Б11. Михаил Табакмахер. Замечания члена жюри
******
Впервые выступаю в качестве специально приглашенного арбитра, не участвуя в конкурсе. Адский труд:) ) Но точно не противно. Перечитал несколько раз. Менял собственные критерии оценки несколько раз, стараясь быть объективным. В итоге с удивлением увидел, что некоторые очень понравившиеся стихи получили не высший балл.
Серьёзная площадка. Отборочная комиссия работала не зря; вызывающе беспомощных текстов нет. Все авторы владеют техникой. Почти все более или менее оригинальны; откровенно безликих, вторичных текстов – единицы.
Некоторое вступление непосредственно к замечаниям
1) Из Даны Сидерос
«всё, чего я правда хочу —
чтобы ты забыл,
как вдыхать.
Только это имеет значение,
если речь идёт о стихах.
Ты либо слышишь их,
либо не слышишь их.
Остальное — формальности.
Для критиков
и глухих.»
Из этого: Уважаемый рецензент, если тебе что-то не нравится, возможно, проблема в тебе.
2) Есть такой совет рифмующим: покажи свежий текст самому пошлому и циничному другу, очень помогает в правке. Примеры из классики известны.
Из этого: Уважаемый автор, т.к. я не обделён указанными выше качествами, порадуйся втайне, что мы не друзья. Над некоторыми строчками я бы ух! постебался.
3) Бородатый анекдот:
- И что все хвалят: Карузо, Карузо? Голос ещё так себе, но слуха же почти нет. Шепелявит, «р» не выговаривает…
- А вы что, знакомы с Карузо?
- Нет, мне тут Циперович напел кое-что…
Из этого: Я, конечно, кое-что слышал про анафоры, пиррихии там всякие… Мог бы потолковать и о них, но все-таки дилетант. Читатель, возможно, талантливый, но это дар, а не образование. Не обессудьте.
Всем спасибо.
И, на всякий случай: рецензент в курсе, что «сам дурак», сообщали.
1. Николай Четверг
Когда кругом ворюги и жульё
Когда кругом ворюги и жульё
не сохранишь сокровище своё,
как ни старайся: огненная грива
издалека царапает глаза,
фигура и лицо срывают тормоза
и сносят крышу даже у счастливых
в законном браке или просто так…
А случаем обласканный дурак
от счастья глух и слеп, и знать не хочет -
не навсегда подарки крымской ночи.
Опять найдется слабое звено
в цепочке страстных клятв и обещаний,
разбавленных массандровским вином
до лёгкости прощений и прощаний.
И всё, что потеряешь вместе с ней,
издалека - бессмысленно и странно.
...пожизненный маяк унылых дней
в кромешности людского океана.
Оценка 7,5
Профессионально. Хороша основная метафора и обыгрывается художественно. Мелкие недочеты не существенны, на уровне придирок. +1 или даже +2 уже только за то, что текст не скатился к лозунгам, причитаниям или молитвам, что частенько случается в этой теме. Достойный пример именно гражданской, и именно лирики.
Не понравилось:
«ночи» и «с ней» далеко друг от друга, спотыкаюсь. По большому счету, возможно, стоит оценить: а много ли потеряет текст, если удалить предпоследний катрен.
2. Новикова Таня
Синдром Золушки-А
Она не умела, не могла, не желала ничего другого, кроме
превращения себя в страдальческое всепоглощающее чувство.
Франсес В. Гийе (Дневник Адель Гюго)
Здесь тот же день сурка в который раз.
Сюжет не нов, "печалька" повсеместно.
И мачехой осенняя хандра
в душе уставшей разверзает бездну.
И ты теряешь, Золушка-Адель,—
себя, рассудок, туфельку, приличья.
Закончен бал и несколько недель
молчит прекрасный принц в застывшей личке.
Не чувствуешь, что всё ещё жива,
до капельки последней в нём растаяв.
Бегут потоком грустные слова.
Стучат по сердцу полчища трамваев.
