Б11. Евгений Хорус. Замечания члена жюри

Б11. Евгений Хорус. Замечания члена жюри

Эксперт оценивал анонимные произведения.

******

1. Николай Четверг

Когда кругом ворюги и жульё

Когда кругом ворюги и жульё
не сохранишь сокровище своё,
как ни старайся: огненная грива
издалека царапает глаза,
фигура и лицо срывают тормоза
и сносят крышу даже у счастливых
в законном браке или просто так…
А случаем обласканный дурак
от счастья глух и слеп, и знать не хочет -
не навсегда подарки крымской ночи.

Опять найдется слабое звено
в цепочке страстных клятв и обещаний,
разбавленных массандровским вином
до лёгкости прощений и прощаний.

И всё, что потеряешь вместе с ней,
издалека - бессмысленно и странно.
...пожизненный маяк унылых дней
в кромешности людского океана.

2,5 Не знаешь, как к этому относиться?! Эмоционально, сумбурно. Неизвестные «Ворюги и жульё» похитили у ЛГ неизвестное сокровище? Нарвался на ушлую красотку? Так с этим не на конкурс, а в полицию.
«фигура и лицо срывают тормоза» - можно ещё, как в старом анекдоте, ниппеля на скорости 200 км/ч зубами вырвать…

Причём техника стихосложения чувствуются, если начальные преждевременные китчевые посылы порезать (финал – в зачёт…), размер строки и строфику в порядок привести: вполне могло бы получиться (в нравоученья, только, не скатиться). 

2. Новикова Таня

Синдром Золушки-А

Она не умела, не могла, не желала ничего другого, кроме
превращения себя в страдальческое всепоглощающее чувство.
Франсес В. Гийе (Дневник Адель Гюго)

Здесь тот же день сурка в который раз.
Сюжет не нов, "печалька" повсеместно.
И мачехой осенняя хандра
в душе уставшей разверзает бездну.
И ты теряешь, Золушка-Адель,—
себя, рассудок, туфельку, приличья.
Закончен бал и несколько недель
молчит прекрасный принц в застывшей личке.
Не чувствуешь, что всё ещё жива,
до капельки последней в нём растаяв.
Бегут потоком грустные слова.
Стучат по сердцу полчища трамваев.
Вещает Google: “времени-мешок —
горох от чечевицы не отобран.
Смиренно жди — всё будет хорошо!
Воздастся всем обиженным и добрым.”
Но ты пакуешь гордость в чемодан.
И зреет мысль настойчиво и глухо —
за ним в огонь и через океан
просить любви, как юности старуха...
...В стране поехавших, хрустальных крыш
всем Золушкам так радостно и просто.
Спустись на землю и вернись в Париж
там ждут отец, и мачеха, и сёстры.

4 Вполне философски-милая современная Золушка, но:
«Здесь тот же день сурка в который раз.» - тройной смысловой повтор в одной строке;
«рассудоК, Туфельку»,
«молчиТ Прекрасный приНЦ В Застывшей»,
«БегуТ Потоком»,
«СтучаТ По»,
«поехавшиХ, Хрустальных» - такое количество стыков согласных…чересчур.

3. Марина Изергиль

Наскальная живопись

Олухи, миров своих насельники,
неслухи, любви своей кандальники,
так и будем до самозабвения
разговаривать рисунками наскальными.

- Этот бизон,
поражённый копьём,
нарисованный мной,
стоит поражённый
то ли чужой красотой,
то ли своей немотой,
как заворожённый
глядит то ли на смерть свою,
то ли на чужого тебя,
стоит и охрой горит как огнём.
Пусть это буду не я.

- Это сердце, пронзённое стрелой,
небрежным штрихом
нарисованное тобой,
имеет предсердия, клапаны,
желудочки и, главное, кровь,
и символизирует отнюдь не любовь,
а просто проткнутый орган тела,
из которого уходит жизнь,
про которое ты просил: "удержи!",
а я не сумела.

Так вслепую, вглухую друг другу рисуем мы
силуэты, едва проглядывающие из тьмы,
отставной козы барабанщики,
неслухи, олухи, рисовальщики.

3,5 Может это и оригинально:
«поражённый … поражённый
то ли …то ли … то ли…то ли…»;
«из которого..,
про которое…» - причём: «про которое» - очевидно про «жизнь» среднего рода?

