Не верь, не бойся, не проси...

Бояться надо.

Боюсь нелепой и случайной смерти
По дурости и глупости других,
Когда в житейской нашей круговерти
Ах, как немало(!) есть теперь таких…

Боюсь презренья- трусости подруги,
И близкого предательству  родства.
Боюсь бесчестья   денежной услуги,
Боюсь в себе  терпеть не естества…

Боюсь  лишиться  Родины любимой,
Осев в краю России мне милей…
Боюсь найти красот неповторимых,
Где белый снег  покажется белей…

Боюсь проклятья  православной веры,
Того боюсь, что сгинет вдруг  мой Бог…
Боюсь  познать  я  счастью   должной меры,
Которую постичь бы я не смог…

Боюсь еще по этим же причинам
Терять  мне близких…, преданных друзей… 
Боюсь я зрить в безнравственных личинах
Живущих  рядом знатных нам  людей.

Служить кому-то временной заменой,
Поддавшись слабости и сладости утех,
Боюсь…  любимую убить своей изменой,
Чтоб надо мной  потом давлел  сей грех…
                *     *     *
Бояться надо.  Жизнь тому наукой.
Решает  каждый сам : чего и как…
Боюсь всего, что мне-  душевной мукой…
Что  не боится только лишь дурак…



          Довольно часто в современном разговоре используется тюремный жаргон, чтобы сделать свою речь более цветистой и веской. Поговорим об одном из таких выражений: не верь, не бойся, не проси.
          Не верь, не бойся, не проси - эта фраза является одним из самых старых и основополагающих тюремных законов, её до общественности впервые донесли:
-  писатель и бывший зэк В. Шаламов в рассказе «Одиночный замер» (1955г.) из цикла «Колымские рассказы». Вот как он  описывает следующие размышления героя;
«…Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание её было заложено тогда, когда условия, быт ещё не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся и не проси…»
и один из советских оппозиционеров –   более известный писатель и тоже бывший заключенный Александр Солженицын- в своём романе «Архипелаг ГУЛАГ».
А.Солженицын описывает неформальные правила поведения заключённых.
«…Наконец, существует сводная заповедь не верь, не бойся, не проси! В этой заповеди с большой ясностью, даже скульптурностью отливается общий национальный характер зэка…» (Архипелаг ГУЛАГ, том 2, часть 2, глава 19 «Зэки как нация»)


 Как  итог-    смысл выражения «не верь, не бойся, не проси» заключается в том, чтобы заключённому, либо обвиняемому, не ухудшить своё положение в местах лишения свободы.  А именно:
• не стоит доверять другим заключённым, следствию и администрации;
• не следует проявлять страх перед угрозами: виктимное поведение* провоцирует насилие;
• не следует просить чего-либо у заключенных и администрации, чтобы избежать появления у них рычагов воздействия на заключённого;
-рычаг дать/не дать — для тех, в чьей это власти;
-рычаг для остальных: просимое воспринимается исключительно как слабость или уязвимость, которая может быть использована с целью шантажа или давления на человека администрацией или другими осуждёнными.
    Не верь, не бойся, не проси- эта заповедь является одной из «установочных», которую многие применяют в обычной жизни, думая, что   эти советы не подведут.  Да, действительно, если придерживаться этой тюремной мудрости, то многие беды обойдут тебя стороной… И все же на мой взгляд эти слова не служат панацеей от всех невзгод и единственно действенным средством в любых ситуациях. Принимая для себя эти слова  как  принцип своей жизни одна из точек зрения (изложенная в интернете)  трактует слова данной  поговорки следующим       образом (дается в оригинале)…
Не верь - это правильная (?!) фраза, которая, как бы намекает, что «человек человеку- волк», и что никогда не стоит расслаблять «булки», поскольку нынче время капиталистическое, и местами либеральное, а это значит, всяк норовит обмануть, и кинуть на деньги.
  Не бойся - страх и робость является первейшим проявлением слабости, а человек устроен так что обнаружив слабого, начинает его преследовать, третировать, издеваться, причём не только в тюрьме. 
 Не проси - просить у другого о чём либо, является унижением и явным проявлением слабости. Более того, проситель тут же оказывается в зависимости, а это не очень правильно и хорошо даже на свободе, а в тюрьме, так и подавно.
Исходя из выше изложенного, возникают встречные вопросы:
-мы  все живем  в тюрьме? или  отбываем пожизненный срок      в стране-лагере  под названием Россия? 
-как быть с верой (духовностью) как таковой, если  и ее отвергать?
-как быть с друзьями и родственниками, если им не верить          и в трудный час не попросить у них помощи?
-как не бояться того, о чем  написано в приведенном выше стихотворении?
-а если эти слова не есть истина, зачем тогда ставить их во главу угла? В угоду моде?
и т. д.
__________
*Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность стать жертвой преступления (Википедия)

С другой стороны, как философская мысль, побуждающая к творчеству,
выражение  «не верь, не бойся, не проси»
встречается в произведениях культуры:
• В цикле произведений Веры Викторовны Камши «Отблески Этерны» (а в частности в книге «От войны до войны») фраза «Не верь, не бойся, не проси» является одной из заповедей Двора Висельников (преступных элементов общества, объединившихся под предводительством собственного лидера-короля, именующего себя Ночной Тенью), описанных вымышленным поэтом вселенной «Отблесков Этерны» Дидерихом в романтической манере.
• В фильме «Кто, если не мы».
• В книге Михаила Хейфеца «Место и время» эти слова взяты в качестве эпиграфа.
• Роджер Уотерс на концерте в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади (06.06.08) запустил в воздух свинью с этими словами на боку. Точнее, там были слова: «Не плачь, не бойся, не проси».
• «Не верь, не бойся, не проси…» художественный фильм 1990 год. 89 мин. Режиссер: Святослав Гарвассиев.
• Фразу произносит персонаж фильма «Дневник убийцы» перед расстрелом во время Гражданской войны.
• Рок-исполнитель Паук в песне «Олигарх» из альбома «40 дней после смерти».
• В песне группы «Лесоповал» «Первый срок»
• В песне Вероники Долиной «Чертополох».
• У группы «Алиса» на альбоме «Изгой» есть песня «Бойся, проси и верь!», с названием, имеющим противоположный смысл.
• В песне Ирины Аллегровой, в альбоме, совместном с Михаилом Шуфутинским.
• В песне группы «Чёрный Обелиск» «Капли дождя».
• Название песни группы «Тату».
• Во 2 сезоне сериала «Реальные пацаны», отец Николая Наумова после возвращения из мест лишения свободы.
• В песне Гарика Сукачёва «Птица».
• В кинофильме «Пипец 2» набита татуировка с подобными заповедями у бывшей КГБшницы «mother russia».
• В песне Ноггано «Отпусти меня, начальник» есть слова «не проси, никому не верь, ничего не бойся».
• В книге Э. С. Кочергина «Крещёные крестами»
• В книге А. Д. Константинова «Бандитский Петербург — 4. Вор (Журналист-2)»
• На альбоме A Life To Die For датской группы Royal Hunt есть песня под названием «Won’t Trust, Won’t Fear, Won’t Beg».
• В кинофильме «Зона. Тюремный роман»
• В песне группы 25/17 «Думай сам» (из альбома «Русский» звучат слова «Думай сам, делай сам, бойся, верь и проси…».
• В песне Рема дигги & Эф ди вадима – "ждем"
• В книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы»
 Возможно, где-то здесь каждый для себя откроет истинный смысл  рассмотренной выше фразы.
__________________
Источник: © https://модные-слова.рф   


Рецензии