Вещает Google: “времени-мешок —
горох от чечевицы не отобран.
Смиренно жди — всё будет хорошо!
Воздастся всем обиженным и добрым.”
Но ты пакуешь гордость в чемодан.
И зреет мысль настойчиво и глухо —
за ним в огонь и через океан
просить любви, как юности старуха...
...В стране поехавших, хрустальных крыш
всем Золушкам так радостно и просто.
Спустись на землю и вернись в Париж
там ждут отец, и мачеха, и сёстры.
Оценка 5
Понравилось:
Идея.
Неплохое по звуку.
Использование сленга – удачно, обосновано, работает. (Еще и приличья-личке – рифма на мой вкус).
Не понравилось:
«полчища трамваев», «Воздастся всем обиженным и добрым», «пакуешь гордость в чемодан», «зреет мысль настойчиво и глухо», «просить любви, как юности старуха» не четко или небрежно проработанные образы. Многослойно и спорно – не одно и то же; тому цинику из вступления точно раздолье.
Ну и после прочтения остается вопрос: и-и?
Чего-то не хватило.
3. Марина Изергиль
Наскальная живопись
Олухи, миров своих насельники,
неслухи, любви своей кандальники,
так и будем до самозабвения
разговаривать рисунками наскальными.
- Этот бизон,
поражённый копьём,
нарисованный мной,
стоит поражённый
то ли чужой красотой,
то ли своей немотой,
как заворожённый
глядит то ли на смерть свою,
то ли на чужого тебя,
стоит и охрой горит как огнём.
Пусть это буду не я.
- Это сердце, пронзённое стрелой,
небрежным штрихом
нарисованное тобой,
имеет предсердия, клапаны,
желудочки и, главное, кровь,
и символизирует отнюдь не любовь,
а просто проткнутый орган тела,
из которого уходит жизнь,
про которое ты просил: "удержи!",
а я не сумела.
Так вслепую, вглухую друг другу рисуем мы
силуэты, едва проглядывающие из тьмы,
отставной козы барабанщики,
неслухи, олухи, рисовальщики.
Оценка 8
Настоящая Поэзия.
В таком искать плюсы и минусы техники – занятие неблагодарное. Магия и непознаваемое колдунство, лекала не приложишь.
Отдельный поклон отвешу только за кровь-любовь. Вот пример того, как самая заезженная рифма, эталон банальности становится неожиданным художественным приемом, в каком-то смысле кульминацией. Шикарный приём. Если до этого места мы с Автором - кто-кого (Читатель ведь тоже не пальцем деланый), то после – всё, ходов не оставил!;)
4. Светлана Тимашева
Замять
Не знать, не помнить, не желать,
в лесу страстей совою ухать.
Кольчуга неба тяжела,
а хлопья снега легче пуха.
Студёный норд лизнёт, как пёс,
в лицо и окунётся в замять,
а мне глядеть в неё до слёз,
до пелены перед глазами.
Узреть заснеженных ундин
и в пустоту нырнувших орков.
Сквозную дырочку в груди
зима затянет льдистой коркой.
И будет день брести, как вол,
отпугивая тьмы гаргулий,
и будет, словно в Рождество,
метель младенцем в яслях гулить.
Оценка 8,5
Очень понравилось.
Всё работает слажено, на достижение задуманного Автором эффекта:
размер,
сюжет – только отдельными опорными точками,
не перегружено сложными образами,
звук !!!
дивный финал, классичный.
Не знаю, будет ли комплиментом для Автора (я бы погордился): Пастернак одобрительно улыбается.
Не очень нравятся орки, чуток из другой оперы.
5. Валерия Салтанова
Ещё не творчество, не роды.
Молчит начальная глава.
Ещё пока отходят воды,
Выплёскиваются слова.
Идут за фразой фраза следом
Без напряженья и потуг.
Но замысел ещё неведом,
Но всё ещё невнятен звук.
Ещё не музыка, не скрипка,
Не камышинка, не тростник:
Как очертанье слова зыбко,
Как жар предчувствия велик!