4. Светлана Тимашева

Замять

Не знать, не помнить, не желать,
в лесу страстей совою ухать.
Кольчуга неба тяжела,
а хлопья снега легче пуха.

Студёный норд лизнёт, как пёс,
в лицо и окунётся в замять,
а мне глядеть в неё до слёз,
до пелены перед глазами.

Узреть заснеженных ундин
и в пустоту нырнувших орков.
Сквозную дырочку в груди
зима затянет льдистой коркой.

И будет день брести, как вол,
отпугивая тьмы гаргулий,
и будет, словно в Рождество,
метель младенцем в яслях гулить.

4,5 Хорошее начало, а потом некоторый избыток необязательных персонажей.

«лизнёт лицо» - без «в» - правильнее для норда

«в лицо и Окунётся в замять» - в четырёхстопном ямбе пропуск фонетического ударения на второй (опорной) стопе приводит к рассогласованию (ритмическое ударение всё равно на неё падает).

Парочка «и будет» живо напомнила как «и ба…бочек ловили, и бли…нчики пекли».

5. Валерия Салтанова

Ещё не творчество, не роды.
Молчит начальная глава.
Ещё пока отходят воды,
Выплёскиваются слова.

Идут за фразой фраза следом
Без напряженья и потуг.
Но замысел ещё неведом,
Но всё ещё невнятен звук.

Ещё не музыка, не скрипка,
Не камышинка, не тростник:
Как очертанье слова зыбко,
Как жар предчувствия велик!

Минуты вдохновений эти
Всем сердцем и душой глотай,
Пока потоку междометий
Сопротивляется гортань.

О, немота такого рода
Велеречива – и тиха,
Когда в тебе сама Природа
Вершит прелюдию стиха.

4,5 О, как только поэты не изгалялись над процессом своего творчества и, чем натуралистичней, тем жёстче.
Повторюсь: «ВыплёскивАются слова» - в четырёхстопном ямбе пропуск фонетического ударения на второй (опорной) стопе приводит к рассогласованию (ритмическое ударение всё равно на неё падает).

6. Елена Элентух

Крик

Я в расстройстве, а ты снова в синем
Не снимал дождевик, было сыро.
Близко-близко в оранжевом свете
Вились бабочек блудные дети.
Джаззз змеёй прошипела пластинка,
У неё поцарапана спинка.
Бей, иголка, по глянцевой ране!
Пусть болит и знобит за глазами,
Где рисуют на белых экранах
В плошках головы, как Лукас Кранах.
Амальгама чернеет краями,
Отражая мой флирт с головами.
Я касаюсь тяжелым затылком
Крыл хитиновых с нежным подкрылком
И стою на полях вне рисунка
За спиною кричащего Мунка.

3,5 Избитый приёмчик в начале («Один зелёный, а другой налево»). Искать смысл в том, как вьются гусеницы, или в том, почему один подкрылок на много крыл?
На просторах стихиры достаточно и логичных абстракций. Некоторые хоть звучат красиво – не спотыкаешься на стыках согласных: к-б, т-к, х-г.
Здесь даже наблюдается цветозвукозапись гласных, отражающая палитру Мунка, но она настолько невнятна, что кажется случайной

7. Елена Ительсон

Будто летом понять мы сумели...

Молча слушали лето:
Журчанье лесов,
Муравейников шорохи,
Крики птенцов.

Будто летом понять мы сумели,
Как живут от недели к неделе
Люди, птицы, деревья и травы.

Как они научились молчать
И других молчаливо прощать,
Даже если другие не правы...

6 Бог с ним, что среди всего четырёх рифм есть глагольная, но мне бы будто бы понять, что за время года такое: будто лето?

8. Жиль Де Брюн

Февральский этюд

Одев-обув разбуженных детей,
ведём их в мир забот из дома быта.
Где гололёд, и в небо не взлететь.
И почта голубиная закрыта.

И писем нет, и некого спросить,
куда наш снеговик ушёл без шапки.
Где вьюжит или снова моросит,
и воробьи взъерошены и жалки.

Где мглистый день меж завтра и вчера
мурлычет детям небыли и были.
Где ангелы простужены с утра,
но грелки на дежурстве позабыли.

И холоден в берёзах спящих сок,
и падают десантницы-снежинки
на теремок - не низок, не высок -
построенный здесь кем-то по ошибке.

