонстрировала телефон так, как это делает модель из телевизора рекламировавшая этот аппарат. Даша быстро достала свой старенький смартфон, вышла в интернет и нашла на ютубе знакомую рекламу, что бы подтвердить свою догадку. И… Девочка продолжая разговаривать с подругой повторяла одни и те же движения, которые Даша наблюдала на экране своего телефона. Даша вновь вслушалась в разговор.
- Знаешь, эти парни все одинаковые, хотят только одного… Только покрутись перед ними и они будут делать всё, что захочешь.
- Ой и не говори подруга. - девочка растянула эти слова чуть гундося, как манерные актрисы из телесериала. - Вот и мой такой же, только помани. А вообще, у него родители богатые, на лексусе ездят. Он перспективный.
- Да, его только приручить нужно…
Даше стало противно от таких разговоров. Но свою догадку о рекламе она захотела проверить и подошла к девчонкам.
- А, это ты «баба яга». Что тебе? - спросила Маша, которая ещё держала телефон в руке демонстрируя его всем окружающим.
- Я хотела спросить, каким средством вы девчата моете посуду? - Даша сама не ожидала такого вопроса от себя.
- Ну, я этим, как его, «Фри» называется. - ответила Оля, которой повезло с перспективным парнем.
- Я вообще не мою. - вставила Маша.
- А почему? - спросила Даша проигнорировав Марию.
Моющее средство «Фри» рекламировали по телевизору каждый день и не было такого человека, который не видел этой рекламы. И Даша подумала, что неконтролируемые действия легко могут быть навязаны. Это её пугало. Но ещё больше пугал ответ, который она ожидала услышать. В рекламе говорилось о том, что средством «Фри» можно вымыть больше посуды, оно экономней и лучше пенится.
- Потому, что им можно вымыть больше посуды, оно экономнее, и лучше пенится. - ответила Маша.
- Вообще, причём здесь посуда? Тебе заняться нечем Даша? - девчата посмотрели на неё с презрением.
- Да так, думала вы знаете, что лучше… - Даша вернулась на своё место у двери.
Слушая их разговор далее, Даша тихонечко сползала по стене вниз. Её догадка переросла в факт. Девчата говорили интонациями из сериалов, фразами из сериалов, пользовались рекламируемыми вещами, даже движения были скопированными из телевизионных фильмов.
Даша очнулась на уроке, когда учительница вызвала её к доске выдёргивая из долгих размышлений. Шёл урок геометрии. Даша послушно вышла и встала перед доской.
- Что ты Дарья молчишь? - спросила учительница Ирина Викторовна.
- Я не слышала вопроса. - ответила Дарья совершенно спокойно.
- Теорема Пифагора. - учительница сдвинула очки на нос и посмотрела на Дашу.
- А, это просто, сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы. - безучастливо ответила Даша витая где-то далеко в своих мыслях.
- Это мы выучили на прошлом занятии. Напиши доказательство. - учительница сняла очки и положила на стол.
Класс хихикнул. Даша никогда не терялась у доски, а тут вдруг была сама не своя.
- С тобой всё хорошо? — спросила Ирина Викторовна. - Ты не заболела.
- Нет Ирина Викторовна, это просто…
- Вот как, тогда поведай всему классу. - Ирина Викторовна терпела Дашу, так как придраться она не могла к её ответам, но сейчас… учительница предвкушала расправу.
Даша взяла мел нарисовала треугольник, дорисовала к граням квадраты, поделила квадраты образованные от катетов по диагонали на две части, а квадрат образованный от гипотинузы на четыре. Положила мел и села на своё место.
Класс охнул. Учительница открыла рот и не могла ничего сказать, так как на прошлом уроке они целых сорок минут писали доказательства через формулы, а тут за пятнадцать секунд решили задачу века. Без участия Пифагора. И главное, всем было всё понятно. Учительница стала листать учебник, потом какую-то тетрадку. Потом вскочила. Крикнула, что бы Даша вышла из класса. Потом сама выбежала за дверь пока Даша вставала из-за парты. Потом прибежала. Села за стол и как будто ничего не произошло продолжила урок не замечая Дашу.
