Послесловие. 8
«…не всё вмещает Слово сие, но кому дано»
Человек подобен утопающему: спасение – дело его собственной души. ЧтО может человек и что он мОжет, знает только Всевышний, и хотя и не всякая плоть желает утруждать себя поисками истины, душа всегда для неё открыта. Смотрят все, но видят лишь те, кому дано от Бога. Человек не обладает прерогативой познания мира, ибо эта возможность дана всему живому, но, вот, обобщить разрозненные факты и перейти от частного к общему вполне себе способен (для чего, возможно, и был награждён собственным «я»). Библейская история про «первый грех Адама» скорее подтверждает то, что даже собственно желание испробовать запретный плод, не могло бы появиться просто так, коль стремление к познанию изначально не было бы вложено в человека в качестве атрибута. Надо полагать, что Бог вовсе не собирался закрывать Адаму возможность познания мира, и из рая, скорее всего, был изгнан не Адам, но «дьявол» в нём - которому нужно было всё и сразу... Притом, несмотря на «проступок», Создатель не только не отправил акт собственного творчества на переработку, но даже определил ему возможность самостоятельного размножения, признал волю своего творения и способность познавать мир.
Чтобы прийти к абстрактному понятию «Бог», понадобились духовные усилия многих и многих поколений. Человечество в его нынешних временных, количественных, географических границах существует лишь потому, что Всевышний наградил его не только возможностью, но и стремлением к познанию. И вовсе не труд сформировал человека таким, каков он есть… Поскольку тяжёлая борьба за существование оставляет в генах лишь ощущение тяжести, то человек сформировался скорее вопреки, нежели благодаря труду, ибо копание ям и таскание булыжников никоим образом не способствуют формированию духовной сущности, а охотясь на мамонта, трудно сосредоточиться на судьбах мира. Человека создал не труд, а неизбывное стремление к отдыху, ведь исключительно в период телесного покоя разум направлен на осознание окружающего мира и собственной сущности, а из всего живого мира только человеку дано тратить энергию не только для добывания пищи и продолжения рода. Знания, хотя и реализуются руками трудяг, но всегда рождаются в головах лентяев.
Если даже в «элементарный» ген вложена такая мощная потенция для развития, то, что уж говорить о потенциале человека в целом? Великие идеи зиждутся, отнюдь, не на опытах и не в мозгах, но в каких-то других сферах, подвластных Творцу, и только по Его прихоти становятся доступными для личности. Не существует объективной картины мира, поскольку объективной оно может быть только в Боге, для человечества же - это лишь набор субъективных пазлов. Божий мир совершенен, и, как любое совершенство, не постижим в полном объёме, познание же его не есть смысл жизни, но метод поиска Бога и места человека в мире.
«Кто ищет себе добра,
тот ищет разума:
храня мудрость, обретёт он благо».
Истина - не сумма формул, смыслов или идей, она всегда больше этой суммы. Истина подобна забору из штакетника: пока стоишь, за ним ничего не видно, но стоит пробежаться вдоль него – взору открывается всё спрятанное за преградой. О бесконечном и вечном ничего нельзя знать наверняка. Оптимист считает, что этот мир можно переделать к лучшему, пессимист не видит такой возможности, мудрый же тот, кто полагает, что его не нужно переделывать вовсе. Непросты пути поиска истины, невозможно их отыскать одному, пусть даже самому гениальному, «я». Но, притом, бесполезно искать их и во всеобщих спорах («Я не встречал того, кто может осудить себя в душе, когда видит, что ошибся»), ибо споры порождают только грибы и драки, борец же за истину всегда одинок, притом, что противников его – тьмы и тьмы.
Любая сущность – точка пересечения и ограничения полей: гравитационного, электромагнитного, информационного, духовного…. («…Он создал всякую вещь и размерил ее мерой»). Особенностью человека является то, что Бог наделил его огромными, способными накапливаться от поколения к поколению, информационными возможностями. Всё вокруг него насыщено стремлением к познанию, но только идеи «носятся» не в воздухе, а в информационном поле. Каждое последующее поколение полагает, что его знание ушло безгранично далеко от предыдущего. Однако любое знание человека ничтожно по сравнению с Миром, а, если ничто умножить на миллионы, всё равно получиться ничто. Информационное поле расширяется по мере увеличения объектов информации, объём знания в нём постоянно расширяется и изменяется, но человеческий «вклад» – лишь капля в океане Духа.
«Люди уродуют окружающий мир… в соответствии с собственными представлениями о красоте» (А. Яхонтов). Стало уже общим местом рассуждение об излишне технологическом пути развития общества, но, при этом, вряд ли кто-то не сочтёт за наказание Божее - отказ от достижений новейших технологий. Казалось бы, что по мере развития технического уровня, человек должен всё более освобождать данную ему энергетику на духовное саморазвитие. Однако этого не происходит: тело по-прежнему требует «продолжения банкета», и самосовершенствование откладывается на «потом». И разве есть у нас представление о том, что вообще есть «развитие»? Материальный мир мы, хоть на гран, но познали, а вот к познанию мира духовного, практически, даже не приступали.