5,5 Симпатичный этюд, но…
«Дом быта» - устойчивое название из советских времен. Существовали такие дома (их и сейчас, кое-где по старой памяти, так называют), практически одинаковые во всех городах, где были собраны различные услуги для населения: прачечные, пошивочные, фото и т.д. В результате рисуется картина, что семья, не имея квартиры, заночевала где-то в прачечной. Да ещё и гололёд в доме и такая услуга, как - голубиная почта, сегодня не предоставляется. И «Одев-обув» - через дефис – это не два глагола прошедшего времени, а одно существительное - название услуги.
Больше половины строк начинаются вставками «И», «Где» и парочка стыков т-д.

9. Александр Марочкин 2

Голубые глаза

Не касайся огня, чудак,
он сожжет тебя просто так,
как вязанку смолистых дров,
да и был таков.

Осторожней с водой, чудак,
будь ты самый лихой моряк,
полной грудью воды вдохнешь
и умрешь.

Не бросайся в любовь, чудак,
понимаю, что ты смельчак,
будешь смерти просить навзрыд,
но она не спешит.

В нашем мире, смешной чудак,
много сгинуло бедолаг
и не меньше от знойных дев,
чем в огне и воде.

Коль неймется тебе, чудак,
становись под пиратский флаг
и любовь, и огонь, и вода
не страшны тогда.

Будешь сыт, временами пьян,
золотишком набьешь карман,
и шеренги красивых шлюх,
пусть ты и лопоух,

будут виться вокруг тебя,
золотишко твое любя,
и уронят свою слезу,
коль на казнь повезут.

У довольной толпы зевак,
путь один, за вином в кабак.
Смаковать твой последний вдох
будут сто выпивох.

А тебе на весь мир плевать,
ветер будет тебя качать
и вороны сражаться за
голубые глаза.

5,5 Интересно, но почему бы не дотянуть до шести слогов все укороченные последние строки катренов.
Причём укороченной строкой фраза должна заканчиваться,  перенос предложения через короткую строку в следующую строфу сбоит.

10. Юрий Октябрёв

Невозвратно

Пока во сне не плещет море,
не слышен влажный шепот леса –
ты просыпаешься не споря
с необходимостью процесса
вставать, скрести станком щетину,
жевать на кухне бутерброды
и мнить себя безвестной псиной
непрезентабельной породы.

Но если сон на мягких лапах
полночным зверем подкрадется,
то ты шагнешь за ним на запах
цветов, увивших сруб колодца,
и, оробев до сладкой дрожи,
заглянешь внутрь, страшась и млея,
и ощущая всею кожей,
что ночь становится теплее,
что перебором тонких пальцев
тебя нащупывает тайна,
что колют крохотные жальца
мурашек вроде бы случайно.

И тут же слух уловит снизу
и шум листвы, и шелест пены,
как будто свежую репризу
давно забытой кантилены,
и ты потянешься навстречу,
не замечая стенок сруба,
и распрямятся снова плечи,
и разомкнутся снова губы,
и заскользит куда-то тело
по шелковистой глади спуска,
чем ниже – тем все ярче белой,
чем дальше – тем все меньше тусклой,
и закружатся в хороводе
вокруг мерцающие пятна…

Вот так, наверное, уходят –
во сне
с улыбкой
невозвратно.

4 Здорово, только несколько напрягает масса «И», «что», «чем» в начале строк. И избавиться от этого не такая уж проблема:
«и ощущая всею кожей» - «всею», как определительное местоимение по форме не сочетается с существительным  «кожей», поэтому это – глагол, хоть и странно всевать кожей.

11. Илина Гумер

Перила

Зажав холодные перила
до пальцев лунной белизны,
тебе я что-то говорила,
перемежая явь и сны.

Стоял, безмолвный и бескрылый...
Метался в небе бледный круг.
И вод лиловые чернила
глотали приглушённый звук

и мне как будто бы шептали:
«Спускайся! Ныне, присно, днесь…»
Лишь в обжигающем металле
присутствие живое здесь

своё в тот миг я ощущала…
Земли заваливалась ось.
И пухло скорпионье жало,
что в сердце намертво впилось.

7 Эмоционально, но, как всегда, эмоции рушат логику русского языка: «Зажав пальцами!», а, если «Зажав… до пальцев», тогда, чем зажав?
«говорила, перемежая явь и сны» - это не говорить, а мыслеобразы надо посылать.