Минуты вдохновений эти
Всем сердцем и душой глотай,
Пока потоку междометий
Сопротивляется гортань.
О, немота такого рода
Велеречива – и тиха,
Когда в тебе сама Природа
Вершит прелюдию стиха.
Оценка 3,5
Критичных недочетов в ритмике и рифмах нет
6. Елена Элентух
Крик
Я в расстройстве, а ты снова в синем
Не снимал дождевик, было сыро.
Близко-близко в оранжевом свете
Вились бабочек блудные дети.
Джаззз змеёй прошипела пластинка,
У неё поцарапана спинка.
Бей, иголка, по глянцевой ране!
Пусть болит и знобит за глазами,
Где рисуют на белых экранах
В плошках головы, как Лукас Кранах.
Амальгама чернеет краями,
Отражая мой флирт с головами.
Я касаюсь тяжелым затылком
Крыл хитиновых с нежным подкрылком
И стою на полях вне рисунка
За спиною кричащего Мунка.
Оценка 7
«Я художник, я так вижу» - именно тот случай. А что Автор - художник, в смысле Поэт, без сомнений. Очень цельное, завершённое. Мощное, в частности, благодаря достаточной лаконичности.
Про недочеты коротко: они есть. Но поостерегусь, лучшее – враг хорошего. Опять же, колдунство – боязно;))
7. Елена Ительсон
Будто летом понять мы сумели...
Молча слушали лето:
Журчанье лесов,
Муравейников шорохи,
Крики птенцов.
Будто летом понять мы сумели,
Как живут от недели к неделе
Люди, птицы, деревья и травы.
Как они научились молчать
И других молчаливо прощать,
Даже если другие не правы...
Оценка 3
8. Жиль Де Брюн
Февральский этюд
Одев-обув разбуженных детей,
ведём их в мир забот из дома быта.
Где гололёд, и в небо не взлететь.
И почта голубиная закрыта.
И писем нет, и некого спросить,
куда наш снеговик ушёл без шапки.
Где вьюжит или снова моросит,
и воробьи взъерошены и жалки.
Где мглистый день меж завтра и вчера
мурлычет детям небыли и были.
Где ангелы простужены с утра,
но грелки на дежурстве позабыли.
И холоден в берёзах спящих сок,
и падают десантницы-снежинки
на теремок - не низок, не высок -
построенный здесь кем-то по ошибке.
Оценка 5
«ведём их в мир забот из дома быта»
Если в мир, который расположен в или взят из дома быта, т.е. часть его, то отличный образ. А если из точки А(дом быта) в точку Б(мир забот) то, согласитесь – вопрос.
«почта голубиная закрыта», «снеговик без шапки» - нравится.
Не нравится: ангелы с грелками и десантницы-снежинки, спорная эклектика.
И уже чисто моё ИМХО: обув-одев разбуженных детей; последовательность действий нарушается, но мне на языке катать вкуснее.
Финал неожиданно ровный для такого ровного текста. Чего-то не произошло.
9. Александр Марочкин 2
Голубые глаза
Не касайся огня, чудак,
он сожжет тебя просто так,
как вязанку смолистых дров,
да и был таков.
Осторожней с водой, чудак,
будь ты самый лихой моряк,
полной грудью воды вдохнешь
и умрешь.
Не бросайся в любовь, чудак,
понимаю, что ты смельчак,
будешь смерти просить навзрыд,
но она не спешит.
В нашем мире, смешной чудак,
много сгинуло бедолаг
и не меньше от знойных дев,
чем в огне и воде.
Коль неймется тебе, чудак,
становись под пиратский флаг
и любовь, и огонь, и вода
не страшны тогда.
Будешь сыт, временами пьян,
золотишком набьешь карман,
и шеренги красивых шлюх,
пусть ты и лопоух,
будут виться вокруг тебя,
золотишко твое любя,
и уронят свою слезу,
коль на казнь повезут.
У довольной толпы зевак,
путь один, за вином в кабак.
