О работнике пришедшем с поля Ч. 27 Притчи Христовы

7. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему:

пойди скорее, садись за стол?

8. Напротив, не скажет ли ему:

приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и

потом ешь и пей сам?

9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не

стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.



(Св. Евангелие от Луки 17:7-10)



Толкование.


Ученики Христа должны чувствовать себя рабами Божиими.

 Когда они исполнят свой долг пред Богом, то пусть не рассчитывают на какую либо

награду. Награда может быть и будет дана, но они сами, в чувстве смирения,

должны сознавать, что они рабы, ничего не стоящие, т.е., конечно, не стоящие

особых наград.

В некоторых древних переводах, именно сирийских, этого выражения «ничего не стоящие» не имеется: там стоит одно слово «рабы».


По мнению Феофилакта Болгарского, Христос учит этой притчей не превозноситься и

не впадать в высокомерие.

«Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей.

 Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого…
Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен».

По мнению архиепископа Аверкия (Таушева), «смысл этого не тот, что Господь не

похвалит Своих рабов и не даст им отдыха, а тот, что мы сами на добрые дела свои

должны смотреть, как на долг, а на себя, как на непотребных рабов, которые ничего

сверх уплаты долга не можем принести Владыке.

 Иными словами: у человека заслуги перед Богом быть не может».


Прот. Димитрий Смирнов


Царствие Небесное называется благодатью, потому что это благой дар.

Нельзя, выполнив какой-то урок, взять и достигнуть Царствия Небесного.
Невозможно дать человеку задание и сказать: ты его выполнишь — и получишь Царствие Небесное. Нет такого задания.

Все задание изложено в Новом Завете. И чтобы его выполнить, на это нужно всю жизнь потратить: чтобы усвоить это и умом, и сердцем, а потом уже исполнить в этой жизни.
Если бы Царство достигалось иначе, тогда не нужен этот дар, тогда можно было бы по закону получить требуемое: я выполнил закон, ты мне — будь добр.

Нет, Господь сказал: если даже вы все-все исполните (а не было на земле человека, который все исполнил), говорите о себе: я раб негодный.
А что ты особенного сделал? Ты сделал только то, что положено. Поэтому если даже все исполнишь, все равно Царствие Небесное — это есть такое блаженство, которое заслужить ничем нельзя, его можно получить только в дар за свое стремление.

Вот как ребенку мама говорит: будешь хорошо себя вести, куплю тебе самокат.
И он изо всех сил старается хорошо себя вести, изо всех сил.
У него не всегда это получается, он часто забывает, а потом вспоминает и снова: мамочка, прости. И опять вновь и вновь старается исполнить то, что мама хочет. Она только бровью двинет — он сразу вспоминает про самокат и сразу бежит выносить ведро, сразу моет посуду, если ему доверят.
Он делает это плохо, неловко, у него не получается, но мать видит, что он старается. И ни одна мать на свете не лишит такого ребенка самоката.
Не потому, что он хорошо себя вел, а за его усердие, за его верность этому своему желанию мать его наградит.





Иллюстрация - Рабы ничего не стоящие. Эжен Бернанд.


Рецензии