Художник и философия
А так же есть своё отношение к искусству, к живописи. Мы многое видим в кино, "по телевидению", читаем книги о живописи, смотрим видео в "YouTube", посещаем выставки, ходим в музеи. Люди любят украшать свои жилища картинами, пейзажами или портретами. Какая же философия есть в живописи? Во всякой ли живописи есть философия?
Или современный зритель просто украшает свою жизнь красивыми пейзажами, цветами или лёгкими панно. Остался ли современный художник философом, как в древние времена, или превратился в дизайнера, оформителя? Какая живопись является философской?
Живопись всегда несла в себе нечто светское или сакральное, была свободной или канонической. Философия в живописи появилась с масляными красками. Художники раньше были странствующими, кочующими по всей земле, они учились мастерству друг у друга и имели определённую степень свободы для путешествий по миру в поисках своих образов, моделей или пейзажей. Строительство Соборов наложило на живопись 15 века свой индивидуальный отпечаток. Мало кто в средние века умел читать, а вот смотреть живопись был способен каждый человек. Поэтому живопись была, как образование, как поучение, как философия. Сначала в Соборах была живопись в виде образов, как текстов из Писания. Живопись всегда была молчаливой. Но умела заставить остановиться и задуматься. Ибо любой художник умел рисовать молча, долго размышляя над своим образом, над своим портретом или картиной. Размышление, молчание перед картиной — это особая энергия, связь через картину с миром и зрителем.
Пик развития масляной живописи был в Средние века. Любое произведение живописи можно описать через слова, через вложенные символы. Это и есть философия образа.
Во все времена были и есть слабые картины, а есть сильные образы живописи, которые интересны, мудры, заставляют нас мыслить и размышлять о времени, об эпохе или о жизни.
Язык живописи способен понять каждый человек. Ибо живопись — это диалог живописца со зрителем. В основе живописи лежит сложный процесс: грунтовка, манера мазков, характер линий, процесс изготовления самой картины, её модель, образ, натурщицы или пейзаж.
В высоком мастерстве всегда присутствует и высокое вдохновение, даже некая мистика, логика и познание. В живописи важна интуиция, замысел, внутренняя сила и гуманизм художника. Каждая картина — это образ эпохи, времени, культуры или истории общества. Масляная живопись — это особое явление, она родилась в Храмах, выплывая из тьмы, раскрывая пространство света и отражая тени. В ней были свои тайные силы, свои нюансы, своя сложность и особенности.
Масляная живопись высвечивала, давала настрой, она говорила своим мистическим языком о вере, о чём-то великом, недосягаемом, о космическом и земном. Все фрески, скульптуры, витражная живопись — это своеобразная мистерия духа и ощущение волнения от необъяснимого и притягательного.
Живопись в картинах была не менее мистической. Ибо уже Рембрандт использовал свет и тень, высвечивая самое главное и важное в картине. У Рембрандта всегда три четверти картины находится во тьме, а остальное высвечивается. Вот это и есть философия.
Леонардо Да Винчи использовал мистику влияния картины через воздушность обволакивающей среды, которая была вокруг Джоконды. И не законы гармонии были главными в живописи, а процесс письма каждого индивидуального художника. Этюды, рисунки, наброски, лишь потом образ, сюжет, построение, воплощение замысла и внутренний разговор с картиной, со зрителем через неё.
Художником движет не разум, а некоторая внешняя воля, дух, незримая материя, порыв, подсознание, стихийность. Но эта стихийность всегда глубокая, она превращается в осязаемое, зримое произведение. Преодоление хаоса, напряжения в картине и создаёт новый феномен, новое философское видение, которое отражается в картине. Палитра существует для смешивания красок, для создания необычной краски, которая высветит, усилит изображаемое. Это и есть создание философского камня, собственная философия и алхимия. Масляная живопись появилась во времена Ренессанса, длилась около 500 лет.
Космос непостижим для человека, он слишком хаотичен, но художники стремились его понять и показать его значимость, его красоту и величие.