Смаковать твой последний вдох
будут сто выпивох.
А тебе на весь мир плевать,
ветер будет тебя качать
и вороны сражаться за
голубые глаза.
Оценка 8
Очень хорошо. Жанрово, брутально, балладно… Можно еще подобрать эпитеты. При этом - лирика, которая сделана без красивостей, цветистых образов. Лирика на грани какого-то не то шансона (в каноническом смысле), не то эпоса, явно что-то массовое. В соцреализме сказали бы: народные корни. Однако, без буржуазного Киплинга тут не обошлось;))
Замечательно работает по-разному подсечённая четвертая строка; при спокойном тоне рассказа и достаточном объеме – не затянуто. Лексика почти вся в одном стиле.
Финал – ну очень хорош!
Мелкие недочеты опускаю. Неудачная строка «пусть ты и лопоух». Бронебойно ударное «и» - конкретная кочка.
10. Юрий Октябрёв
Невозвратно
Пока во сне не плещет море,
не слышен влажный шепот леса –
ты просыпаешься не споря
с необходимостью процесса
вставать, скрести станком щетину,
жевать на кухне бутерброды
и мнить себя безвестной псиной
непрезентабельной породы.
Но если сон на мягких лапах
полночным зверем подкрадется,
то ты шагнешь за ним на запах
цветов, увивших сруб колодца,
и, оробев до сладкой дрожи,
заглянешь внутрь, страшась и млея,
и ощущая всею кожей,
что ночь становится теплее,
что перебором тонких пальцев
тебя нащупывает тайна,
что колют крохотные жальца
мурашек вроде бы случайно.
И тут же слух уловит снизу
и шум листвы, и шелест пены,
как будто свежую репризу
давно забытой кантилены,
и ты потянешься навстречу,
не замечая стенок сруба,
и распрямятся снова плечи,
и разомкнутся снова губы,
и заскользит куда-то тело
по шелковистой глади спуска,
чем ниже – тем все ярче белой,
чем дальше – тем все меньше тусклой,
и закружатся в хороводе
вокруг мерцающие пятна…
Вот так, наверное, уходят –
во сне
с улыбкой
невозвратно.
Оценка 4
Критичных недочетов в ритмике и рифмах нет.
Задумка понятна, реализация не очень удалась. Длинновато, а этот ритм убаюкивает, и финал не откровение, а «а-а, понятно». Не перехватывает дыхание.
11. Илина Гумер
Перила
Зажав холодные перила
до пальцев лунной белизны,
тебе я что-то говорила,
перемежая явь и сны.
Стоял, безмолвный и бескрылый...
Метался в небе бледный круг.
И вод лиловые чернила
глотали приглушённый звук
и мне как будто бы шептали:
«Спускайся! Ныне, присно, днесь…»
Лишь в обжигающем металле
присутствие живое здесь
своё в тот миг я ощущала…
Земли заваливалась ось.
И пухло скорпионье жало,
что в сердце намертво впилось.
Оценка 1,5
12. Гера Шторм
Стужей выбелен воздух
Стужей выбелен воздух. Трещит сосняк.
Снежный хруст выдает лисицу –
мягкость лап не спасает. Он взял собак,
чтоб она не сумела скрыться,
как в день горя, когда он сестру и мать
за хвосты приподнял и вереск
стал под ними багровым, и только взмах
рук его заставлял поверить,
что они просто спят – убаюкал лес.
Зарычат! Приподнимут морды!
…Шла по следу, по запаху. Враг исчез
за рекой, след размыли воды.
А она всё ждала, каждый день к реке
прибегала тропой кровавой,
вспоминая, как мать и сестра в руке
задевают носами травы
и качаются… Ветер ерошит мех…
…Снова чувствует запах дыма
и безумного страха. Ну что ей смерть,
что борзыми за ней гонима…
Стужей выбелен воздух, река тверда.
Стынет кровь, сердце бьется птицей:
по утерянным можно бежать следам.
…Встреча близко теперь, лисица.
