Сизиф

"Подлостью своей, эфирский басилевс, [1]
Ты без труда превзойдешь и семерых
Злых хитрецов, которых сотворить
Боги смогли бы, была бы в том нужда;
Знай же, над рекою Стикс поклялся Зевс:
Вечно тебе находиться у горы
В царстве теней, чтобы камень катить
Вверх, но не достичь вершины никогда.

Быть тебе одиноким, Сизиф; приговор наш суров,
Но такие, как ты, никакого сочувствия не вызывают.
Неприступные острые скалы равнину с горой окружают,
Никому не проникнут туда, кроме нас и богов."

Так провозгласили трое судей [2]
Царствия Аида, и Сизиф
В круговерти бесконечных буден
Катит камень, голову склонив.

Пот бежит солеными ручьями
По его лицу, из глаз слезами
Льется, затуманивая взор,
Но опять с горы сорвется камень,
Неудержный влажными руками;
Так вершится строгий приговор.

Но однажды трудиться Сизиф прекратил,
Больше камень к вершине уже не катил,
Надоело ему выбиваться из сил,
Он расслабил усталые плечи.
Не замедлили судьи явиться к нему.
"Против воли ты нашей пошел почему?
Не позволено так поступать никому
И никто нам не смеет перечить.

На тебя наше царство управу найдет,
Испытаешь страдания, жаждой томим,
Заточенный в холодный и сумрачный грот,
Навсегда ты простишься с бунтарством своим."

"По природе своей все придурки едины,
Будь они родом с Крита иль родом с Эгины!" - [3]
Так ответил Сизиф, театрально зевнул,
Лег на землю спиной к ним и крепко заснул.

Оскорбившись бесстыдством, проявленным столь неприкрыто,
Возмущенные судьи найти поспешили Аида,
Стали кары Сизифу придумывать наперебой,
Только мудрый Аид им в ответ покачал головой

И промолвил: "Коварен Сизиф и опасен,
План, придуманный им, мне понятен и ясен,
Он не зря нагрубил вам, ехидно дерзя,
Ведь ничем наказать его больше нельзя.

Как Сизифа доставить в места заточенья
Для того, чтобы этим обречь на мученья,
У горы в то же время оставив его,
От которой тому гиппикона [4] и на два 
Удаляться нельзя? Так озвучена клятва,
Да к тому же и Зевса еще самого!" [5]

Иногда, утомленный изрядно бездельем и скукой,
Катит камень Сизиф для того, чтобы тело размять,
Но нельзя исключать, сколь ни странно, что он и другую имеет причину:
С той поры, как бессмысленный труд, обернувшийся мукой,
Не приходится больше ему, выбиваясь из сил, выполнять,
Часто думает он: "Может всё-таки камень удастся вкатить на вершину?"

14 декабря 2007 г.


[1] Сизиф был басилевсом (правителем) города Эфиры, который сам же и основал.
Позже этом город стал называться Коринфом.

[2] Трое судей – Эак, Минос и Радамант. Все трое были смертными.
Когда они попали в подземное царство Аида, боги решили именно их сделать судьями
царства мертвых.
Минос и Радамант были братьями.

[3] Минос и Радамант были родом с Крита, а Эак – родом с острова Эгина.
Первоначально этот остров назывался Ойнона, но Зевс, похитивший Эгину, дочь речного царя Асопа, удалился с ней на этот остров, который и переименовал ее именем.
Эак был сыном Зевсом и Эгины. Именно Сизиф сообщил Асопу, что ее дочь похитил Зевс. Асоп попытался отомстить Зевсу за похищение любимой дочери, и Зевс вынужден был спасаться от гнева Асопа. Для этого он превратился в большой камень, и Асоп прошел мимо него, не подозревая, что Зевс находится рядом с ним.
Когда Зевс узнал, что виновником его неприятностей был именно Сизиф, гнев его был беспределен, тем более, что Сизиф уже запятнал себя всякими грязными делами.
Зевс решил отправил Сизифа в царство мертвых, но Сизифу дважды удалось, благодаря своей хитрости, этого избегнуть: один раз он обманул бога смерти Таната, а второй раз – Персефону, жену Аида.
Лишь с третьего раза он попал в подземный мир навсегда, когда Гермес силой его доставил туда. Тогда-то Зевс и придумал кару Сизифу: тот должен был вечно катить к вершине горы камень, который был таких же размеров, как и камень, в который превратился Зевс, спасаясь от преследования Асопа.

[4] Гиппикон – древнегреческая мера длины, равная приблизительно 740 метрам.

[5] Клятва над рекой Стикс считается самой страшной. Бог, который нарушит такую клятву, будет год бездыханным, затем девять лет он будет отлучен от других богов и жить вдали от них, и только потом ему будет разрешено вернуться и стать таким же богом, каким он был до нарушения клятвы.
Сам Сизиф не мог покинуть то место в Аиде, куда его послали для того, чтобы он вечно катил в гору камень. Но если бы его перенесли оттуда насильно в другое место, чтобы подвергнуть наказанию(заключив в холодную пещеру, например), то клятва Зевса, произнесенная им над рекою Стикс и предрекающая Сизифу вечно находиться у горы, оказалась бы нарушена, что повлекло бы за собой для громовержца самые неприятные последствия.


Рецензии