О десяти минах. Ч. 30 Притчи Христовы
12. Итак сказал:
некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им:
употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав:
не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16. Пришел первый и сказал:
господин! мина твоя принесла десять мин.
17. И сказал ему:
хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19. Сказал и этому:
и ты будь над пятью городами.
20. Пришел третий и сказал:
господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22. Господин сказал ему:
твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24. И сказал предстоящим:
возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25. И сказали ему:
господин! у него есть десять мин.
26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то,
что имеет;
27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите
сюда и избейте предо мною.
(Св. Евангелие от Луки 19:11-27)
Толкование.
Очень часто притчу о минах смешивают с притчей о талантах.
И действительно, в них есть много общего.
В обеих притчах господин, уходя, даёт рабам определённую сумму денег, чтобы они вложили их в торговые дела и умножили.
В обеих притчах одни из рабов оказались верными и умножили серебро, а другие оказались ленивыми и не получили на свои деньги никакой прибыли.
И в одной и другой притче старательные люди получили награду, а ленивые были наказаны. Оправдание ленивого раба в обеих притчах почти тождественно, равно, как и ответ на него господина.
В обоих случаях у ленивых слуг было отнято серебро и дано наиболее усердным.
Но есть между этими притчами и существенная разница.
Так, в притче о минах, эта серебряная денежная единица была роздана всем поровну, а в притче о талантах каждый получил по своей силе.
В одной притче старательный раб удесятерил данное ему серебро, а в другой только его удвоил.
В притче о минах ленивый раб спрятал свои деньги в платок, а в притче о талантах зарыл их в землю.
Есть и другие различия. Из этого мы можем прийти к заключению, что в этих притчах описываются, хотя и подобные, но всё же, не одни и те же духовные делания.
В притче о талантах господин раздаёт своим рабам таланты каждому по возможности или силе, но не сказано, что это за сила и как эту силу приобрести.
Однако это чрезвычайно важно знать всем ищущим своего спасения.
Притча о минах как раз и объясняет, что надо делать, чтобы приобрести эту силу. Притча о минах имеет отношение к притче о талантах, как причина к следствию.
Если человек понял, что истинная цель его жизни заключается в служении Богу и спасении души, т.е. получении блаженной вечности;
если он понял, что служение одному миру сему есть бесполезная суета, то такие понятия рождают в нем стремление к богоугождению.
Вот эти то понятия и рождаемое ими стремление к богоугождению и есть та мина, с
которой начинается восхождение человека к духовному совершенству и его спасение.
Мина эта даётся человеку Богом.
Полученные мины приказано употреблять в оборот и умножать.
Как совершается это умножение? Жизнью по евангельским заповедям, иначе говоря, исполнением Божией воли.
Надо заметить, что в греческом Евангелии, вместо слов «в оборот», стоят слова «на стол».
Тут подразумеваются столы меняльщиков денег. Они не только меняли деньги, но совершали и другие финансовые операции: брали деньги в заём, под проценты, и давали их другим, под процент больший.
Таким образом, слова Спасителя: «для чего ты не отдал серебра моего на стол?» значат: «почему ты не отдал моих денег под проценты, в рост?»
Этот рост духовного богатства совершается невидимо и беспрерывно в нашей душе, если мы не остаёмся бездеятельны.
Что же мы должны делать, чтобы росло наше духовное богатство?
Делать всякие добрые дела, какие можем и которые заповедают нам библейские заповеди.
Всё это доброделание постепенно истребляет наши страсти и грехи, насаждает в нашей душе христианские добродетели и даёт нам навык и силу постоянно пребывать в воле Божией. По мере того, как мы становимся верными служителями Божиими, Господь подаёт нам и Свои духовные дары. Их мы должны использовать не только для себя, но и ради пользы других.
Протоиерей Виктор Потапов.
******
У богословов господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос, который «прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в „дальнюю страну“ — на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей».
Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования и внешние блага.
Однако Феофилакт Болгарский пишет:
Рабы Его — те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни — большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты.
Возвращение господина и требование отчёта от рабов понимается как Страшный суд,
на котором, по учению Церкви, все должны будут дать ответ за свои дела.
*
Мина – греческая серебряная монета, мера веса (~720 гр.), мера стоимости равная 60 сиклям.В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину. (Книга пророка Иезекииля 45:12)
Прообразом господина является этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи – сын Ирода Первого – Архелай, который после смерти своего отца поехал к императору Августу для получения царства по завещанию.
Его жестокость проявилась в кровавой расправе в Иерусалиме, в ходе которой погибло 3 тысячи человек. Когда он поехал в Рим, несогласные с его правлением собрали делегацию и ходатайствовали о непризнании завещания. Однако, власть была ему дана, но не был дан царский титул, он был лишь этнархом («народным начальником» от гр. «этнос» – народ и «архэ» – начало), впрочем, правил он недолго, и его владения перешли во владения Квириния, о котором упоминает Лука в начале своего Евангелия.
Свидетельство о публикации №119032605274