Что будет, если в самолет ударит молния

   Удар молнии в самолет — это чрезвычайное происшествие и при ряде обстоятельств оно может иметь определенное последствие. Билетик Аэро расскажет вам, что же будет, если в самолет ударит молния.
Попадание молнии в самолет достаточно редкое явление для современной авиации. Обычно, согласно инструкциям техники безопасности, пилотам запрещено вводить самолет в грозовой фронт, машина должна обходить грозовое облако справа или слева, но никогда не пролетать снизу. Иначе, молния обязательно ударит в нее. По статистике экспертов молнии в самолеты попадают 1-2 раза в год, при регулярной эксплуатации авиалайнера. Но сегодня это редко приводит к серьезным последствиям.

Первое упоминание об авиационном происшествии, связанным с грозовым разрядом, появилось еще в 1929 году. Первым летным происшествием, описанным детально, стала катастрофа транспортного самолета ВВС США Curtiss C-46, следовавшим 14 июня 1945 года по маршруту Даллас Джексон в штате Миссисипи. Молния попала в крыло на высоте около 1 километра. В результате самолет не смог удерживать высоту и упал в лес.
А одним из самых тяжелых ЧП вызванным молнией — называют авиакатастрофу в американском штате Мэриленд 8 декабря 1969 года. Тогда повреждение получил резервный бак с горючим, самолет вспыхнул, погибли 82 человека. После этой трагедии в конструкцию самолетов внесли изменения.

Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления, поэтому если на ее пути встречается самолет он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Для этого листы обшивки должны быть плотно подогнаны друг к другу.

В случае же использования композитных материалов, их стали покрывать слоем проводящей сетки из медной фольги. Для защиты от сильного электромагнитного излучения, возникающего при ударе молнии, бортовые системы стали кранировать медными сетками. А, чтобы исключить воспламенение паров топливных баков при попадании молнии, по мере выработки горючего они заполняются инертным газом. И, наконец, чтобы снизить вероятность встречи с небесным электричеством, на концах крыльев устанавливаются электростатические разрядники, с которых статический заряд стекает в воздух. Благодаря этому корпус самолета всегда остается нейтрально заряжен и не привлекает внимание молнии. Если она и попадает в него, то скорее всего выйдет с него именно с разрядника.
На данный момент авиапарки практически всех стран обладают современными авиалайнерами, которые достаточно хорошо защищены от удара молнии.

Самолеты испытывают на сопротивление значительным по мощности электромагнитным воздействием. Они могут выдерживать практически любые молнии и уровень турбулентности. При попадании молнии в самолет не пострадают ни пассажиры, ни экипаж. Может только наблюдаться незначительная тряска машины, небольшие повреждения корпуса, порча радио и электро оборудования, которые на каждом борту всегда дублируются.

И все же, несмотря на эффективный полный комплекс защиты, самолетам даже новой конструкции запрещается входить в грозовой фронт. А если в самолет во время полета все-таки попала молния, после посадки его тщательно просматривают на предмет сохранности обшивки корпуса.

Итак, в современном мире на современных авиалайнерах удар молнии не страшен. Это связано с наличием многих конструкторских решений, защищающих самолет. Несмотря на мировую статистику, в которой говорится, что за 15 лет использования каждого авиалайнера, регулярно совершающего полеты, молния попадает в него не менее 15 раз. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе из-за удара молнии ничтожно мала.


Рецензии
… В каждый момент в разных точках Земли сверкают молнии более 2000 гроз. Каждую секунду около 50 молний ударяются в поверхность земли. Верх грозового облака может находиться на высоте 6-7 км, а низ нависать над землей на высоте 0,5-1 км. Ученые обнаружили рекордную молнию, длина которой – 321 км.
Молнии вспыхивают в небе с различными скоростями. «Медленная» молния за секунду преодолевает расстояние примерно 200 километров. Но в некоторых случаях молнии могут достичь 140 000 км. в секунду (это почти половина скорости света)…

Валерий Анатольевич 2   25.03.2019 18:59     Заявить о нарушении
Спасибо, за дополнение. Валера, как пилот ощущает и ощущает ли удар молнии по фюзеляжу? Слышен ли гром там, на высоте?

Татьяна Сергеева 9   25.03.2019 19:13   Заявить о нарушении
… Из турбин вылетает раскаленная струя воздуха с температурой 600 - 800 градусов. Здесь часто и зарождается канал молнии (так грозовые разряды притягивают костры, разведенные на земле). Наиболее опасна молния для низколетящего самолета, так как он может сыграть роль проводника тока молнии из облака в землю. Иногда молнии разбивали лобовые стекла самолетов. Ощущение при ударе молнии - никакого звука, только вспышка света и потрескивание в радиоприборах связи. Один раз выключился радиолокатор и некоторые приборы…

Валерий Анатольевич 2   25.03.2019 20:31   Заявить о нарушении