После урока она швырнула Даше дневник, поставив жирную двойку и сказала, что бы на следующий урок Даша пришла с родителями.
Дома её не ругали, а просто смеялись от всей души. Даша совсем не поняла почему. Когда отец пришёл в класс, учительница с руганью накинулась на Дашу. Но отец призвал учительницу к спокойствию.
- В чём провинилась моя Дочь? - невозмутимо спросил он.
- Она не выполнила задание! - Ирина Викторовна гневно посмотрела на Дашу.
- Какое? Позвольте поинтересоваться. - отец спокойно смотрел на учительницу. Даша стояла рядом и сверлила взглядом пол.
- Она, она… - захлебнулась учительница. - Она неправильно доказывает теорему Пифагора.
- И из-за этого вы вызвали меня в школу? - поинтересовался отец.
- Да, Владимир Семёнович.
- Позвольте полюбопытствовать доказательством Ирина Викторовна.
- Она, она, нарисовала его. Она просто издевается надо мной…
- Даша, что ты нарисовала, повтори пожалуйста.
И пока учительница возражала против рисунков, отец властно сказал дочери нарисовать то, что она сделала на уроке. Даша легко повторила рисунок с треугольниками и квадратами.
- Что тут не правильно и возмущает вас? - спросил отец.
- Владимир Семёнович, это не правильно, здесь нет формул. Это, это… Это не так как в учебнике, это не так как надо…
- Но это правильное доказательство теоремы, вы не можете этого отрицать. Это факт, который вы сейчас видите. - отец взглядом показал Даше, что всё будет хорошо.
- Вы не специалист в геометрии… - Ирина Викторовна договорить не успела.
- Может быть я не специалист, тогда нам придётся пригласить директора и других преподавателей, что бы пересмотреть вашу оценку поставленную моей дочери. - отец жёстко посмотрел на учительницу.
Это был мат, учительница никак не хотела признавать свою неправоту, но другого пути не было. Оценка Даши была исправлена.
Наступил май и несколько праздничных дней дали передышку от школьных будней. Но Дашу праздники не радовали. Она всё мрачнела и мрачнела понимая, что практически все вокруг ведут себя так, как это показывают по телевизору. Даша со стопроцентной точностью могла предсказывать реакцию человека на разнообразные события.
В её поле зрения, когда она гуляла на улице, попал один мальчишка, который увлечённо рассказывал про компьютерные игры и показывал, как главный герой игры, какой-то супер-мен, делал со злодеями так и эдак. Его движения были абсолютно неестественными и противоречащими человеческой природе. Но мальчик был восхищён и «выламывал» себе руки и ноги как только мог. А на следующий день, после уроков Даша вновь увидела этого мальчишку. Он играл со сверстниками на школьном дворе. Даша отметила, что он практически точно повторяет те движения, о которых так недавно рассказывал взахлёб. Только игра была совсем другая.
А однажды, зайдя в магазин сотовых телефонов, положить деньги на счёт, она чётко услышала шёпот на ухо: «Купи новенький смартфон, купи новенький смартфон, купи...» Даша оглянулась но продавцы были заняты своим делом. И Даша обнаружила, что стоит и выбирает новый телефон. У неё появилось жгучее, до истерики жгучее желание купить новинку. Она выбежала из магазина чуть не плача.
Она продолжала наблюдать. Пока в один прекрасный майский день не поняла, что она сама делает практически то же, что и другие. Её поведение основано на том, какое поведение она наблюдала у телевизионных героев. Она даже плачет так же, как это делают в фильме. Она с ужасом обнаружила что её смех вовсе не её, а походит на смех любимой актрисы. Она видела, что говорит заученными фразами и её мысли, которые она хочет выразить, сильно отличаются от тех, коие она превращает в слова.
Дотерпев до окончания учебного дня Даша рванула домой и в дверях не удержалась и разрыдалась так, что маме пришлось отпаивать дочь валерьянкой.
- Ну что ты милая… - мама гладила Дашу по голове, а та всхлипывала прижавшись к ней и обняв.
