Опыт осознания сознания Душевность и духовность

                Душевность и духовность

Мир искусства путает душевность с духовностью. Все средства искусства: слово, музыка, живопись, скульптура - служат изображению душевности авторов. Но нельзя изобразить состояние духовности, возвышения и соединения-растворения человека в мире, в природе, во вселенскости.
Последнее можно изображать только символически в виде ангелов, архангелов, голубей, нимбов, в чем нет ничего общего с реальной духовностью.
Как ни в одном пейзаже нет чистой реальной природы, мира, которые и являются нам в момент духовного постижения, пронизывающего нас, но нам не принадлежащего и не сводимого ни к одному душевному качеству: радости, грусти, отчаянию, мятежности, гордости, цинизму, похотливости, грубости, жадности, мечтательности и т.д.
Состояние духовности нельзя закультивировать, присвоить, обучить ему. Оно и есть для человека, и нет.
Нет пути через душевность к духовности. Не только искусство душевно, душевен и весь человеческий информационный мир, душевны и все верования.
Душевность и есть Вавилонская башня, не способная привести людей к всеобщему единению.
Фрейдизм и неофрейдизм, которого так много в западной культуре и последователи которого есть и в России, исследует душевные структуры и вырабатывает практики их гармонизации, но при Душевность и духовность

Мир искусства путает душевность с духовностью. Все средства искусства: слово, музыка, живопись, скульптура - служат изображению душевности авторов. Но нельзя изобразить состояние духовности, возвышения и соединения-растворения человека в мире, в природе, во вселенскости.
Последнее можно изображать только символически в виде ангелов, архангелов, голубей, нимбов, в чем нет ничего общего с реальной духовностью.
Как ни в одном пейзаже нет чистой реальной природы, мира, которые и являются нам в момент духовного постижения, пронизывающего нас, но нам не принадлежащего и не сводимого ни к одному душевному качеству: радости, грусти, отчаянию, мятежности, гордости, цинизму, похотливости, грубости, жадности, мечтательности и т.д.
Состояние духовности нельзя закультивировать, присвоить, обучить ему. Оно и есть для человека, и нет.
Нет пути через душевность к духовности. Не только искусство душевно, душевен и весь человеческий информационный мир, душевны и все верования.
Душевность и есть Вавилонская башня, не способная привести людей к всеобщему единению.
Фрейдизм и неофрейдизм, которого так много в западной культуре и последователи которого есть и в России, исследует душевные структуры и вырабатывает практики их гармонизации, но при этом исподволь сам становится душевной составляющей, пронизывающей искусство, информационное поле. Более того, терапевтические практики, вырабатываемые адептами фрейдизма, легко превращаются в практики манипулирования людьми. В результате вместо предполагаемой духовной свободы для людей возникает ещё большая степень душевной несвободы. Тотальное осознание отграниченности и отчужденности сознания от реального мира открывает дорогу проявлению духовного в человеке.


Рецензии