Монокль. Повесть. ч. 7
МОНОКЛЬ
(повесть)
часть 7
ВОН ИДЁТ ПАРАМОНОВ
Дикий Фотограф посмотрел в окно, сказал: «Вон идёт Парамонов», – и выскочил на крыльцо.
– Саня, – закричал он. – Зайди к нам на рюмку кальвадоса!
Парамонов зашёл и выпил…
Александр Сергеевич Парамонов работал – служил фотокорром в столичных газетах. Кого только он ни фотографировал: Фурцева и Косыгин, голый Порфирий Иванов, молодой Слава Зайцев и артисты «Современника».
– Расскажи нам, как ты дружил с Олегом Видовым, – настаивал Дикий.
– Особенной дружбы не было, так, знакомство. Познакомился я с ним в последней электричке. Последняя электричка – это особая песня. Обычно днём мы были в Москве: работали, отдыхали и пьянствовали, а с последней электричкой возвращались домой, в Томилино. Обычно все садились вместе в последний вагон, чтобы нас не побила шпана. Все знали друг друга в лицо. Когда появлялся Олег, то он себя вёл по-свойски. Рассказывал о съёмках и очень удачно копировал речь Эраста Гарина. Он жил на улице Кольцова, которая шла параллельно железной дороге и кончалась у панковского переезда. Вот там-то Олег Видов и снимал свой фильм «Переезд». Обычно летом мы часто встречались и заходили друг к другу в гости. На день рождения моей дочки Татьяны он подарил ей забавного живого козлёнка… Однажды он пришёл ко мне и попросил сделать свадебную съёмку. Это 1969 год, ноябрь или декабрь.
У меня сохранилась одна из свадебных постановочных фотографий: скромный стол, три бутылки шампанского, две вазочки с еловыми веточками, на столе лежат два букета. За столом стоят пять человек: неизвестный, дочь Брежнева Галина, Наталья, Олег Видов и опять неизвестный.
Фотография явно забракована или Парамоновым, или Видовым.
Сцена довольно странная: две женщины о чём-то беседуют, не обращая внимания на остальных. У Олега Видова вид смущённого человека, с опущенными глазами. Толстые, почти мужские пальцы у Галины, с большим перстнем, держат бокал крепко и основательно. Изящная, хрупкая Наталья в чёрном платье, словно на похоронах…
КОНЦЕРТ ДЛЯ КАПЕЛИ
Это было так давно –
в середине девяностых…
Поздней осенью, в дождливый вечер, мы со Злым Писателем шли по улице Гоголя, а навстречу нам брёл молодой беременный мужчина.
Он шёл согнувшись и придерживал двумя руками свой живот.
– Ха! – закричал Злой Писатель и преградил ему дорогу.
Беременный поднял лицо и оглядел печальными чёрными глазами неприятелей.
– Что вам от меня нужно? Я Лёня Раппопорт и несу скрипку, потому что в переходе у меня отняли футляр вместе с дневным заработком.
Нам стало стыдно.
– Пошли к Дикому Фотографу, – сказал Злой. – У него есть разбитая скрипка и приличный футляр.
Пришли к Д.Ф. и всё ему рассказали. Дикий впал в забытьё и заявил, что он потерял ключ от сарая.
– Ха! – закричал Злой Писатель. – Ты не хочешь помочь бедному еврею! Запомни этот день, иуда, и забудь моё честное имя!
Дикий Фотограф нашёл ключ от сарая…
Футляр был старый и пыльный, но когда мы его протёрли сырой тряпкой и сухим полотенцем, он засиял толстой чёрной кожей, а бронзовые замочки туго защёлкали и зазвенели пружинами.
– Надо обмыть футляр, – забурчал Дикий Фотограф, пошёл в комнату и долго копался в шкафу.
Он торжественно поставил на стол бутылку «Плиски»:
– Вот, берёг на юбилей…
Когда выпили по рюмочке и притихли, то Злой Писатель посмотрел на Лёню Раппопорта и произнёс:
– Ваше слово, товарищ маузер!
Лёня взял скрипку и поцеловал её в шейку. Смычок осторожно прикоснулся к струнам…
Ах, как он играл!
Он вытягивал из нас
все жилы…
Все наши горести и печали
он вытянул
в длинную дорогу,
и мы по ней брели
всю нашу жизнь:
от самого рождения
до настоящего времени.
Но вдруг нас
охватила радость:
нам стало тепло
и спокойно.
И мы купались
в солнечном свете
и слышали пенье
утренних птиц.
– Ничего себе Рубинштейн! – воскликнул Дикий и смахнул слезу дрожащей ладонью.
– Ну, вы, Лёня, даёте копоти! – покачал головой Злой Писатель.
– Это первая часть моего «Концерта для капели, ручья и синицы». Как жалко, что не смогу сыграть вторую часть: там нужно сопровождение фортепиано…
– Будет вам сопровождение Берты Ковель! – уверенно воскликнул Злой. – Пойдёмте к Леонтьевым!
Мы собрались и пошли в дом через дорогу. Увидев шумную толпу, встревоженная Люсьена воскликнула: «Ах!»
– Мадам, – дипломатично начал Злой Писатель, – вы нам необходимы. Это Лёня… – Он начал рассказывать о гениальности скрипача и о дивной музыке.
– Жора, – крикнула Люсьена, – мели кофейные зёрна! У нас гости!
Пока мы рассаживались на венских стульях, Люсьена подошла к Лёне Раппопорту и спросила шёпотом: «Шпрехен зи дойч?» Лёня молча кивнул.
Люсьена села за пианино. Лёня поцеловал скрипку:
– Пожалуйста, звон капелей и пенье ручейка…
Пианистка сказала: «Яволь» – и сотворила звон капелей.
Лёня послушал, сказал: «Данке шён» – и заиграл…
Лёня играл тонко,
измывался над нами
и заставлял плакать.
А Люсьена вдохновенно
подыгрывала скрипичному гению
и очень удачно
изображала птичку
на последней октаве.
* * *
…А в марте-апреле
к нам может явиться
«Концерт для капели,
ручья и синицы».
Весенние звуки
тревожны и зыбки.
Прозрачные руки
на тоненькой скрипке.
Серебряный ключик
звенит и смеётся.
А солнечный лучик
по струнам крадётся.
Теплее и шире
небесная синь…
Кап-кап, тири-лири,
цы-вить и цы-винь!
Свидетельство о публикации №119031804790
Александр Сизухин 18.03.2019 17:43 Заявить о нарушении
Андрей Ал Васильев 19.03.2019 11:50 Заявить о нарушении