Есть замечательная картина Джорджоне да Кастельфранко «Три философа». Она нарисована на фоне великолепной долины, убегающей вдаль до самого города. А в лесу у пещеры находятся три мудреца. Мудрецы молчаливы, беседу не ведут. Каждый думает о своём. Но всматриваясь внимательно в их одежды, можно определить, что они относятся к разной вере. У них разный внутренний настрой.
Человек в чалме — это мусульманин, а старик похож на пророка, возможно, иудей. Сидящий юноша, он среднего возраста, это — христианин. У старика в руках карта вселенной. Можно предположить, что это волхвы, идущие во Вифлем. Это три мудреца знают, куда им идти, ибо в руках старика карта вселенной. Это персидские маги, астрологи и провидцы, Каспар, Балтазар и Мельхиор.
Средний мужчина Мельхиор, задумчив, погружён в себя, — это астролог. Каспар — самый старый из них, у него карта, он вычисляет путь по карте, чтобы знать, куда им идти дальше. А юноша Балтазар занимается расчётами, делает вычисления, у него в руках есть циркуль и буссоль, он вычисляет путь кометы. Юноша Балтазар всматривается в окружающий мир, возможно в руках у него рождается какая-то картина, там возникнет масляная живопись.
По некоторым предположениям, возможно, что на картине изображены Аверроэс, Аристотель и Вергилий, а они по типу размышлений различные, один из них средневековый схоласт, другой - арабский философ, а третий - старик-неоплатоник.
Вся картина — это сплав философии, художник рисует красками, создавая явление философии. Сама картина — это философия, размышление трёх человек о пути перед входом в пещеру, где находятся Мария с младенцем. Ещё усилие, ещё размышления и они смогут найти эту пещеру, прозрев, увидев внутренним зрением.
*Гёте говорит:
Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него, —
Истина рядом – протяни руку.*
Единство трёх философов на картине говорит о том, что возможно быть в союзе познания, размышлений, веры и желаний знания об окружающем мире.
Живописец — это человек, который пытается изменить мир через свою живопись.
Каждый художник идёт своим путём, находит свои приёмы, высвечивая главное или усиливая цвет. Леонардо изобрёл технику сфумато, он очень много производил экспериментов с красками, смешивая их. В технике сфумато нет теней. Это особый свет, излучающий энергию. Это принятие мира целиком, без теней. Так может принимать мир только Бог. В его живописи нет контрастов: *Да или Нет*. В технике сфумато нет разделения мира на плохое и хорошее, на положительное или отрицательное. Всё едино, всё значимое. Леонардо стирает в живописи грань одномерности мира. Ему неважно кто перед вами: мужчина или женщина. Поэтому в Джоконде зрители часто видят мужчину.
Свою любимую Мону Лизу он возил везде с собой повсюду, добавляя иногда лишь один лёгкий мазок. У Леонардо немного картин, но все они очень необычные, внутри каждой есть своя загадка, свой алгоритм, своя зашифрованная тайна. Леонардо был и химиком, и алхимиком, и инженером. Но главное — он был художником, мыслителем, философом. Ибо всё что он делал, это потом находило своё значение в его живописи.
Все остальные инженерные занятия Леонардо — это подготовка к главному в его жизни - к живописи. Живопись для него была царицей и королевой всех искусств и ремёсел.
*У Леонардо немного картин: «Джоконда», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Иоанн Креститель», «Бахус», «Дама с горностаем», «Благовещение», «Святой Иероним», «Поклонение волхвов», «Анна и Мария», «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте».*
Любая картина — это познание мира, это синтез знаний о мире и о собственных способностях художника к изображению окружающего нас мира.
.
Написано, как краткое эссе по книге Максим Кантор
*Чертополох. Философия живописи*
Свидетельство о публикации №119032804202
С Уважением,
Евгений Прохоров 6 28.03.2019 21:17 Заявить о нарушении
С уважением)
Галина Соловьева 28.03.2019 23:43 Заявить о нарушении