12. Гера Шторм

Стужей выбелен воздух

Стужей выбелен воздух. Трещит сосняк.
Снежный хруст выдает лисицу –
мягкость лап не спасает. Он взял собак,
чтоб она не сумела скрыться,
как в день горя, когда он сестру и мать
за хвосты приподнял и вереск
стал под ними багровым, и только взмах
рук его заставлял поверить,
что они просто спят – убаюкал лес.
Зарычат! Приподнимут морды!
…Шла по следу, по запаху. Враг исчез
за рекой, след размыли воды.
А она всё ждала, каждый день к реке
прибегала тропой кровавой,
вспоминая, как мать и сестра в руке
задевают носами травы
и качаются… Ветер ерошит мех…

…Снова чувствует запах дыма
и безумного страха. Ну что ей смерть,
что борзыми за ней гонима…
Стужей выбелен воздух, река тверда.
Стынет кровь, сердце бьется птицей:
по утерянным можно бежать следам.
…Встреча близко теперь, лисица.

6,5 Животрепещуще, но, что это такое, когда в одном предложении: два «он» + «ними» + «она» + «его» + «они». Столько местоимений - какой-то детский рекорд разговорности.

13. Светлана Мель

Листок из альбома

«Листок из альбома» - названье коротенькой пьески,
Исполненной утром февральским на солнечной ноте.
Иные черты холодны и по-зимнему резки,
Но плавность и нежность они обретают в полёте.

Листок из альбома. Отрывок. Момент. Настроенье.
Рука горяча – оттого и штрихи торопливы.
Мгновенья портрет так же краток, как это мгновенье.
Помедлил, отвлёкся – угасли его переливы…

Листок из альбома художником был мне подарен
На счастье, на память – с изящным автографом, датой.
И я благодарна ему, да и он благодарен,
Что понял всё верно случайный его соглядатай…

Листок из альбома. У края надорвано небо.
За краем неровным осталось неважное нечто,
А может быть – самое важное. Вслушаться мне бы,
Но я, помотав головой, улыбаюсь беспечно…

6,5 Качественно. Нет «пресловутых глагольных» рифм, только,  а чем лучше суффиксальные: «Настроенье – мгновенье» (хотя строка: «Мгновенья портреТ Так же краток, как это мгновенье» - по смыслу понравилась), а «подарен – благодарен» - недалеко ушло от «ботинка – полуботинка».

14. Елена Бланкет

Здесь небо роняет...

Здесь небо роняет насквозь промороженный свет,
здесь осень сквозь время сигналит чужими кострами,
что входы забиты, забыты, а выходов нет!
И мне остаётся в себя проходными дворами
бежать, оступаться, скользить от себя до себя
без правил, без права - по белому павшему свету.
Услышав, как где-то архангелы в небе трубят,
мятежную душу мою призывая к ответу,
упасть на колени и к Богу всем сердцем воззвать
и молча вдыхать эти колкие, белые искры...
А утром увидеть: порошей засыпан асфальт.
И выдохнуть свет отогретый, живительно чистый.

6,5 Понравилось: «в себя проходными дворами» - держаться бы на этой психоноте, а то, после  этого: архангелы, к Богу - в попытке возвысить скатилось всуе…

15. Мурашко Андрей

Ты отдохни

С тобой пришли на взморье, пёс,
где много лет бродили,
ты узнаёшь вон тот утёс,
к которому мы плыли?

Я знаю – ты устал в пути,
сегодня зной скаженный,
ещё немного потерпи,
давай сниму ошейник.

Приляг и отдохни пока
в тени маслин на склоне,
ты слышишь – море грустно так
играет на тромбоне.

Наш старый друг, бродяга бриз,
тебя по холке треплет,
и чайки, облетая мыс,
несут печальный лепет.

Пока ты будешь спать, мой пёс,
я сяду здесь на камни
и буду, не стесняясь слёз,
листать воспоминанья.

Я буду ждать тебя все дни,
ошейник мять в ладонях.
Ты отдохни, ты отдохни
в тени маслин на склоне.

8 Тонко передано… «свернулся клубком и уже никогда не проснулся», но в данном случае, как хозяин узнал, почувствовал? Так построено, как будто хозяин сам сделал эвтаназию старому псу?! Чего-то не хватает, какого-то объяснения предчувствия конца...