Оценка 5,5
Добротно, мастеровито. Можно попридираться к спондеям-пиррихиям, но не критично.
Тема настолько широко использована, что отвлечься от того, что писали буквально веками, трудно. В таких случаях ожидаешь чего-то… Чего-нибудь. Не случилось.
13. Светлана Мель
Листок из альбома
«Листок из альбома» - названье коротенькой пьески,
Исполненной утром февральским на солнечной ноте.
Иные черты холодны и по-зимнему резки,
Но плавность и нежность они обретают в полёте.
Листок из альбома. Отрывок. Момент. Настроенье.
Рука горяча – оттого и штрихи торопливы.
Мгновенья портрет так же краток, как это мгновенье.
Помедлил, отвлёкся – угасли его переливы…
Листок из альбома художником был мне подарен
На счастье, на память – с изящным автографом, датой.
И я благодарна ему, да и он благодарен,
Что понял всё верно случайный его соглядатай…
Листок из альбома. У края надорвано небо.
За краем неровным осталось неважное нечто,
А может быть – самое важное. Вслушаться мне бы,
Но я, помотав головой, улыбаюсь беспечно…
Оценка 3,5
14. Елена Бланкет
Здесь небо роняет...
Здесь небо роняет насквозь промороженный свет,
здесь осень сквозь время сигналит чужими кострами,
что входы забиты, забыты, а выходов нет!
И мне остаётся в себя проходными дворами
бежать, оступаться, скользить от себя до себя
без правил, без права - по белому павшему свету.
Услышав, как где-то архангелы в небе трубят,
мятежную душу мою призывая к ответу,
упасть на колени и к Богу всем сердцем воззвать
и молча вдыхать эти колкие, белые искры...
А утром увидеть: порошей засыпан асфальт.
И выдохнуть свет отогретый, живительно чистый.
Оценка 6
Нравится:
осень, сигналит кострами, о том, что…
«в себя проходными дворами бежать»
Не очень нравится: вдыхать колкие искры.
В общем, стих состоялся.
15. Мурашко Андрей
Ты отдохни
С тобой пришли на взморье, пёс,
где много лет бродили,
ты узнаёшь вон тот утёс,
к которому мы плыли?
Я знаю – ты устал в пути,
сегодня зной скаженный,
ещё немного потерпи,
давай сниму ошейник.
Приляг и отдохни пока
в тени маслин на склоне,
ты слышишь – море грустно так
играет на тромбоне.
Наш старый друг, бродяга бриз,
тебя по холке треплет,
и чайки, облетая мыс,
несут печальный лепет.
Пока ты будешь спать, мой пёс,
я сяду здесь на камни
и буду, не стесняясь слёз,
листать воспоминанья.
Я буду ждать тебя все дни,
ошейник мять в ладонях.
Ты отдохни, ты отдохни
в тени маслин на склоне.
Оценка 6,5
Чудесное исполнение, очень профессиональное. Размер, ритм выбран или случился удачно соответствующим теме. Читается легко. Настроение передается точно. Картинка живая. Недочетов нет. Но вот какая штука:
Вроде и не затянуто, и не перегружено. Но как-то за деталями не сразу вижу что-то важное. Во всяком случае, не с первого прочтения. Сравнение такое: фотопортрет интересного человека (допустим, режиссер). В интерьере с обилием более или менее ярких элементов мебели, безделушек, декора и т.п. отвлекаешься от лица. Заставляешь себя сосредоточиться на глазах. Возможно, для кого-то это плюс.
Но то, что это стихи – однозначно.
16. Анна Хабибулина Луганск
Обездвижен. Оставлен на время в покое
неразумным желанием встать и уйти.
Ненавижу скрипучесть продавленных коек,
разноцветность таблеточного ассорти.
Нашпигован. Обколот. Соседом доволен.
Оптимизмом наполненный мой побратим
заблуждается как, говоря, что нас двое.
Персонал же лекарство приносит троим!
Разбитной санитар озадачил некстати:
«Ты, дружище, один в этой желтой палате».
