Перестарки

Несколько лет назад посмотрел с небольшой разницей во времени два фильма испанских режиссеров, родных братьев, Фернандо и Давида Труэба. Фернандо снял «Художник и натурщица» в 2012 году с Жаном Рошфором в главной роли. Это был последний фильм Рошфора. Считается французским фильмом (наверное, потому, что снимался на французском языке). А Давид Труэба снял годом раньше, в 2011 году, «Мадрид, 1987 год».

Сюжет «Художник и натурщица» весьма тривиален. Художник, влюбившийся в модель. Из особенностей – художник стар. Изо дня в день, перед мужчиной молодая красивая, совершенно голая женщина, которая раз за разом принимает нужные ему позы. Он трогает ее, поправляя позу. Ну, мужскую реакцию несложно спрогнозировать. В итоге, когда и женщина понимает его состояние, она допускает его к себе. Утром они завтракают. Он провожает ее к партизанам (война), и стреляется из ружья. Все остальное, что происходит в фильме – ландшафт, фон. Он мог быть не только таким, но и каким угодно еще без ущерба для содержания. Резюме – кончилась мужская сила (при другом варианте, стреляться нет смысла), и кончилась жизнь. Мысль такая же тривиальная, как и сам сюжет. А с биологической точки зрения и совершенно оправданная. Накопленная биологически значимая информация передается почти исключительно только во время размножения. Но вот для общества старый мэтр еще был ценен. Для жены. Для детей (но их, кажется, нет). Для родственников. Для близких, коллег, знакомых.

Мое мнение. Фильм довольно постный по содержанию.

На Аиду Фольч приятно смотреть, конечно.

Жан Рошфор? Для меня он интересней в комедийных фильмах.

Второй фильм «Мадрид, 1987 год».

В центре тоже отношения сильно возрастного мужчины и молодой, даже юной, женщины. Он профессор, она студентка. (Что в первом случае, что в этом, совершенно архетипические сюжеты. Одних анекдотов про художника и натурщицу, и про профессора и студентку – не счесть. И в других жанрах хватает. В кино - «Очаровательная проказница» 1991 года Жака Риветта с Эммануэль Беар. Еще та тягомотина. Хотя фильм получил гран-при Каннского фестиваля. Сценарий там покрепче (по Бальзаку ж). К Эммануэль Беар никаких претензий.) Так вот. Ей нужен зачет, а он циник и бабник. Медленным сюжетным танцем она, понимая его настроение, уходит в ванную и возвращается раздетая (кажется, полагая, ему этого достаточно). Фильм не пересматривал, поэтому некоторые сюжетные ходы (довольно корявые) не очень точно помню. Потом они оказываются оба в ванной раздетыми. И ванна захлопывается снаружи. Таким вот хромым способом, сикось-накось режиссер добивается желаемого – немолодой мужчина и молодая женщина оказываются раздетыми в маленькой комнате, закрытой снаружи. Уйти не могут, одеться не могут. Остается общение. Вот он искомый режиссером результат – представители различных поколений общаются, и под всем этим такой фундаментальный эротический подтекст. Что бы герои не говорили, но они вернутся к нему. Поэтому разговор героев и не очень важен и не интересен. В итоге, мужчина, порядком подрастерявший свои мужские амбиции, двигавшие им еще пару часов назад, получил все-таки свою долю женской эмпатии и поддержки.

Героев освободили, и они вернулись каждый в свою жизнь.

Фильмы, может быть, и стоит смотреть, как вариант развития темы мезальянса. Меня интересовало, какие мотивы женского согласия выберут режиссеры.

В обоих случаях сочувствие.

Ну… Наверное, и это тоже женщинами движет.

Но, наверное, точнее было бы – уважение к мужскому желанию. Это более фундаментальный женский мотив*.

Желание, женское желание, в отношениях с возрастным мужчиной не может быть первым по времени и по значимости мотивом.

Хотя, это все мои мужские домыслы. Женщин мои рассуждения могут совсем не устроить. Можно повторить вслед за Руссо, - "Все мудрые созерцатели, посвятившие свою жизнь изучению сердца человеческого, знают о безошибочных признаках любви куда меньше, чем самая ограниченная, но чувствительная женщина". (Юлия, или Новая Элоиза)

Из последнего – «Этот неловкий момент» 2015 года. Но я его не досмотрел. Главный герой весь такой большой и крепкий  - «Ай-яй-яй, на меня напала молодая голая женщина (девушка)! Я не смог от нее отбиться!».  А потом он от нее бегал. Мужского в нем хватило на 10 минут на пляже. Или может даже на 3 минуты. А потом какие-то мужские истерики. Не интересно мне за таким героем наблюдать.

Вообще есть мысль (и даже уже начал) написать текст «Мезальянс как идеал и мечта». Ну, может на пенсии, когда длинными зимними вечерами нечего будет делать.

* Мужское желание - самый изысканный комплимент женщине. Как говорила женщина-стиль „Не люблю длинных пиджаков — при разговоре с мужчиной я не вижу, как он ко мне относится.“ Коко Шанель


Рецензии