Марина Намис. Читательский обзор. Февраль-2019
Уже на протяжении пары лет февраль ассоциируется у меня не с пастернаковским «достать чернил и плакать», а с тонким и пронзительным стихотворением Алексея Григорьева, где также этот месяц упоминается:
к нему приходит женщина во сне,
к нему приходит женщина, как снег,
поэтому, оглядываясь вслед февральскому лонгу http://www.stihi.ru/2019/01/31/9667 , хочется вспомнить женщину его и воссоздать этот образ.
Какая она? Попробуем узнать – ибо она уже узнала нас, как слепые узнают, касаясь пальцами лица, внимательно изучая все его изгибы. А мы в ответ только постигаем эти пальцы. Постигаем сквозь утонченную стихотворную ткань МИХАЛИНЫ ДИКОВИЧ «О тонких пальцах Турандот» http://www.stihi.ru/2019/01/03/419 . Какие они эти пальцы? – горячие, обжигающие (расплавивших тебя, как воскового), они оставляют след изысканных восточных запахов, а еще они звучат – прикасаясь, наигрывают тонкую, как они сами, мелодию жизни твоей (Судьба остановилась в полушаге). Молчи, потому что эти пальцы нужно только слушать «в миру добропорядочных глухих» и потому что они – из «музыки, рождённой прежде слова». Слушай её и само стихотворение: оно столь же искусно, как музыка эта.
Впрочем, слышать женщину недостаточно. Тайну её содержит и имя – просто попробуй на вкус его буквы, осторожно изучая их языком. (АЛЁНА АСЕНЧИК «Вот же...» http://www.stihi.ru/2018/11/22/199). И какими бы странными ни казались сначала эти буквы, внутри непременно найдешь тёплый вкус любви, уюта и тепла. Да и мир вокруг будет ощущаться совсем иначе: «Вон дерево, что ни возьми, – почти всегда одноного, а люди не это видят, а ветки, которых много».
Если тайна всё же останется тайной, можно прибегнуть к проверенному веками способу – просто служить на пределе физических возможностей, изо дня в день изживая и превозмогая себя – СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Уголь» http://www.stihi.ru/2018/08/01/99 . Чувствуется, что автор не понаслышке знает то, о чем говорит – здесь можно надышаться пылью и сажей, попробовать местного варева, прокатиться в вагонетке и обжечься жаром печи. Содержательные, выразительные картины жизни, жутковатые детали быта и вся жизнь, не смотря на... И хотя речь идет о жизни шахтера и судьбе мужской, центральный образ в стихотворении женский – Хозяйка Горы/шахта/работа, которая становится здесь и любящей женой, и матерью, и даже самкой – как у пауков, съедающей и уничтожающей.
Паучиха в самом прямом смысле встречается нам в другом стихотворении лонга - MOLNIYA «Арахномания» http://www.stihi.ru/2005/05/19-486 номинатор Наташа Дубрау. Любопытно, что оба текста, номинированные Наташей, объединяет тема смерти. Но если в первом всё вполне классически – любовь, побеждающая смерть, то здесь совсем не так просто. Здесь эта тема не поставлена напрямую. Она стоит рядом с нами у больничных стен, в которых героиня находит себе отдушину, ниточку, связывающую её с жизнью – паука. В это детское вроде бы повествование вплетена совсем не детская философия. Автор очень скрупулезно и как бы играючи создает мир своей героини. Сколько, казалось бы, случайных, но таких говорящих деталей – «Пантелеймон, лимонник, недельный курс, ехал на ватке». Нужно только вглядеться. Отдельно хочется отметить «густую и непрозрачную тоску» и особо – «твои полотна – сплошь мои портреты».
Но вернемся к женщине. Как еще можно познавать её? – просто наполняя ею свою жизнь, находя во всём, и сквозь каждый миг, каждый предмет её познавая (ЕВГЕНИЯ ДЖЕН БАРАНОВА «Переводи» http://stihi.ru/2019/02/18/5650 ) – «Переводи меня на свет, на снег и воду». Здесь, к слову, тоже есть паучок яркий, метафоричный, тот который «слюною лет плетёт свободу». И путей перевода масса. Кто, как не Толстые, может предложить целую энциклопедию жизни – бессчетное множество путей этих. Здесь интересно также подумать над понятием «в люди» - оно может быть и фразой горьковской, и синонимом выхода «в свет», и в перекличке с завершающей строкой означать просто-напросто «стать человеком». А насколько значим этот перевод – «как водят маленьких старух за корвалолом». Вы, конечно, знаете этих бабушек – совсем не тех, которые наседают и требуют уступить место в транспорте, а иных – маленьких, сухоньких, почти прозрачных, которых, кажется, с жизнью только и связывает что пузырек корвалола в дрожащих руках или таблетка валидола.