16. Анна Хабибулина Луганск

Обездвижен. Оставлен на время в покое
неразумным желанием встать и уйти.
Ненавижу скрипучесть продавленных коек,
разноцветность таблеточного ассорти.
Нашпигован. Обколот. Соседом доволен.
Оптимизмом наполненный мой побратим
заблуждается как, говоря, что нас двое.
Персонал же лекарство приносит троим!
Разбитной санитар озадачил некстати:
«Ты, дружище, один в этой желтой палате».

7 Здорово, что раз…ение личности не дает скучать в одиночестве.
Только, возникает ощущение, что лекарства действительно носят на троих, а ЛГ или санитар их в одиночку потребляет.

17. Бразервилль

Лишнее

Как в пропасть, лишнее срывалось в чемодан.
Когда закрыл, оно ещё плясало
и лишний призрак мучился по залу,
ещё надеясь, что кому-нибудь продам.

За жизнь боролось из последних лишних сил,
отращивая крылья, когти, жабры.
Но было поздно. Номер сухо набран.
И вот я еду с чемоданом на такси.

Скрывать багаж с такой начинкой нелегко,
похоже, изнутри оно камлало.
Свернули у ближайшего канала.
Зашёл на мостик отбракованных замков.

Стою, весь нужный, завершённый экзерсис,
притихший чемодан уликой свесив.
Фонарный свет как тесто воду месит.
И ветер неожиданно увесист...
Уже сигналит в нетерпении таксист.

6,5 Интересно. Живо так цепляет.
«Стою, весь нужный, завершённый экзерсис,» - при опущенном подлежащем «Я» странные определения:
«я, весь нужный,» - до этого кому-то был нужен частично?
«я - завершённый экзерцист»? или
«я,  завершивший экзерсис»? или вставлено другое предложение:
«весь нужный завершён экзерсис»? – в каком месте этой строки ошибка-опечатка, понимай как хочешь. Все эти «крольчата» появляются из-за попытки поместить в одну клетку разнополые (одно без подлежащего, а другое без сказуемого) предложения.
 «отращивая крылья, когти, жабры.» - как ЛГ это увидел внутри чемодана? Это бы в следующий катрен к «Скрывать багаж с такой начинкой нелегко», а сюда «камлало»… Лишнее - сначала камлает, а потом корёжит чемодан своими преобразованиями,  когда камлание не помогло…

18. Ольга Бесснежная

Февральские окна

Оставив бесконечные дела,
Простуду, что порядком извела,
И полосу сплошного неуспеха,
В багажник вещи наспех покидать,
Остервенело в пол вдавить педаль
И в южном направлении уехать.

Безмерно удивиться февралю,
Среди ветров безжалостных и вьюг
Раскрывшему задраенные окна:
Теплу весны, проснувшейся не в срок,
И разговорам взбалмошных сорок,
Успевших под капелями промокнуть.

За пару дней привыкнуть, что нагрет
Нежнейший крымский ультрафиолет
На донышке оранжевого блюдца;
Соскучиться по снегу и Москве,
Где на окошке пёстрый бересклет...
Перетерпеть и больше не вернуться.

7 Хорошая строфа, хорошее содержание – просто, но со вкусом.

19. Светлана Разумова 2

Живая

Глубину не мерит и ждёт недолго.
Он в себе уверен - рыбарь от Бога.
Зазывает взглядом - плыви ко мне - вот
и приманка рядом, и прочный невод.

Ты идёшь на голос, в исток течений,
Где мечты осколок горит свеченьем.
Всё случится быстро. Смелей, не бойся -
Точно в сердце выстрел - не больно вовсе.

В небе тучи жадно сглотнули звёзды.
Полоснул по жабрам холодный воздух.
Только будет нынче рыбалка грустной:
Вопреки привычке, в другое русло

Повернутся воды. Какая жалость!
От сетей к свободе - смогла, сбежала -
По дорожке зыбкой к своим желаньям
Золотая рыбка плывёт. Живая...

7 Интересные рифмы в интересном логаэде, но «вот» мне, как всегда, режет и глаз, и слух. Лучше бы оставить неравносложную: «мне – невод».

20. Михаил Белоногов

Свиристели

А на Урале снегопады и метели,
а на прилавках мандарины и хурма…
Тебе уютно и тепло в своей постели,
хотя на сердце и на улице – зима.

А в райских кущах листья с яблонь облетели –
не кушать грешникам ворованных плодов,
не отмечать тайком восьмые дни недели,
под сенью яблони, до первых холодов.