«Природа не терпит пустоты», и когда человек пытается в ней что-то подправить, то неизбежно включает механизмы неизвестного действия и с непредсказуемыми последствиями. Природа «производит» такое количество энергии, что человек способен высвобождать только ничтожнейшую её часть, а потому, конечно же, не способен оказывать сколько-нибудь значительное материальное влияние на процессы, происходящие на Земле. Притом вполне можно предположить, что триада «плоть – я – душа» способна оказать существенное воздействие на обратную связь со стороны триады «Материя – Сознание – Бог», последствия же такого воздействия вполне материальны. Не существует, и не будет существовать впредь, технологий, от которых у природы не найдётся своя прививка. Человечество же способны спасти не наука и технологии, но только духовность и культура, поскольку Мир губит не технологическая оснащённость, но духовная опустошённость.
Бога нельзя осязать, но Его можно осознать. При том, что причинно-следственные связи запрятаны Всевышним очень глубоко, Он, кроме собственно возможности, дал человеку и инструменты познания Себя и мира: религию, науку, искусство и спорт. Движение плоти помогает познать материальный мир, а движения души – Бога. Наука дает радость познания, искусство – радость сопричастности и сочувствия, спорт – радость от ощущения собственных возможностей, а поэтому искусство наполнено любовью, наука – верой, спорт – надеждой. Только религия, наука, спорт и искусство способны дать ощущение того, что всё в этом мире не напрасно, ибо они формируют направления, в которых должно двигаться общество. Бог сделал человеку огромное одолжение, наградив его потенциалом творчества, неотделимым от желания познания, а люди, способные совершать фундаментальные открытия, создавать произведения искусства на века, открывать новые возможности тела – сродни пророкам.
Только уровни культуры, знаний и физического совершенства определяют, в конечном итоге, сущность любого сообщества, и не случайно, собственно, слово «культура» означает возделывание. Науку, искусство и спорт можно объединить одним словом: способность к творчеству, делегированная Всевышним его собственному творению. Искусство – состояние души, наука – состояние ума, спорт – состояние тела, а все эти состояния объединяет религия. Душа творит, а тело реализует; в чью-то руку Бог вкладывает перо или кисть, а на чью-то – надевает боксёрскую перчатку. Искусство векторно направлено на прошлое, наука – на будущее, а спорт – на настоящее. Объединяет их стремление к познанию, притом научное сознание доступно немногим, а религиозное – всем!
Наука, искусство и спорт – триада познания разумом, душой и телом, и поскольку требуют от человека способностей явно выше среднего, то именно они определяют развитие человечества. Наука ищет ответ на вопрос «что есть жизнь», искусство – «как жить», а религия - «зачем дана жизнь человеку». Наука занята поисками того, как бы осчастливить человечество, а искусство – проникновением в мир его страданий (познание способно породить скорбь, что, в свою очередь, хорошо очищает душу, и не потому ли герои Писания – не столько мученики, сколько творцы?). Искусство хочет быть похожим на жизнь, наука хочет определять жизнь; спорт и искусство пытаются создать иллюзии, а наука – их развеять, при том, что сама жизнь значительно богаче искусства и сложнее науки… Но беда, коли познание оторвано от веры, а вера от познания, ибо нам дано только предполагать, а располагать дано иным, точнее Иному.
Наука – надежда на возможность познания Бога и Мира, искусство – отражение любви Божьей, спорт - вера в способность человека двигаться по пути к Царству Божьему …. Окружающий материальный мир познаётся за счёт пяти чувств, данных человеку, а мир Божий – верой, надеждой, любовью. В нашем мире Богом набросано множество ключей: музыка – к замку искусства, математика – науки, движение – спорта; вера, надежда, любовь – религии… Это универсальные языки, не требующие перевода, и являющиеся основой для реализации возможности познания.
Вместо бессмертия Бог подарил Адаму и Еве (а значит и всему человечеству) веру, надежду и любовь, а сконцентрированное восприятие одновременного проявления веры, надежды и любви – не это ли есть счастье? Тот факт, что любовь редка, а надежды, как правило, не сбываются – не повод для отказа от веры. Всё можно измерить верой, надеждой и любовью: добро и зло, правду и ложь, свободу и рабство… Любим прошлое, верим в настоящее, надеемся на будущее. Спектр Духовного – это мудрость, реализованная через Веру, Надежду, Любовь. Ибо Вера рождает веру, Надежда – надежду, а Любовь – любовь. Но Вера способна родить надежду и любовь, Надежда – любовь и веру, Любовь – веру и надежду. Надежда помогает предвосхитить, любовь – открыть и создать, мудрость – сохранить и повторить, вера – всё собой соединить. Без любви бессмысленны вера и надежда; без надежды недостижимы вера и любовь; без веры мертвы надежда и любовь.