Но познание не ограничивается наполнением жизни своей, непременный атрибут его – проникновение в жизнь её – взаимопроникновение, взаимопостижение. Об этом у АЛЁНЫ БЕЛАВЕЖСКОЙ «Практика лёгкой руки, тяжелого сердца» http://stihi.ru/2018/05/06/6947. О женщине из плоти и крови. Стихотворению присуща поразительная наполненность строки – «время ку-ку, конь на скаку, жир на боку» - и вот мы уже погрузились в бытие её. Текст о том, что женщина впитывает с материнским молоком, о том, что должно быть у неё в крови. А должно ли? И как жить с этим, вросшим веками, как найти своё место и что это будет за место (живое/мёртвое/для курения) – подумаем вместе с Аленой. Неординарные мысли, любопытнейшие смысловые находки, рождающиеся из слома устоявшихся выражений, из противопоставленных эпитетов - лёгкой руки/тяжелого сердца, чистого разума/грязного тела, из запомненного и забытого.
Тоже отчасти о памяти, но совсем иначе - у ЗИНОВИЯ АНТОНОВА «где больше ничего» http://www.stihi.ru/2018/11/07/10204 . Потрясающую игру слов первых строк его стихотворения один из экспертов отметил (ничего-нечего-нечем, что-нибудь). Но хочется выделить еще и такие любопытные изюминки, как «нахохлившаяся капуста», «злой забор», так двойственно и необычно здесь звучащее «бог бы с ним», и очень точную, великолепную метафору – «дворник память подметает». Ставшую еще более яркой в контексте следующей строки «как будто мусора вокруг другого нет». Нельзя не обратить внимание и на весьма примечательную закольцованность стихотворения, и на новые смыслы, которые приобретает в завершении уже отмеченные первые строки.
А женщина от нас опять ускользнула. Поэтому обратимся снова к стихотворению Алексея Григорьева. Что еще говорит он о ней – «и скажет свет, и вспыхнет в изголовье».
Кто же может сказать свет, как не поэт? И такая женщина у нас есть – героиня стихотворения АННЫ ГЕРМАНОВОЙ – Марина Цветаева http://stihi.ru/2019/01/19/182. Причем удивительно полно и искусно показанная – в стихотворении слились и нечеловеческая стойкость (распрямлялась, как в гроб, в полный рост), и вынужденность ломать себя и приспосабливаться к иной жизни (вынимала себя и рожала в эту жизнь на чужом языке), и не смотря ни на что ее материнская сила и щедрость, как к сыну, так и к слову (это слово, словно воды отходят, плывёт).
И дальше у Алексея - «и станут сад, и дерево в окне».
Сад женщины смотрит на нас сквозь стихотворение ВАЛЕРИЯ ПОЛАНДА, «Дача» http://stihi.ru/2018/02/09/2994 он как раз с по-февральски заметенными дорожками. Стихотворение, покоряющее своей настоящестью и легкостью. В нём живут простые радости и знакомые каждому детали и, быть может, от этого такая пронзительная, трогающая грусть.
И женщина наша непременно выйдет в этот сад, ну, хотя бы развесить бельё, как у ЕЛЕНЫ НАИЛЬЕВНЫ в «Как воздух чист» http://www.stihi.ru/2018/10/21/9644 . Текст пронзительный внутренней грустью, скрытой за повседневными заботами (совсем по-женски – делать что-то, чтобы не думать), за сосредоточенностью на будничном, в котором и находишь счастье. Именно эти житейские мелочи в конце концов и раскрашивают всю жизнь также, как пестрые прищепки героини и точно также в этой жизни держат. И метафора в стихотворении – «под небом, проколотым звездой», напоминает о женских буднях – штопке, рукоделии. И, наверное, здесь самым верным способом постижения женщины будет – просто разделить их с ней. А что же тогда с садом?
и станут сад, и дерево в окне,
и скрытое доселе в белой тьме
предутренней капелью и любовью.
А о любви никто не скажет лучше Персефоны. Она у нас тоже есть (АННА КОРНЕТ «Аид» http://www.stihi.ru/2016/08/07/888) перемещенная в современные условия, но всё равно столь же неизбежная, как и март, и проникающая даже в царство мертвых, сквозь явь и сон, поэтому – снова к Алексею –
мы будем спать и сниться февралю,
пока цветные бабочки люблю
спешат последней нежности навстречу
пока не отвердел янтарь зари
и темнота, цезуры отворив,
мешает половодье с перворечьем…
..........................................................
ссылка на стихотворение А. Григорьева
http://www.stihi.ru/2016/12/18/9381
Свидетельство о публикации №119032010223
Марина, спасибо. Интересно и свежо.
Света Хохломская 21.03.2019 19:23 Заявить о нарушении