Оценка 6
Забавно. Неглупая ирония +1. Неплохое исполнение. Лаконично.
Плохая строчка «заблуждается как, говоря, что нас двое». Нужно вывести «как» из под ударения, это несложно.
17. Бразервилль
Лишнее
Как в пропасть, лишнее срывалось в чемодан.
Когда закрыл, оно ещё плясало
и лишний призрак мучился по залу,
ещё надеясь, что кому-нибудь продам.
За жизнь боролось из последних лишних сил,
отращивая крылья, когти, жабры.
Но было поздно. Номер сухо набран.
И вот я еду с чемоданом на такси.
Скрывать багаж с такой начинкой нелегко,
похоже, изнутри оно камлало.
Свернули у ближайшего канала.
Зашёл на мостик отбракованных замков.
Стою, весь нужный, завершённый экзерсис,
притихший чемодан уликой свесив.
Фонарный свет как тесто воду месит.
И ветер неожиданно увесист...
Уже сигналит в нетерпении таксист.
Оценка 3,5
Понравилась рифма «камлало-канала». И бородатый каламбур «отбракованный» здесь, в «мостик отбракованных замков» получил дополнительный смысл – удачно.
18. Ольга Бесснежная
Февральские окна
Оставив бесконечные дела,
Простуду, что порядком извела,
И полосу сплошного неуспеха,
В багажник вещи наспех покидать,
Остервенело в пол вдавить педаль
И в южном направлении уехать.
Безмерно удивиться февралю,
Среди ветров безжалостных и вьюг
Раскрывшему задраенные окна:
Теплу весны, проснувшейся не в срок,
И разговорам взбалмошных сорок,
Успевших под капелями промокнуть.
За пару дней привыкнуть, что нагрет
Нежнейший крымский ультрафиолет
На донышке оранжевого блюдца;
Соскучиться по снегу и Москве,
Где на окошке пёстрый бересклет...
Перетерпеть и больше не вернуться.
Оценка 4,5
Профессионально.
19. Светлана Разумова 2
Живая
Глубину не мерит и ждёт недолго.
Он в себе уверен - рыбарь от Бога.
Зазывает взглядом - плыви ко мне - вот
и приманка рядом, и прочный невод.
Ты идёшь на голос, в исток течений,
Где мечты осколок горит свеченьем.
Всё случится быстро. Смелей, не бойся -
Точно в сердце выстрел - не больно вовсе.
В небе тучи жадно сглотнули звёзды.
Полоснул по жабрам холодный воздух.
Только будет нынче рыбалка грустной:
Вопреки привычке, в другое русло
Повернутся воды. Какая жалость!
От сетей к свободе - смогла, сбежала -
По дорожке зыбкой к своим желаньям
Золотая рыбка плывёт. Живая...
Оценка 5,5
+1 за оригинальность взгляда и исполнения
20. Михаил Белоногов
Свиристели
А на Урале снегопады и метели,
а на прилавках мандарины и хурма…
Тебе уютно и тепло в своей постели,
хотя на сердце и на улице – зима.
А в райских кущах листья с яблонь облетели –
не кушать грешникам ворованных плодов,
не отмечать тайком восьмые дни недели,
под сенью яблони, до первых холодов.
Над сонным садом зимней ночью тихо-тихо,
а в чистом поле за позёмкой бродит лихо -
всё ищет-свищет у отступников приют.
Но лишь утихнут снегопады и метели,
в наш сад из рощи прилетают свиристели
и подмороженные яблоки клюют.
Оценка 5.5
Достойный экзерсис в твердых формах. На специальном конкурсе вряд ли победит.
21. Ольга Хворост
Стих про Мэри и её таксу
Долговязая Мэри в резиновых ботах
не любила часами сидеть у окна,
а напротив, любила в любую погоду
из Вест-Энда в Гайд Парк совершать променад.
С ней гуляла собака по имени Лакки,
длиннотелая, словно Вестминстерский мост;
там где зубы, там морда была у собаки,
а с другой стороны, соответственно, хвост.