Над сонным садом зимней ночью тихо-тихо,
а в чистом поле за позёмкой бродит лихо -
всё ищет-свищет у отступников приют.

Но лишь утихнут снегопады и метели,
в наш сад из рощи прилетают свиристели
и подмороженные яблоки клюют.

6,5 Создаётся впечатление, что свиристели постоянно в роще живут, а между тем это птицы кочующие – зимой нигде надолго не задерживающиеся.

21. Ольга Хворост

Стих про Мэри и её таксу

Долговязая Мэри в резиновых ботах
не любила часами сидеть у окна,
а напротив, любила в любую погоду
из Вест-Энда в Гайд Парк совершать променад.

С ней гуляла собака по имени Лакки,
длиннотелая, словно Вестминстерский мост;
там где зубы, там морда была у собаки,
а с другой стороны, соответственно, хвост.

Морда шла за хозяйкой дорогой знакомой
мимо пабов, кофеен и ярких витрин,
в это время и хвост выдвигался из дома,
чтобы тоже развеять прогулкою сплин.

Если морда по парку круги нарезала
и гоняла котов от угла до угла,
то, чем хвост занимался в районе вокзала,
даже Мэри представить себе не могла.

Погуляв, возвращалась домой вместе с мордой,
звонким лаем пугавшей окрестных собак,
и всегда им навстречу, любуясь природой,
чинно шествовал хвост, направлявшийся в парк.

Так, сквозь смог отмотав три английские мили
по брусчатке дорог и по мокрым кустам,
боты сняв наконец, Мэри морду кормила
и ждала возвращенья с прогулки хвоста.

Только хвост не давал ей забыться в релаксе -
в приключения попой влипал каждый раз...
так и жили хозяйка с породистой таксой,
что была самой длинной из лондонских такс.

6,5 Что-то я не знаю ни одного человека, который бы любил в резиновых ботах дома часами…
А так очень мило и весело.

22. Михаил Эндин

Дело

Что ж, пора приниматься за дело
Александр Блок

Что ж, пора приниматься за дело,
потому что безделье задело
за живое. Полуденный зной
расплавляет и тело, и душу.
Обнимаю горячую сушу,
охлаждаюсь балтийской водой.

Затянуло меня, засосало,
потому и на роли вассала
так легко оставаться в плену
у залива, у сосен, у пляжа.
Пропадаю, но эта пропажа
незаметна уже никому.

В полусонном движеньи пространства
невозможно найти постоянства;
может, точка опоры — вовне?
Обижаться бессмысленно. Впору
пресловутую эту опору
не искать ни в какой стороне.

Замирает июльское лето —
перегрето, пропи;то, пропето.
Видно, Блок совершенно неправ —
кто, скажите, решительно, смело
в эту пору возьмётся за дело? —
только Лев Николаевич, граф.

Вот цена поэтичного слова —
от желания дела до снова
бесконечно текущего дня.
Солнце греет, волна наплывает,
словно новый мотив напевает
для меня, для меня, для меня..
.
4 Хорошая техника, только перенос «за живое» не очень воспринимается.
Но для меня это всё почти что ни о чём, какие-то всё отголоски, самодостаточности маловато.

23. Сергей Леонтьев

Чёрный квадрат

Тогда, невыспанною ночью
Тебя в душе моей селя,
Не чаял я реки молочной
И берегов из киселя.

Но, полыхнув, уже не гасло,
А, лишь безумия подлив,
В огонь свечи плеснула масла
Рука, скользнувшая под лиф...

Огонь звучал, как Аллилуйя,
Им было всё освящено!
И с каждым новым поцелуем
Я понимал: Оно, Оно!

И я шептал тебе на ушко,
Не уставая целовать,
Что эта тесная однушка
И эта тесная кровать

Есть Рай, и там, на небосводе
Молочный путь для нас един!
Хотя и он, как путь Господен,
Вовеки неисповедим...

И был огонь, и море света,
А вне, сквозь тощи балюстрад
Прохожий видел только это –
Окна чернеющий квадрат,

Тот, за которым был зачёркнут
Наш прежний неоцветший мир...
Теперь мы знаем, что за чёрным
Скрывал великий Казимир!

***
Нам всем дано испить когда-то
Огня из этой глубины!
Ведь мы, как стороны квадрата,
Перед любовию равны!
Дай, Бог, душе за тьмой полночной
Найти цветущие поля,
Чтоб всем хватило рек молочных
И берегов из киселя...

