Про Новруз
В самих чарующих словах «Нов-Руз» и «сэмэни» слышится отзвук древней працивилизации. От которой мало что осталось в плане материальных следов. Ну пирамиды там, дольмены, мегалиты, баальбеки и прочие стоунхенджи настолько навязли в зубах, да к тому же опорочены всевозможными псевдоучеными, ловцами сновидений и летающих тарелочек, что просто неприлично о них упоминать, дабы не оказаться на одной штрафной скамейке с разного рода шарлатанами носовско-фоменко-прокопенковского разлива. И все же была она, эта древняя працивилизация. Допотопная. Она же довавилонская. С безумным, богоборческим столпотворением. После чего, разделившиеся на языки, народы, ставшие разрозренными, разбрелись по ойкумене, унося с собой общие корни и языки пламенной, глубоко укорененной в душах и генах памяти о былом единстве.
В общем, с семенами, которые азербайджанские хозяюшки проращивают за несколько недель до 21 марта – праздника Новруза, все понятно. Сэмэни, а точнее, сямяни, они и в Африке, откуда по научным данным, вышли кроманьонцы, семена. А вот с Нов-Рузом надо детально разобраться. Нов, понятно, новый, и этот корень практически идентичен во всех индоевропейских языках. Сродни английскому «new», немецкому «neu», латинскому «novus», греческому «неос», санскритскому «нава». И все тюркские наименования праздника: азербайджанское и туркменское «Новруз», пуштунское «Нав враз», курдское «Невроз», таджикское и узбекское «Навруз», казахское «Наурыз», уйгурское «Норуз», киргизское «Нооруз», татарское «Няуруз», турецкое «Невруз», крымско-татарское «Наврез», башкирское «Науруз», чувашское «Нарас», думается, происходят именно от персидского «Нов руз».
А что же такое «руз»? Филолог-специалист дал бы более развернутую справку, я же ограничусь тем, что несмотря на чередование согласных «р» и «л», а тем паче на родство персидского «руз» с такими словами, как английское «light», латинское «lux» и словенское «luc», то есть, «луч», по моему скромному мнению, в древнеиранском, арийском корне «руз» нет никакой особой загадки. Это всего лишь «рус», в смысле, светлый, русоголовый, как все типичные обитатели Среднерусской возвышенности. Да и персы, как бы на них косо ни смотрели потомки героев Фермопил и современные носители «бремени белого человека», отнюдь не столь смуглокожи и темноглазы, какими их рисует архетипическое подсознание европейских колонизаторов. Также, как и тюрки, не тюркоязычные монголоидные племена якутов, киргизов, казахов, а именно тюрки – вполне светлокожие европеоиды по своему облику. Нередко с серыми или голубыми глазами. Хотя у большинства преобладают карие очи, как и черные, либо каштановые волосы.
Так что Нов-Руз – это новый рус, новый луч, новый день в своем наидревнейшем, праиндоевропейском звучании. А теперь можете доставать свои научные фарисейские камни и забрасывать ими меня, если кто-то из возмущенных моей филологической дерзостью, сам без единого греха. Тут надо было поставить смайлик, согласно текущей эпистолярной моде СМС-сообщений. Но я не буду смайлить, а просто улыбнусь. Сам себе, зеркалу монитора, в котором отражаются печатаемые мной буквы, и тебе, мой дорогой читатель.
Мое детство прошло в Баку. Праздник Новруз-Байрам мне памятен с детства. В нашем интернациональном городе азербайджанцы и армяне, русские и евреи, грузины, греки, немцы, татары, лезгины, да много кто еще, всегда жили рядом, вместе и между собой. Всегда отмечали все праздники сообща. И Новруз, и Пасху. Кстати, крашеные яйца – вот то, что роднит эти два праздника. Так что соседи христиане и мусульмане, а больше всего, дети, всегда обменивались ими, крашенками, на Пасху и Новруз. И мы, дети, приносили их в школу и бились на переменках, у кого яичная скорлупа окажется крепче.
Точно так же как языческие предки славян, современные городские кавказские тюрки – азербайджанцы зажигают костры во дворах и перепрыгивают через них. Что это если не общие культурные традиции, зародившиеся в столь далекой древности, когда наши предки только научились рубить лес, расчищая поля под пашни, а пни и сучья сжигали, удобряя свежей золой землю. В нашем дворе мы всегда зажигали костерки, весело прыгали через огонь. А потом шли домой, где нас уже ждали блюда с хончой – разного вида орехов, изюма, кураги, фиников, чернослива, сушеных фруктов, ягод, кизила, шелковицы-тутовника и других вкусностей. Там же, на блюде или в праздничной корзине, лежали крашеные яйца, сладости, пирожки с ореховой и иной начинкой. Шакербура – пирожки, похожие на молодой месяц, символизирующие Луну, и круглые гогалы – символы Солнца. Пахлава, праздничный плов. А кроме них на столе обязательно должны быть семь блюд, начинающихся на «с». Сумах – приправа из сушеного барбариса, сюд – молоко, сэмени – проросшая пшеница, сабзи – зелень, сирке – уксус и пр.
Так же как на христианское Рождество, в праздник Новруз принято угощать всех сладостями, а персидские и тюркские дети колядуют в точности так же, как их славянские, русские сверстники. Малышня стучится в соседские двери и оставляет на пороге шапку, в которую хозяева обязательно должны положить конфеты, ореховые пирожки, крашеные яйца и прочие угощения. В вечернее время обязательно надо пройти хороводом, взявшись за руки, вокруг очистительного костра. Затем ловко перепрыгнуть через огонь, ритуально очищаясь от всякого зла и болезней.
Вот так мы отмечали Новруз Байрам в нашем советском детстве. И так же до сих пор его празднуют в разных странах. С теми же обычаями и традициями, зародившимися много веков и тысячелетий назад.
Свидетельство о публикации №119032105773
Светлана Баранник 21.03.2019 19:25 Заявить о нарушении