Морда шла за хозяйкой дорогой знакомой
мимо пабов, кофеен и ярких витрин,
в это время и хвост выдвигался из дома,
чтобы тоже развеять прогулкою сплин.
Если морда по парку круги нарезала
и гоняла котов от угла до угла,
то, чем хвост занимался в районе вокзала,
даже Мэри представить себе не могла.
Погуляв, возвращалась домой вместе с мордой,
звонким лаем пугавшей окрестных собак,
и всегда им навстречу, любуясь природой,
чинно шествовал хвост, направлявшийся в парк.
Так, сквозь смог отмотав три английские мили
по брусчатке дорог и по мокрым кустам,
боты сняв наконец, Мэри морду кормила
и ждала возвращенья с прогулки хвоста.
Только хвост не давал ей забыться в релаксе -
в приключения попой влипал каждый раз...
так и жили хозяйка с породистой таксой,
что была самой длинной из лондонских такс.
Оценка 4.5
Качественная поделка.
Если детское – несколько тяжеловесно.
Если вариации на тему английского юмора, то, простите за каламбур, насколько английский, настолько и юмор.
Но добротное ремесло.
22. Михаил Эндин
Дело
Что ж, пора приниматься за дело
Александр Блок
Что ж, пора приниматься за дело,
потому что безделье задело
за живое. Полуденный зной
расплавляет и тело, и душу.
Обнимаю горячую сушу,
охлаждаюсь балтийской водой.
Затянуло меня, засосало,
потому и на роли вассала
так легко оставаться в плену
у залива, у сосен, у пляжа.
Пропадаю, но эта пропажа
незаметна уже никому.
В полусонном движеньи пространства
невозможно найти постоянства;
может, точка опоры — вовне?
Обижаться бессмысленно. Впору
пресловутую эту опору
не искать ни в какой стороне.
Замирает июльское лето —
перегрето, пропи;то, пропето.
Видно, Блок совершенно неправ —
кто, скажите, решительно, смело
в эту пору возьмётся за дело? —
только Лев Николаевич, граф.
Вот цена поэтичного слова —
от желания дела до снова
бесконечно текущего дня.
Солнце греет, волна наплывает,
словно новый мотив напевает
для меня, для меня, для меня...
Оценка 4
Критичных недочетов в ритмике и рифмах нет
23. Сергей Леонтьев
Чёрный квадрат
Тогда, невыспанною ночью
Тебя в душе моей селя,
Не чаял я реки молочной
И берегов из киселя.
Но, полыхнув, уже не гасло,
А, лишь безумия подлив,
В огонь свечи плеснула масла
Рука, скользнувшая под лиф...
Огонь звучал, как Аллилуйя,
Им было всё освящено!
И с каждым новым поцелуем
Я понимал: Оно, Оно!
И я шептал тебе на ушко,
Не уставая целовать,
Что эта тесная однушка
И эта тесная кровать
Есть Рай, и там, на небосводе
Молочный путь для нас един!
Хотя и он, как путь Господен,
Вовеки неисповедим...
И был огонь, и море света,
А вне, сквозь тощи балюстрад
Прохожий видел только это –
Окна чернеющий квадрат,
Тот, за которым был зачёркнут
Наш прежний неоцветший мир...
Теперь мы знаем, что за чёрным
Скрывал великий Казимир!
***
Нам всем дано испить когда-то
Огня из этой глубины!
Ведь мы, как стороны квадрата,
Перед любовию равны!
Дай, Бог, душе за тьмой полночной
Найти цветущие поля,
Чтоб всем хватило рек молочных
И берегов из киселя...
Оценка 6
Оригинальная идея. Хорошая ирония. Понятно, что разнобой в стиле, лексике должен работать на нее, но немного всё же чересчур.
Вызывают вопросы «невыспанною ночью» и «тощи балюстрад». Еще есть более или менее серьезные недочеты или даже ошибки. Но главное:
Тогда, невыспанною ночью
Тебя в душе моей селя,
Не чаял я реки молочной
И берегов из киселя.