Но как только Даша пыталась заговорить, слёзы вновь ручьём начинали течь. Ближе к вечеру Даша успокоилась. Валерьянка действовала. Зелёный чай с малиной питал Дашину душу свежим ароматом лета. И у Даши заулыбалось сердце.
Дверь хлопнула, это пришёл папа, и из коридора раздалась странная песенка, которую он напевал:
«… я увидел врага в себе,
Я его победил не раз,
Это грех на моём челе.
Кто бы знал, что такое грех,
Не спешил бы отчитывать всех
Он в себе разобраться бы смог,
И подвёл бы жизни итог…»
Папа замолчал войдя на кухню и улыбнулся. Печаль Даши испарилась в мгновение ока. Как будто она и не плакала всё это время.
- Ну что дамы? Будем пить чай? - папа достал коробку с тортом из-за спины. - Ну веселее, День Победы завтра! Выходной!
Мама быстренько убрала с кухонного стола всю утварь. Протёрла его, постелила льняную праздничную скатерть, нарезала торт и поставила чистые чашки.
- Даша сегодня пришла вся в истерике и ничего не рассказывает. Я её еле успокоила. - начала разговор мама.
- Мама я… - Даша хотела, сказать, но слёзы вновь подступили и в горле образовался ком.
- Я вижу дочку в добром здравии и абсолютно спокойной. - улыбнулся отец и Даша вновь отметила, что состояние изменилось.
- Это ты делаешь. - Даша посмотрела на папу.
- Что я делаю?
- Ты заставляешь меня быть спокойной. - жёстко сказала Даша. - не я сама успокаиваюсь, но ты это делаешь.
- Не заставляю. - не стал отрицать отец своего участия. - Я помогаю тебе. Спроси у мамы, она похлеще твоего лила слёзы в своё время. Ей было ещё тяжелее. Или ты хочешь, что бы всё было легко и гладко? Ну слёзы, что с того? Ты здорова, голова на месте, руки ноги целы… Ешь торт.
Даша не нашлась, что ответить, была ошарашена и с радостью отломила большой кусок торта, который испачкал её рот своим заварным кремом. Все дружно смеялись и как-то забыли про истерику Даши.
И тут Дашу осенило.
- Я поняла! - говорила она жуя. - Если бы ты продолжил разговор, это бы был шаблон поведения! Правда папа?
- Вопрос только в том, как ты к этому относишься. Увидеть то, что ты увидела очень большой плюс. Не многие способны на это. Многие нуждаются в помощи. А некоторые смогут увидеть это только в следующей жизни.
- А откуда ты знаешь, что я видела? А почему мама плакала? А почему… - Даша выстреливала вопросы как пулемёт.
- Подожди подожди. Что ты тараторишь. Все были на твоём месте. И я был, и мама… Может только я не плакал. - папа вновь улыбнулся.
- Мне нужно знать… - Даша осеклась, как будто кто-то мог подслушать. - Мне нужно знать, что происходит. Все как роботы ходят и я тоже. А ты, папа, говоришь так спокойно, как будто это само собой разумеющееся. Я не контролирую свои действия, я не контролирую свои слова, я даже смех свой не контролирую, никто не контролирует свои действия. Что происходит?
- Ты верно подметила. Только не все. Например, ты уже видишь, что не контролируешь, а значит можешь с этим бороться. Представь какого другим. А плачешь, потому, что мозг не справляется с полученной информацией. Это такой загадочный инструмент, который всё, что ему не нравится, старается отфильтровать. А когда не получается, он тебе сигнализирует, что происходит что-то ужасное. А у многих реакция на страх или ужас, это плач. Просто такая реакция. Ничего более. В голове паника, что делать нет привычного алгоритма действий. Паника, страх… - папа не успел договорить.
- Аааа, понятно. А как ты меня успокаиваешь? Что было с мамой? Как ты узнал, что я видела? - Даша не собиралась отступать от своих вопросов.
Тут мама не выдержала. И разразилась монологом, что Даша ещё ребёнок, она маленькая и рано ей ещё во всё это влезать. Но она только разожгла в Даше больший интерес, а папа воспользовался паузой и съел кусок торта запив его остывшим чаем.
- Ну что же, маленькая так маленькая. - равнодушно произнёс отец.