Вера, надежда и любовь в основе своей предельно просты, но способны обеспечить всю гамму жизни.. В материальном свете – семь цветов, в Духовном Свете – вера, надежда и любовь; и нет в нём места для чёрного - неверия, пессимизма и ненависти. Вера, надежда и любовь не имеют границ (нельзя верить, надеяться и любить больше или меньше), но они сами по сути ограничения, ибо если веришь или любишь, то другой веры или любви для тебя уже не существует. Вера включает в себя множество вер, Надежда – надежд, Любовь – любовей. Если не любить родителей, труд, родину…; не надеяться на близких, на удачу, на счастье…; не верить в победу, в будущее…, разве можно познать Бога?
Нуждается ли Господь в любви человека? По-видимому, да, а иначе, зачем было того вообще создавать? Бога надо любить, но не нужно бояться, ибо страх притупляет все чувства и, в конечном итоге, убивает саму любовь. Но любовь может быть и коварной, когда своей сладостью склеивает веки и не даёт смотреть на мир открытыми глазами. Как часто мы, исчерпав, казалось бы, все возможности, начинаем думать, что только чудо способно нам помочь, забывая, что чудо – это реализованная возможность, которую заложил Господь. Расшифровать чудесное дано только познавшему веру, надежду и любовь. Вера, Надежда и Любовь – понятия универсальные, по отношению не только к Богу, но и всему сущему, включая жизнь человека, его здоровье, работу, отношение к близким… и, даже, смерть. Любовь зарождает жизнь, надежда ведёт по жизненному пути, вера позволяет с достоинством с него сойти. В любви не может быть иных оснований кроме состояния души. Любовь к Богу предполагает любовь ко всему, что Им создано и, в первую очередь к человеку, ибо в понятие «любовь» входят и любящие и любимые. Самая важная причина, по которой следует «возлюбить ближнего своего», - понимание того, что он точно такое же Божье творение, как и я сам. Если не любить Бога, невозможно полюбить человека, если не любить человека, то, как полюбить Бога? Учиться любить Бога надо с поиска Бога в самом себе и в ближних своих. Но, Господи, как же это трудно!
Что может быть страшнее, чем потерять веру, оставить надежду и оказаться недостойным любви? Вера, подкрепленная разумом, - мощный фонарь на пути познания Бога, любовь определяет способ продвижения по этому пути, а надежда указывает цель движения, при том, что безропотная и неосознанная вера – это, отнюдь, не путь Истины. Веровать – значить существовать в режиме малой затраты энергии, хотя бы потому, что вера не требует доказательств. Вера в Бога – это не рынок, здесь не место конкуренции, которая выявит сильнейшего. Неискренность в вере страшнее неверия, ибо притвориться верующим можно перед ближними, но не перед Богом. Вера в Бога должна вызреть, но даже богоборчество порою лучше богобезразличия. Вечное – это вера, сострадание и терпение, потому вечность – только верящим, сострадающим и терпимым.
В вере главное - общение с Богом, выраженное в молитве. В трудные минуты обращаются к Нему, порой и не осознавая того, даже самые отъявленные атеисты, ведь не случайно молитва и мольба – синонимы.
Чтобы искренно поверить,
Нужно нам немножко:
Иль попасть в лесу на зверя,
Или под бомбёжку...
Молитвой мы будим Бога в себе, а себя – в Боге, расчищаем путь к собственной душе, а, следовательно, – и к Богу, потому молись и проси, но, всё равно, не получишь больше, чем затрачено душой. Молить Бога о материальном – только «портить» одно из немногих «желаний», данных нам к возможной реализации. Поэтому помни, что дастся всё, что просится за вычетом того, что уже отдано, а, потому, проси осторожно!
Если веришь, надеешься, любишь, то, что может быть угоднее Богу? Обречено общество беззакония, в котором болеет вера, страдает любовь, пропадает надежда. Бог любит, прежде всего, тех, кто надеется и верит. Можно наследовать имущество и власть, но нельзя поделиться ни верой, ни надеждой, ни любовью, потому бесполезно перекладывать свою молитву в чужие уста, ибо обращение к Богу – это интимная встреча, не терпящая суеты и громогласия, словоблудия и пустословия…
«И в чём бы вы не расходились, решение остаётся за Богом…»
Свидетельство о публикации №119032003547
А такие как гитлер наверное тоже молились.
Вдохновения Вам:)
Юрий Бизюков 21.03.2019 20:47 Заявить о нарушении