Глубокое синее море
Из этого краткого пересказа непонятно, что же такого страшного в истории Дональда Кроухёрста. Возможно само слово "страшный" здесь не вполне уместно. "Гонка века" и история, по которой она снята - скорее пугающая и беспокоящая. И вызывает она не приятно щекочущий нервы саспенс, а тревожное чувство, от которого хочется поскорее избавиться.
Важную роль играет контраст между трагическим содержанием и формой. Стилистически, это - очень английский фильм, где все - от эмоций до цветов - подчеркнуто сдержанно и неброско. Колин Фёрт сыграл Кроухёрста похожим на другого своего персонажа - Георга 6 в фильме "Король говорит": храбрый и немногословный, неуверенный, но готовый исполнить свой долг. Основные мотивы и коллизии сюжета тоже очень английские: пари, честная игра в спорте и в жизни и, конечно же, море.
Лишь разобравшись с символикой моря, можно понять, чем же так пугает фильм "Гонка века". Для британца 19 века, именно в борьбе с морской стихией закалялся человек и ковалась Империя. Киплинг в "Песне мертвых" пишет:
"Наше море кормили мы тысячи лет
И поныне кормим собой,
Хоть любая волна давно солона
И солон морской прибой:
Кровь англичан пьёт океан
Веками - и всё не сыт.
Если жизнью надо платить за власть -
Господи, счёт покрыт!"
Но есть у моря и иное культурное значение. Здесь на помощь приходит французский философ Мишель Фуко. В своей работе "История безумия в классическую эпоху", Фуко, среди прочего, указывает на характерное для Нового времени представление об английской меланхолии, как продукте влажного и холодного морского климата. Но символическое значение моря не ограничивается пределами Англии. Согласно Фуко, в европейской культуре издавна присутствовала символическая связь между морем и безумием. Моряки оставляют свои семьи и привычный жизненный уклад на берегу, они прокладывают курс по звездам, используя древние, языческие навыки и секреты. Само море - бескрайнее и беспокойное - подрывает веру в Бога и оставляет моряка на милость демонических сил. Оно столь же противно ясному свету разума, как и само безумие: текучий, подвижный хаос, темный и пугающий беспорядок. Дальше Фуко пишет о "Кораблях дураков", на которых в эпоху Ренессанса сажали душевнобольных, изгнанных из родных мест и обреченных на бесконечное странствие.
Если задуматься о фильме "Гонка века" именно в этом ключе, становится понятно тяжелое чувство, которое оставляет история Дональда Кроухёрста.
В конечном счете, это - фильм о том, что есть стихии опаснее тех, что бушуют за бортом и вещи пострашнее, чем гибель в кораблекрушении.
Свидетельство о публикации №119032905114