- Я не маленькая! - выкрикнула Даша вскочив со стула и поняв провокацию улыбнулась своему неконтролируемому поведению.
Папа и мама засмеялись. Даша села и улыбаясь добавила, что она всё-равно не маленькая, уже очень взрослая и знает практически всё-всё, только вот есть нюансы, которые Даша понять не может… Конечно она шутила. И вечер прошёл незаметно и весело.
Даша полностью расслабилась. Она рассказала за ужином, как наблюдала за школьниками и какие выводы сделала. Она рассказала про магазин и шёпот. Но родители никак не прокомментировали услышанное, лишь внимательно её выслушали. Это удивляло Дашу. Она-то думала, что это такое важное наблюдение и для родителей должно было стать откровением. А папа на это сказал, что не всем следует об этом рассказывать, многие могут не понять и усомниться в здравоумии Даши. Но Даша решительно не понимала почему. Она хотела спасти всех от участи быть в плену навязанных стереотипов. И когда она уже не на шутку разошлась, выстраивая план спасения с выступлениями и разоблачениями на телевидении, отец взял слово.
- А доказательства у тебя есть. Вспомни своих старшеклассников и школьного вора. Тебе поверили? Даша, всё что мы говорим и всё, что с тобой происходит, пусть останется между нами. Дай мне слово.
Даша не колеблясь ответила утвердительно. Она поняла, как глупо и подетски только что выглядела.
Отец продолжил:
- Я конечно отвечу на твои вопросы. Это продолжается не один день…
- Что это? - не удержалась и вставила Даша.
- Как бы тебе объяснить… Давай этот вопрос мы пока отложим, скажем до Дня Рождения.
Даша утвердительно кивнула, а мама занялась уборкой на кухне, вскипятила чайник и вновь на столе красовались чистые чашечки с узором из голубеньких цветочков.
- Узнать то, что ты видела не так сложно. Ведь я посоветовал тебе обратить на это внимание, зная, что ты это обязательно сделаешь. Тем более ты сама заметила странное поведение, несоответствующее здравому смыслу. Курящий человек. Помнишь? Просто это очевидное явление, но даже здесь очень сложно увидеть всю глубину происходящего. Конечно, в точности я не знаю, что ты видела, но в общем могу представить. Если бы я начал тебе объяснять, то ты бы это просто запомнила, как очередную формулу доказательства теоремы Пифагора и пошла преспокойно дальше. Но ты всё пропустила через себя, тебе только нужно было направление и я его тебе дал. Теперь спокойно ты к этому уже не сможешь относится. Это останется с тобой навсегда. Будет твоим опытом и твои реакции на внешние события станут основываться на том, что ты смогла понять самостоятельно. Понимаешь?
- Кажется понимаю. - серьёзно кивнула Даша.
- А успокоить тебя не сложно, главное знать как. Я ведь уже сказал, что твой мозг воспринимает всё новое, как нечто враждебное, а я просто помог мозгу освоится с этим. Когда ты чем-то возмущена и я вижу, что тебе трудно справиться, то я помогаю успокаивая внутреннюю бурю эмоций и наполняю тебя спокойствием и радостью. Не подумай плохо, они настоящие. Если бы ты не захотела принять их, я бы ничего не делал.
И вновь приятное тепло разлилось по телу. Даша купалась в этом тепле и ей казалось, что всё всегда будет хорошо.
- Ну а поскольку мы все когда-то были детьми, то и мама твоя и я прошли через понимание того, как мы бессознательно делаем то, что где-то увидели. Пусть это будет кино. Не важно, смотришь ты фильм или мультфильм. У тебя нет опыта как вести себя в ситуации, которую тебе показывают. Твой мозг это запоминает, а потом, когда в жизни возникает что-то подобное, мозг выдаёт вариант действия, который у него записан. Что бы изменить это, приходится проливать не мало слёз.
- Значит, тот кто снимает фильмы и делает мультфильмы управляет нашим поведением… - изумилась Даша.
Отец ничего не ответил. Он встал, погладил Дашу по голове и пожелал всем спокойной ночи.
На следующее утро мама Даши умерла.
Свидетельство о публикации №119032908515