6 Здорово, живо, но три последних катрена просто лишние: и Казимира, и сверх того читатель сам додумает… не надо бы разжёвывать.

24. Фидель Сагитов

Джамиля

Полшестого. Светает. Конец февраля.
Торопясь, на работу спешит Джамиля,
Под одеждой кульмэк, что надет для тепла,
А в руках, не по росту, большая метла.

Здесь полгода зима, город взят ею в плен,
Этот город чужой, этот город бетен*,
А она вспоминает цветы миндаля
И зелёные степи, луга и поля.

Там, в далёком краю есть другая земля,
Где лет тридцать назад родилась Джамиля,
Край заоблачных гор и бескрайних пустынь,
Там, где неба бездонного яркая синь.

Её взгляд устремляется в дальнюю даль,
В её чёрных глазах и тоска, и печаль,
Она словно бы видит родной городок,
Где смешались полуденный Юг и Восток.

…Ну, а здесь её быт-обиход небогат,
Съёмный угол и жизнь средь скребков и лопат,
И мечта, что когда-то вернётся она
В земли вечной весны, в край, где вечно весна.

* бетен (казах.) – чужой

6 Где полгода зима, в конце февраля начинает светать, в лучшем случае, в полдевятого.
А повтор в конце – просто повтор.

25. Евгений Овсянников

санитар

Ариадна тает, речи теряя нить:
«Абонент недоступен. Пытался перезвонить».
Колет кубик – по протоколу,
а он
скользит по глиссаде в кому,
туда, где вязкая глубина.
- «Ариадна..!»

Он не знает, при чём здесь минос, при чём здесь крит.
Знает я – но я с двоими не говорит.
Я сливается с ним, остаётся она одна –
Ариадна.

Ариадна мерцает - дорожка света и щель в стене,
Пациент – реконструктор, сломавший своё пенсне.
Белизна больничная взгляды пьёт до глазного дна,
«...адна…»

Раньше были луанда, герат, мосул.
Я пытался бодриться. На этих двоих – уснул.
И за сон на посту мне назначен чужой рубеж
И бомбить за него воронеж и марракеш.

6,5 Неординарно. Цепляет. Не понял, почему географические названия с маленькой..?
И есть пара–тройка стыков кратких согласных.


Рецензии
Евгений, спасибо за Ваш доброжелательный обзор.

Уважаемые поэты, коллеги, читающие! Хочу объяснить по поводу образа в стихотворении «Перила». Все спотыкаются вот об эти две мои строчки:

Зажав холодные перила
До пальцев лунной белизны…

Недоумевают: чем зажаты перила? Как это можно зажать «до пальцев»?

Так вот: это инверсия. Перестановка слов. Сумма не меняется, как известно. А красота звучания иногда выигрывает.
Не до пальцев зажать, а до белизны.
До белизны пальцев!
До лунной белизны пальцев!
До пальцев лунной белизны.

Обидно, что нужен такой ликбез...

С уважением,

Илина Гумер   20.03.2019 15:20     Заявить о нарушении
Спасибо за пояснение, Илина! "Ещё рушник иголку не колол" (с) - у В.Усова перестановка двух материальных объектов (по третьему закону Ньютона) воспринимается сразу. У Вас сложнее: взаимозаменяются материальное и нематериальное - двойная логическая инверсия, плюс изменение структуры предложения (не белизной ведь зажав, а до белизны), чтобы понять без пояснений "в три раза выше надо прыгнуть" :о)

Евгений Хорус -Конкурсы   20.03.2019 16:50   Заявить о нарушении
От читателя:
Нет, такой ликбез нам ни к чему...)
Некоторые мысли по существу:
В русском предложении порядок слов считается свободным. Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом.
Однако это не означает, что перестановка членов предложения не влечёт за собой каких-либо изменений – смысловых либо экспрессивных. Для сравнения: Иван вчера приехал из Москвы. – Иван приехал из Москвы вчера. – Вчера из Москвы приехал Иван.
Неоправданная инверсия (перестановка членов предложения), неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла высказывания. У поэтов, которым необходимо поставить рифмующиеся слова в конце строки, есть все основания сделать это и оправдать свои действия "поэтической необходимостью".
Стилистически неоправданная инверсия мешает правильному пониманию текста. На этом построена шутка А.П.Чехова - "Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать".
На том и остановимся.
Удачи.

Вайлит   20.03.2019 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.