Тринадцатый день гекатомбеона

В ночь на день тринадцатый гекатомбеона, [1]
Под ножами эллинов сто быков падет,
Ибо так во славие бога Аполлона,
Начинался в Аттике каждый новый год.

Боги олимпийские, правя неуклонно,
Пронеслись в столетиях, сущность затая,
В этот день тринадцатый гекатомбеона
В мире человеческом появился я.

И, рожденный вечером, но под светлым небом,
На руках Илифии [2] набирался сил,
И повязан узами был с великим Фебом,
Ибо дух поэзии он в меня вселил.

Но ко мне приблизиться не смогла Мегера,
Зависть мне неведома до скончанья дней,
Ведь моим рождением управляла Гера,
Потому любовь моя безгранична к ней.

Чтоб размер не сдерживал, как триеру [3] якорь,
Жесткий метр циклический, я второй стопой
После хореической вставлю месомакр, [4]
Чтобы Гера славилась новою строфой.
 
По стезе, проложенной эллинским аэдом
Гимнами античными, вновь иду и я,
Воспою Европию [5] новым логаэдом,
Славься, волоокая, вне небытия!

28 июня 2016 г.


[1] Гекатомбеон – первый месяц аттического календаря, соответствующий периоду с 15 июля по 15 августа. Название происходит от слова "гекатомба". Гекатомбой называлось жертвоприношение в количестве ста быков, которое приносилось богу Аполлону. Тринадцатый день гекатомбеона соответствует 27 июлю. Первые двенадцать дней гекатомбеона посвящались богу жатвы Крону, которому приносились жертвоприношения в виде злаковых колосьев и зерен, а потому в первые двенадцать дней гекатомбеона нельзя было приносить жертвоприношение в виде мяса животных. Первым свободным днем, когда такое жертвоприношение было возможным, стал тринадцатый день гекатомбеона.

[2] Илифия – дочь Зевса и Гера, богиня деторождения.

[3] Триера – боевой древнегреческий корабль с тремя рядами весел, расположенных в шахматном порядке на трех ярусах, расположенных один над другим, с каждого борта. Древнеримским аналогом триеры являлась трирема.

[4] Месомакр – пятисложная стопа с третьим ударным слогом и двумя первыми и двумя последними безударными слогами. Таким образом, в центре месомакра находится один ударный слог, окруженный двумя безударными в начале и в конце стопы. Происходит от слов "месос" (центр) и "макрос" (ударный).

[5] Европия – эпитет богини Геры, распространенный в греческом городе Аргосе.


Рецензии