Но, полыхнув, уже не гасло,
А, лишь безумия подлив,
В огонь свечи плеснула масла
Рука, скользнувшая под лиф...
Огонь звучал, как Аллилуйя,
Им было всё освящено!
И с каждым новым поцелуем
Я понимал: Оно, Оно!
И я шептал тебе на ушко,
Не уставая целовать,
Что эта тесная однушка
И эта тесная кровать
Есть Рай, и там, на небосводе
Молочный путь для нас един!
Хотя и он, как путь Господен,
Вовеки неисповедим...
И был огонь, и море света!..
А вне, сквозь тощи балюстрад
Прохожий видел только это –
Окна чернеющий квадрат.
И всё. И вот теперь шлифовать. Может еще что-нибудь выбросится;) И обязательно показать грамотным филологам, а не только дилетанту-рецензенту.
Если сильно жаль Малевича, можно вставить в заглавие.
24. Фидель Сагитов
Джамиля
Полшестого. Светает. Конец февраля.
Торопясь, на работу спешит Джамиля,
Под одеждой кульмэк, что надет для тепла,
А в руках, не по росту, большая метла.
Здесь полгода зима, город взят ею в плен,
Этот город чужой, этот город бетен*,
А она вспоминает цветы миндаля
И зелёные степи, луга и поля.
Там, в далёком краю есть другая земля,
Где лет тридцать назад родилась Джамиля,
Край заоблачных гор и бескрайних пустынь,
Там, где неба бездонного яркая синь.
Её взгляд устремляется в дальнюю даль,
В её чёрных глазах и тоска, и печаль,
Она словно бы видит родной городок,
Где смешались полуденный Юг и Восток.
…Ну, а здесь её быт-обиход небогат,
Съёмный угол и жизнь средь скребков и лопат,
И мечта, что когда-то вернётся она
В земли вечной весны, в край, где вечно весна.
* бетен (казах.) – чужой
Оценка 6,5
А вот это пример, когда эпигонство - это не жалкие потуги встать вровень, а изящный комплимент канонам жанра. Ведь на эту тему кто только и как только не писал, а получилось.
Грамотно построенная фабула, выдержан темп. Жаль, что простоваты рифмы, есть неоправданные повторы. Но, в целом, очень аккуратно исполнено.
25. Евгений Овсянников
санитар
Ариадна тает, речи теряя нить:
«Абонент недоступен. Пытался перезвонить».
Колет кубик – по протоколу,
а он
скользит по глиссаде в кому,
туда, где вязкая глубина.
- «Ариадна..!»
Он не знает, при чём здесь минос, при чём здесь крит.
Знает я – но я с двоими не говорит.
Я сливается с ним, остаётся она одна –
Ариадна.
Ариадна мерцает - дорожка света и щель в стене,
Пациент – реконструктор, сломавший своё пенсне.
Белизна больничная взгляды пьёт до глазного дна,
«...адна…»
Раньше были луанда, герат, мосул.
Я пытался бодриться. На этих двоих – уснул.
И за сон на посту мне назначен чужой рубеж
И бомбить за него воронеж и марракеш.
Оценка 9
Конечно, понравилось. Такое может кому-то объективно не нравиться. Но также объективно он должен будет признать: очень сильно!
Ритм, звук – отлично. Образы и глубокие, и так подобраны, что обычной, узнаваемой ситуации придают эпичность, а не просто выстраивается параллель с известными персонажами.
Совсем ИМХО: Поскольку «стихи – речь звучащая», в подобных текстах предпочитаю запись с разбивкой строк или ступеньками; интересно, как слышит автор.
Шероховатость:
«он скользит по глиссаде в кому»
Кто - он? Если кубик – что вполне возможно, то дальше «Он не знает, при чём здесь» - точно не кубик.
Свидетельство о публикации №119032002497
За то, что не стали объяснять ее.
С уважением.
Елена Ительсон 21.03.2019 13:00 Заявить о нарушении